2-834/2011 Валиуллина О.Н к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Октябрьский о признании отказа незаконным, включении периода работы в специальный стаж, и назначении досрочной трудовой пенсии



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 мая 2011 года РБ, г. Октябрьский

Октябрьский городской суд РБ в составе председательствующего судьи Орлова С.А.

при секретаре Мельниковой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-834-11 по иску Валиуллиной О.Н к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Октябрьский о признании отказа незаконным, включении периода работы в специальный стаж, и назначении досрочной трудовой пенсии,

установил:

Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Октябрьский (далее ГУ УПФ РФ в г. Октябрьский) от ДД.ММ.ГГГГ Валиуллиной О.Н. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемых <данные изъяты> лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом ответчик при определении права на досрочную трудовую пенсию установил наличие у Валиуллиной О.Н. стажа лечебной деятельности на момент обращения за досрочной трудовой пенсией <данные изъяты> <данные изъяты>. В стаж ее работы не был включен период работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в санатории-профилактории <данные изъяты> т.к. данный санаторий находился в структуре <данные изъяты> не являвшегося учреждением здравоохранения, работа в котором дает право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью.

Валиуллина О.Н. обратилась в суд с иском, уточнив его ДД.ММ.ГГГГ, к ГУ УПФ РФ в г. Октябрьский о признании незаконным указанного решения по тем основаниям, что оно ущемляет ее конституционные права и интересы. В обоснование заявления указано, что истица работала полный рабочий день в санатории-профилактории <данные изъяты> в предусмотренной штатным расписанием должности <данные изъяты> непрерывно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностные обязанности и функции истицы, осуществлявшей лечебную деятельность, в указанный период времени не менялись, изменилось лишь наименование организации. Истица просит обязать ГУ УПФ РФ в г. Октябрьский включить в специальный стаж период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в должности <данные изъяты> в санатории профилактории <данные изъяты> и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ - с момента наступления права на таковую. В судебном заседании Валиуллина О.Н. и её представитель адвокат Аминева Г.Ф. исковые требования поддержали по изложенным основаниям.

Представитель ответчика Абдуллина Е.Н. (доверенность в деле) иск не признала, пояснила, что на основании представленных Валиуллиной О.Н. документов для назначения досрочной трудовой пенсии по старости ее специальный трудовой стаж составляет <данные изъяты> При этом расчет стажа истицы произведен из наиболее выгодного для нее периода. Из подсчета специального трудового стажа исключен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в должности <данные изъяты> в Санатории-профилактории <данные изъяты> не являвшегося самостоятельным юридическим лицом, а находившегося в структуре <данные изъяты> (с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>), который, не будучи учреждением здравоохранения, не предусмотрен Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №. Кроме того, санаторий-профилакторий <данные изъяты> по своему профилю не входит в утвержденный постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. список санаториев (курортов), работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Из решения ГУ УПФ РФ в г. Октябрьский от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что Валиуллиной О.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемых <данные изъяты> лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. ГУ УПФ признает наличие у истицы специального трудового стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, на момент обращения за ее назначением <данные изъяты>. При этом в подсчет не включен периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в санатории-профилактории <данные изъяты>, что является неправомерным.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (п.1 ст. 27 и подп. 7-13 п.1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании.

Из трудовой книжки истицы следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала <данные изъяты>, <данные изъяты> в санатории-профилактории <данные изъяты> В судебном заседании установлено, что, имея специальность <данные изъяты>, Валиуллина О.Н. исполняла обязанности <данные изъяты>, предусмотренные должностной инструкцией, проходила курсы повышения квалификации по специальности <данные изъяты>, что подтверждается приложенными в дело дипломом и свидетельствами. Аналогичные обязанности с тождественными функциями и условиями деятельности Валиуллина исполняла и после, когда в ДД.ММ.ГГГГ была переведена на такую же должность – <данные изъяты> в <данные изъяты> период работы в котором признан Управлением Пенсионного фонда дающим право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости.

Доводы представителя ответчика о том, что санаторий-профилакторий <данные изъяты> как подразделение <данные изъяты> не является учреждением здравоохранения и не предусмотрен Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, а потому работа в нем не дает истице право на досрочную трудовую пенсию, несостоятельны.

Согласно действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №) работа в должности медицинских сестер санатория (курорта) включалась в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, независимо от профиля данного учреждения.

Также ранее действовавший Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требования о том, чтобы лечебная деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.

Эта правовая позиция отражена и в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии»:…, принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 193 – 197, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать отказ Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Октябрьский Республики Башкортостан в назначении досрочной трудовой пенсии по старости № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Октябрьский Республики Башкортостан включить в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию период работы Валиуллиной О.Н в должности <данные изъяты> в санатории профилактории <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Октябрьский Республики Башкортостан назначить Валиуллиной О.Н досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Октябрьский Республики Башкортостан в пользу Валиуллиной О.Н уплаченную государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение десяти суток.

Судья С.А. Орлов