2-130-11 Вербин Г.В. к УПФ РФ в г. Октябрьский РБ о включении в специальный стаж службу в армии, и признании права на досрочную трудовую пенсию



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

РБ, г.Октябрьский 12 января 2011 г.

Октябрьский городской суд РБ в составе:

председательствующего судьи Орлова С.А.,

при секретаре Миндияровой З.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вербина ФИО6 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Октябрьский РБ о включении в специальный стаж службу в армии, и признании права на досрочную трудовую пенсию,

установил:

Вербин Г.В. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ УПФ РФ в г. Октябрьский РБ о признании права на досрочную трудовую пенсию. Заявление мотивировано тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец работает с детьми в должности директора-тренера-преподавателя детско-юношеской спортивной школы, имеет специальный педагогический стаж 25 лет. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Октябрьский за установлением досрочной трудовой пенсии, решением от ДД.ММ.ГГГГ в назначении таковой ответчик отказал по мотиву отсутствия необходимого специального стажа, не засчитав период службы истца в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Считает данное решение незаконным, просит суд включить ему указанный период службы в льготный стаж и обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня обращения ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Вербин Г.В. исковые требования поддержал по вышеизложенным доводам, пояснил, что исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении № 2-П от 29.01.2004 года, подлежит применению Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 об утверждении Списков, в соответствии с которыми в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости включались периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР.

Представитель ответчика по доверенности Абдуллина Е.Н. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что в период службы в рядах Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец не занимался педагогической деятельностью и ни одним из Списков учреждений и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, не предусмотрено включение периода службы в армии в педагогический стаж. Доводы истца о применении Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 полагает несостоятельными, поскольку данное Постановление не применяется при назначении пенсий с 01 октября 1993 года в связи с его отменой Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953, в то время как постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П было установлено, что в целях реализации пенсионных прав могут применяться только нормативные правовые акты, действовавшие на 31.12.2001 года. Просит в удовлетворении иска отказать, т.к. у Вербина Г.В. отсутствует требуемый стаж 25 лет педагогической деятельности, его стаж по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года составляет 15 лет 03 месяца 14 дней.

Исследовав материалы гражданского дела, выслушав участников процесса, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из решения УПФ РФ в г. Октябрьском от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Вербину Г.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого не менее 25 лет педагогического стажа в учреждениях для детей. УПФ признает наличие у истца специального трудового стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, на момент обращения за ее назначением 15 лет 03 месяца 14 дней. При этом в подсчет не включены период службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве директора, тренера-преподавателя Детско-юношеской спортивной школы № 1, что является неправомерным.

В судебном заседании и материалами дела установлено, что Вербин Г.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Вооруженных Силах СССР (военный билет ВО №), с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает директором-тренером-преподавателем Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа № 1» городского округа г. Октябрьский РБ (трудовая книжка № №, справка № от ДД.ММ.ГГГГ).

При сложении указанных периодов со специальным стажем работы, признаваемым Управлением пенсионного фонда - 15 лет 03 месяца 14 дней специальный стаж по осуществлению педагогической деятельности в учреждениях для детей на момент обращения истца за назначением пенсии - на ДД.ММ.ГГГГ составляет более 25 лет.

Доводы представителя ответчика о том, что период службы истца в Вооруженных силах СССР не должен включаться в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, несостоятельны.

По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

В соответствии с пп. «г» п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР…

Вместе с тем, согласно пп. «б» п. 3 Приложения 6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР № 94 от 16.05.1985 г., учителям, преподавателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитываются следующие периоды времени при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы - время службы в Вооруженных Силах СССР (в том числе в войсках МВД, в войсках и органах КГБ), кроме периодов, перечисленных в подпунктах «б,в,г» пункта 1.

В период прохождения Вербиным Г.В. военной службы в рядах Советской армии действовал Закон СССР от 12.10.1967 г. «О всеобщей воинской обязанности», согласно ст. 78 которого, солдатам, матросам, сержантам и старшинам срочной службы и лицам, призванным на офицерские должности в соответствии с пунктом 2 статьи 66 настоящего Закона, время их действительной военной службы, кроме того, засчитывается и в стаж работы по специальности при условии, если они не позднее 3-месячного срока (а по уважительным причинам и более этого срока) после увольнения в запас приступят к работе по полученной до призыва специальности.

Из представленных суду документов усматривается, что Вербин Г.В. назначен директором детской юношеской спортивной школы ДД.ММ.ГГГГ, то есть не позднее трех месяцев со дня окончания службы в Вооруженных Силах СССР ДД.ММ.ГГГГ

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Таким образом, на период прохождения истцом службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

С учетом изложенных обстоятельств и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, определяющей возможность исчисления указанного стажа по нормам действовавшего до 1 января 2002 г. законодательства, спорный период времени прохождения Вербиным Г.В. службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Поскольку на ДД.ММ.ГГГГ у Вербина Г.В. имелся стаж работы в качестве директора, тренера-преподавателя Детско-юношеской спортивной школы № продолжительностью более <данные изъяты>, период его работы в данной должности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежит включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 193-197, 199 ГПК РФ,

решил:

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Октябрьский Республики Башкортостан включить в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию период службы Вербина ФИО7 в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг.

Признать отказ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Октябрьский Республики Башкортостан в назначении досрочной трудовой пенсии по старости № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Октябрьский Республики Башкортостан назначить Вербину ФИО8 досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда РФ в г. Октябрьский Республики Башкортостан в пользу Вербина ФИО9 уплаченную государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд <адрес> в течение десяти суток.

Судья Орлов С.А.