2-1210/2011 Дубров Н.М, Песковацкова В.В к Совету городского округа город Октябрьский о признании недействующим решения об установлении платы за содержание и капитальный ремонт жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июня 2011 года                           город Октябрьский РБ

Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующей судьи Свистун Т.К., при секретаре Заляевой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело                  № 2-1210-11 по исковому заявлению Дуброва Н.М, Песковацкова В.В к Совету городского округа город Октябрьский о признании недействующим решения об установлении платы за содержание и капитальный ремонт жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Дубров Н.М., Песковацков В.В. обратились в суд с заявлением об оспаривании решения Совета городского округа г.Октябрьский РБ от ДД.ММ.ГГГГ , которым установлены тарифы на оплату за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решениеоб установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения на ДД.ММ.ГГГГ.

Истцы считают, что решение принято в нарушение действующего законодательства, решение противоречит ст. 57 Конституции РФ, нормам ст. ст. 3, 6, 5, 8, 12, 15 Налогового Кодекса РФ.

Установление размеров платежей за коммунальные услуги установлено частью 4 ст.158 Жилищного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Разъяснение о применении правил, утвержденных этим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации. Из письма Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что не допускается установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме органами местного самоуправления. Аналогичные разъяснения содержаться и в других письмах Минрегиона РФ.

В судебном заседании истцы поддержали исковые требования, ссылаясь на главу 24 ГПК РФ, считают, что они вправе оспорить нормативный акт органа местного самоуправления. Глава 24 ГПК РФ не устанавливает срока обращения в суд за защитой нарушенного права по оспариванию нормативного акта органа местного самоуправления, в связи с чем, считают неприменимым заявление ответчика о применении пропуска срока оспаривания нормативного акта.

Представитель Совета городского округа г. Октябрьский РБ по доверенности (в деле) Пальчинский А.Е. не признал исковые требования, считает заявление необоснованным. Оспариваемое решение принято Советом городского округа город Октябрьский РБ в пределах имеющихся полномочий и в соответствии с действующим законодательством в области жилищных отношений, пунктам 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме не противоречит. Письма Минрегиона РФ, на которые ссылаются истцы, не являются нормативными актами, имеют характер рекомендаций.

Выслушав участников процесса и исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

         Требования Дуброва Н.М. и Песковацкова В.В. заявлены и приняты судом в порядке искового производства. Впоследствии истцами уточнены требования, решение Октябрьского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ оспаривается в порядке главы 24 ГПК РФ «Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части», настаивают на рассмотрении иска.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ, части 1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Оспариваемое решение Совета городского округа город Октябрьский от ДД.ММ.ГГГГ регулирует отношения по внесению платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения. В силу п.11 части 1 ст.4 ЖК РФ отношения регулируются нормами жилищного законодательства.

В соответствии с частью 1 ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, … на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии со ст.5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).

В соответствии со ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги (ст.154 ЖК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 154,158 ЖК РФ, Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ Советом городского округа г.Октябрьский РБ было принято решение , которым установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных жилых домах, не принявших на общем собрании решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения. Данное решение опубликовано в газете <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений определены в ст.14 ЖК РФ.

В соответствии со ст.16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ -ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится формирование, утверждение, исполнении бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 132) Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Полномочия Совета городского округа по утверждению тарифов на содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определены Конституцией РФ и РБ, законами РФ, в том числе ЖК РФ.

Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ                  -О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дудкина И.Д. на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что наделение органов местного самоуправления в соответствии с частью 4 ст.158 Жилищного кодекса РФ полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме не препятствует осуществлению собственниками помещений в многоквартирном доме права по самостоятельному установлению данной платы, так как реализация указанного полномочия органов местного самоуправления обусловлена отсутствием соответствующего волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме.

Право органа местного самоуправления на установление тарифов на оплату содержания и ремонта жилых помещений в многоквартирном доме соответствует действующему жилищному законодательству, не противоречит законодательству, регулирующему область других правоотношений, в частности Налогового Кодекса РФ, как утверждают истцы.

Утверждение тарифов и оплата коммунальных услуг, в том числе оплата за ремонт и содержание жилых помещений в многоквартирном доме не относится законодательством к налогам и сборам, регулируемым НК РФ.

    Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 39 ЖК РФ).

    В соответствии с пунктом 36 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности

В соответствии с пунктом 34 указанных Правил в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.

Законодательство о гражданском судопроизводстве устанавливает, что предметом производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов является проверка оспариваемого нормативного правового акта на предмет его соответствия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Несоответствие оспариваемого решения законодательству Российской Федерации - Жилищному Кодексу РФ, упомянутым Правилам, не установлено.

Согласно части 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствуют действующему законодательству, издан в пределах полномочий Совета городского округа г.Октябрьский РБ, суд полагает оставить иск Дуброва Н.М. и Песковацкова В.В. без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.12,193,194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Оставить без удовлетворения исковые требования Дуброва Н.М, Песковацкова В.В о признании недействующим решения Совета городского округа город Октябрьский от ДД.ММ.ГГГГ в части установления тарифа на капитальный ремонт собственников общего имущество многоквартирного дома, не принявших решение об установлении платы на содержание и ремонт на общем собрании собственников жилых помещений многоквартирного дома на ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение     10 дней через Октябрьский городской суд.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ через Октябрьский городской суд РБ в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья                           Свистун Т.К.