2-17/2011 прокурор г. Октябрьский РБ в интересах Хемий Н.Н к Администрации городского округа г.Октябрьский РБ



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 января 2010 г. г. Октябрьский

Октябрьский городской суд РБ в составе председательствующего судьи Фаттахова А.Ф. с участием прокурора Меркиданово й Т.Н., при секретаре Салиховой Э.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Октябрьский РБ в интересах Хемий Н.Н. к Администрации ГО г. Октябрьский РБ, к Правительству Республики Башкортостан, третьи лица Министерство финансов РБ, Министерство Образования РБ, Министерство экономического развития РБ, МАУ Комитет по жилищной политике ГО г. Октябрьский, о возложения обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Октябрьский РБ в интересах Хемий Н.Н., обратился в суд с иском согласно последнего уточнения, к Администрации ГО г. Октябрьский РБ, к Правительству РБ,, об обязании Администрации ГО г. Октябрьский РБ, и Правительство Республики Башкортостан предоставить Хемий Н.Н. жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории г. Октябрьский РБ общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной Постановлением Правительства РБ № от <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Решением Октябрьского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №Об учетных нормах и нормах предоставления гражданам жилой площади по договорам социального найма « - не менее <данные изъяты>., но не более <данные изъяты>. метров общей площади, мотивируя тем, что Хемий Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ является <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. воспитывалась в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. обучалась на дневном отделении <данные изъяты> городского округа г. Октябрьский проживала в общежитии данного образовательного учреждения.

ДД.ММ.ГГГГ. Хемий Н.Н. включена в список Администрации ГО г. Октябрьский на внеочередного получения жилья, под №. Однако до настоящего времени Хемий Н.Н. жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами ЖК РФ, 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не предоставили.

Прокурор Меркиданова Т.Н., Хемий Н.Н. исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в уточненном исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации ГО г. Октябрьский РБ по доверенности Пальчинский А.Е. - исковые требования не признал, пояснив, что заявки ими были направлены в Министерство образования РБ, свои обязанности по законодательству выполнили. Правительство РБ выделило денежные средства на <данные изъяты>.

Представитель ответчика - Правительства Республики Башкортостан - на судебное заседание не явились повторно, доказательств уважительности причин неявки не представили, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, судебной повесткой, расписка о получении в деле имеется, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика.

Представитель 3 лица - МУП «Комитета по жилищной политике» Храмова М.В. пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ ими были направлена заявки в Министерство образования РБ на <данные изъяты>, затем Министерство образования РБ запросило заявку лишь на <данные изъяты> по списку; из выделенного Администрации лимита приобрести истцам жилье не представляется возможным. В ДД.ММ.ГГГГ жильем был обеспечен всего один <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ ни одного, в ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ. выделили средства на <данные изъяты>, финансирование недостаточно.

Представители 3-лиц Министерства финансов РБ, Министерства образования РБ, Министерства экономического развития РБ - надлежащим образом извещенные о времени месте судебного разбирательства судебными повестками, расписки о получении в деле имеются, на судебное заседание не явились, Министерство образования РБ, Министерство экономического развития РБ направили письменные отзывы на исковое заявление, и ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

Исследовав материалы гражданского дела, выслушав всех участников процесса, суд приходит к следующим вводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища

Согласно ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение»

В соответствии со ст.26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ «К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:... 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Из вышеприведенных норм законодательства предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.

Согласно ч.1, 3 ст.49 ЖК РФ «По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда..... Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.»

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, « липам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъекта РФ и относится к расходным обязательствам субъектов РФ...

Постановлением Правительства РБ от 20.07.2007 г. № «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, которая для одиноко проживающих детей-сирот должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более <данные изъяты>

Порядок предоставления жилья <данные изъяты> и финансирования расходов по его предоставлению определен Постановлением Правительства РБ от 20.07.2007 г. № «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно положениям данного нормативного акта финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения. Для этого Администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан должны представлять в Министерство образования Республики Башкортостан:

<данные изъяты>, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений;

заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, на предстоящий год по форме согласно приложению № к настоящему Постановлению;

документы, подтверждающие стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам. После чего Министерство образования РБ формирует сводный список (банк данных) <данные изъяты>, ежегодно по заявкам администраций муниципальных районов и городских округов РБ представляет в Министерство экономического развития РБ заявку на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем <данные изъяты>; и вносит предложения о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели в республиканской адресной инвестиционной программе, между администрациями муниципальных районов и городских округов РБ; а также представляет в Министерство финансов РБ заявки на выделение средств из бюджета РБ на финансирование указанных расходов и информацию о фактическом использовании выделенных средств.

Оплата жилья, приобретаемого <данные изъяты>, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан.

Согласно п.4 Постановления Министерству экономического развития Республики Башкортостан ежегодно постановлено предусматривать в республиканской адресной инвестиционной программе лимиты капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.

Администрация ГО г. Октябрьский РБ согласно ст. 12 Конституции РФ, как местное самоуправление, признается и гарантируется в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти. Она обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также может наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст. 132) Из ст.132 Конституции РФ, как указал Конституционный суд РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта РФ - и только в форме закона, с учетом установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий РФ и субъектов РФ ( статьи 71,72,73). Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. №-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Пунктом 1 ст.1 Закона РБ от ДД.ММ.ГГГГ № ( в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в ст.2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в РБ, наделяются государственными полномочиями РБ по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях)

В силу положений ст. 4,6,8 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ. № «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо поле возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии <данные изъяты>, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.

Таким образом, обязанность обеспечения соистцов жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на Администрацию ГО г. Октябрьский РБ лишь при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на <данные изъяты>, жилыми помещениями.

Как установлено судом, и не оспаривается лицами участвующими в деле, во исполнение Постановления Правительства РБ № 200 от 20.07.2007 г, Администрацией ГО г. Октябрьский РБ ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства образования РБ, подана заявка на ДД.ММ.ГГГГ с включением в список Хемий Н.Н. за № на финансирование из бюджета РБ расходов по обеспечению <данные изъяты> общей площадью стоимостью <данные изъяты>., для формирования сводного списка (банка данных) <данные изъяты>, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, для представления последним в Министерство экономического развития РБ заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем <данные изъяты>, а в Министерство финансов РБ - заявки (Министерства образования РБ) на выделение средств из бюджета РБ на финансирование указанных расходов. Аналогичную заявку Администрация ГО г. Октябрьский РБ в адрес Министерства образования РБ, подавала и в ДД.ММ.ГГГГ а именно ДД.ММ.ГГГГ., где Хемий Н.Н. стоит под №

Распоряжениями Правительства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ распределены лимиты государственных капитальных вложений на обеспечение в ДД.ММ.ГГГГ жилыми помещениями <данные изъяты>, в сумме <данные изъяты> из них на город Октябрьский выделено <данные изъяты>. Распоряжением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № выделено <данные изъяты> из них на г. Октябрьский <данные изъяты>.

Между тем, по заявке Министерства образования Республики Башкортостан, представленной в Министерство Финансов Республики Башкортостан на обеспечение жилыми помещениями <данные изъяты>, а так же лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на Регистрационном учете в администрациях муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на регистрационном учете состоят <данные изъяты>, из них по городу Октябрьский Республики Башкортостан - <данные изъяты>, в том числе под № в эту заявку включена Хемий Н.Н.

Аналогичную заявку Министерство образования Республики Башкортостан, в Министерство Финансов Республики Башкортостан на обеспечение жилыми помещениями <данные изъяты>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ направлялась ДД.ММ.ГГГГ., где Хемий Н.Н. так же фигурирует в этом списке под №, которая до настоящего времени не обеспечена в установленном порядке жилым помещением, несмотря на то, что о своем праве на внеочередного получения жилья она заявила в ДД.ММ.ГГГГ

Однако суд считает, что обеспечение вне очереди жилыми помещениями <данные изъяты>, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств, соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.

Из вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что права Хемий Н.Н. на получение жилья были нарушены в результате невыполнения своих обязанностей Правительством РБ, в должном размере не осуществляющем финансирование упомянутых расходов, что и является причиной не обеспечения её жильем до настоящего времени.

Иск прокурора подлежит удовлетворению в части возложения обязанности по предоставлению жилья Хемий Н.Н. - на Правительство Республики Башкортостан, в иске ко второму ответчику - Администрации ГО г. Октябрьский РБ - суд отказывает.

Руководствуясь ст.ст.12,194-197,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Хемий Н.Н жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории г.Октябрьского РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты>, но не более <данные изъяты>.

В иске прокурора г. Октябрьский РБ в интересах Хемий Н.Н. к Администрации ГО г.Октябрьский РБ об обязании предоставления жилья - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ, в течении 10 дней, через Октябрьский городской суд РБ.

Председательствующий: