2-737/2011 прокурор г.Октябрьский РБ в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц об оспаривании решения Совета городского округа г.Октябрьский РБ от 24 декабря 2010 года № 358



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Октябрьский РБ 04 мая 2011 год

Октябрьский городской суд РБ в составе:

председательствующего судьи Р.Х. Шарифуллиной,

с участием ст.помощника прокурора г.Октябрьский РБ Гареева М.З.,

при секретаре Соловьевой Л.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-737-11 по заявлению прокурора г.Октябрьский РБ в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц об оспаривании решения Совета городского округа г.Октябрьский РБ от ДД.ММ.ГГГГ №

у с т а н о в и л:

Прокурор г.Октябрьский РБ в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Совета городского округа г.Октябрьский РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, которым установлен размерплаты за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решениеоб установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения на ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что данное решение принято с явными нарушениями закона. В действующем федеральном законодательстве установлен специальный порядок реализации ч.4 ст.158 Жилищного кодекса РФ. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Как следует из пунктов 34 и 36 указанных Правил в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации. В случае, если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления в соответствии с ч.4 ст.158 ЖК РФ устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Пунктом 8 названного Постановления Правительства РФ от 15.08.2006 года № установлено, что разъяснения о применении правил, утвержденных этим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации. Как следует из письма Минрегиона РФ от 05.03.2009 №, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться органами местного самоуправления в случаях и в порядке, указанных в пунктах 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №. Установление органами местного самоуправления указанной платы в иных случаях не соответствует законодательству Российской Федерации. Таким образом, действующее федеральное законодательство установило единственно возможный порядок установления органом местного самоуправления платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решение об установлении соответствующей платы. При этом ссылка в оспариваемом решении на ст.ст.154,158 ЖК РФ, а также на Федеральный закон от 06.10.2003 года №-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является необоснованной, поскольку ни одна из этих норм законов не предоставляет право представительному органу местного самоуправления устанавливать размер платы в нарушение порядка, закрепленного в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №, применение которых регламентировано письмом Минрегиона РФ от 05.03.2009 № Между тем, исходя из требований ч.1 ст.14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в частности, относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ. Таким образом, указанное решение принято за пределами полномочий, т.е. свидетельствует о нарушении компетенции органов государственной власти (Правительства РФ) при принятии нормативных правовых актов, что является коррупциогенным фактором, оно незаконно возлагает обязанность на собственников многоквартирных домов городского округа вносить плату, установление размера которой в решении экономически не мотивировано и противоречит порядку установления платы, закрепленному в вышеуказанном федеральном законодательстве. Прокурор г.Октябрьский РБ просит признать решение Совета городского округа город Октябрьский от 24.12.2010 года № «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2011 год» противоречащим пунктам 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № применение которых регламентировано письмом Минрегиона РФ от 05.03.2009 года № и недействующим.

В настоящем судебном заседании ст.помощник прокурора г.Октябрьский РБ Гареев М.З. поддержал заявление по изложенным в нем доводам.

Представитель Совета городского округа г.Октябрьский РБ по доверенности Пальчинский А.Е. считает заявление необоснованным, пояснил, что оспариваемое решение принято Советом городского округа г.Октябрьский РБ в пределах имеющихся полномочий и в соответствии с действующим законодательством в области жилищных отношений, пунктам 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме не противоречит. Письмо Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № на которое ссылается прокурор, не является нормативным актом.

Выслушав участников процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Оспариваемое прокурором г.Октябрьский РБ решение Совета городского округа город Октябрьский от ДД.ММ.ГГГГ № регулирует отношения по внесению платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения; в силу п.11 ч.1 ст.4 Жилищного кодекса РФ относящиеся к сфере жилищного законодательства.

В соответствии с ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, … на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно чч.2,7 ст.5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги (ч.2 ст.154 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии со ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).

Во исполнение ст.ст.154,158 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ Советом городского округа г.Октябрьский РБ было принято решение №, которым установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных жилых домах, не принявших на общем собрании решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения. Данное решение опубликовано в газете «Октябрьский нефтяник» № от ДД.ММ.ГГГГ.

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений закреплены в ст.14 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ч.1 ст.4 Устава городского округа г.Октябрьский РБ (с изменениями, внесенными решением от ДД.ММ.ГГГГ №) к вопросам местного значения Городского округа относится формирование, утверждение, исполнении бюджета Городского округа и контроль за исполнением данного бюджета.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Городского округа обладают следующими полномочиями: … 4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами (п.4 ч.1 ст.5 Устава).

Полномочия Совета городского округа определены ст.18 Устава, согласно ч.5 данной статьи иные полномочия Совета определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними Конституцией Республики Башкортостан, законами Республики Башкортостан и Уставом.

Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 22.03.2011 года № 357-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дудкина Ивана Дмитриевича на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления в соответствии с ч.4 ст.158 Жилищного кодекса РФ полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме не препятствует осуществлению собственниками помещений в многоквартирном доме права по самостоятельному установлению данной платы, так как реализация указанного полномочия органов местного самоуправления обусловлена отсутствием соответствующего волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме. Оспариваемое законоположение (ч.4 ст.158 Жилищного кодекса РФ) направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства, что соответствует интересам как собственников помещений в многоквартирном доме, так и иных участников жилищных правоотношений.

Часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ не предполагает возможности принятия органами местного самоуправления произвольных решений. Реализуя полномочие по установлению размера платы за ремонт и содержание жилого помещения, органы местного самоуправления должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных правоотношений.

В силу ч.3 ст.39 Жилищного кодекса РФ Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 34 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 года № «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.

Пунктом 36 указанных Правил установлено, что в случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Законодательство о гражданском судопроизводстве устанавливает, что предметом производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов является проверка оспариваемого нормативного правового акта на предмет его соответствия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктам 34 и 36 которых по мнению прокурора г.Октябрьский РБ противоречит решение Совета городского округа г.Октябрьский РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, - являются подзаконным актом. Кроме того, пунктом 34 Правил регулируется установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не принявших решение о способе управления многоквартирным домом.

После вступления в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ Жилищного кодекса РФ все многоквартирные жилые дома в г.Октябрьский РБ приняли решение о способе управления многоквартирными домами.

Не могут служить основанием к отмене оспариваемого решения доводы прокурора о незаконном возложении на собственников жилых помещений обязанности вносить плату, установление размера которой в решении экономически не мотивировано и противоречит порядку установления указанной платы, поскольку в приведенных прокурором Правилах и письме Минрегиона РФ от 05.03.2009 года №, по сравнению с которым Жилищный кодекс РФ имеет большую юридическую силу, не содержится указание на конкретные размеры платы. Правомерность различных тарифов, установленных в оспариваемом решении, прокурором не оспаривается ни в протесте от ДД.ММ.ГГГГ, ни в настоящем судебном заседании.

Решение Совета городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № после его опубликования ДД.ММ.ГГГГ по основанию экономической не мотивированности - никем не оспаривалось.

Согласно ч.1 ст.253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствуют действующему законодательству, издан в пределах полномочий Совета городского округа г.Октябрьский РБ, заявление прокурора г.Октябрьский РБ суд оставляет без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.12,193,194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора г.Октябрьский РБ о признании решения Совета городского округа город Октябрьский РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решениеоб установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2011 год» противоречащим пунктам 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и недействующим - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ через Октябрьский городской суд РБ в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Р.Х. Шарифуллина