2-1818/2011 Чернов А.П. к администрации городского округа г.Октябрьский РБ о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 сентября 2011 года                                                                           город Октябрьский РБ

    Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Фаттахова А.Ф., при секретаре Козуровой Д.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1818-11 по иску Чернова А.П. к администрации городского округа г.Октябрьский РБ о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка,

у с т а н о в и л:

Чернов А.П. обратился в суд с иском к администрации городского округа г.Октябрьский РБ о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по <адрес>, во дворе жилых домов и на котором находится гараж указывая, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. является собственником указанного гаража. При обращении истца с заявлением о продаже ему спорного земельного участка, на котором находится гараж, получил отказ Комитета по управлению собственностью МЗИО РБ по г.Октябрьский со ссылкой на то, что земельный участок находится в общественно-деловой зоне исторического центра города и согласно градостроительному регламенту размещение гаражей является запрещенным видом использования. Земельные участки под индивидуальные гаражи в указанной зоне могут быть переданы только в аренду. Истец, считая указанный отказ незаконным, просит обязать Администрацию ГО г.Октябрьский заключить с ним договор купли-продажи данного земельного участка.

Истец Чернов А.П. надлежащим образом извещенный о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, письменным заявлением просит рассмотреть дело без его участия, исковые требования поддерживает. Его представитель по доверенности Гиниятуллина Л.А. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении доводам.

Представитель ответчика - Администрации городского округа г.Октябрьский РБ по доверенности Давыдова В.Н в судебное заседание не явилась, письменным заявлением просит рассмотреть дело без ее участия, с исковыми требованиями не согласна, указывая о том, что спорный земельный участок расположен в общественно-деловой зоне исторического центра города.

Представители третьих лиц Комитета по управлению собственностью Минземимущественных отношений РБ по г.Октябрьский и Отдела архитектуры и градостроительства городского округа г.Октябрьский РБ в судебное заседание не явились, письменными заявлениями просят рассмотреть дело без их участия, исковые требования не признают.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 3 Земельного кодекса РФ гласит: Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации …. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу…. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права ….

Согласно ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Из статьи 11 Земельного кодекса РФ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ст.15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами (ст.27 Земельного кодекса РФ).

В соответствии со ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду... Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Из статьи 29 Земельного кодекса РФ следует, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно ст.35 Земельного кодекса РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Согласно ст.56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:

1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;

4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

В статье 56.1 Земельного кодекса указано, что предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Как установлено судом и подтверждается имеющимися в деле доказательствами, Чернов А.П. на основании договора купли-продажи приобрел в собственность у Зиангировой Л.А. гараж находящийся по <адрес>, во дворе жилых домов и . Право собственности Чернова А.П. на указанный гараж подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

Ранее с Зиангировой Л.А. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка общей площадью <данные изъяты> с кадастровым , находящегося по <адрес>, во дворе жилых домов и для использования в целях - «для строительства индивидуального гаража», из категории - «земли населенных пунктов».

На заявление от ДД.ММ.ГГГГ о выкупе спорного земельного участка, Чернов А.П. получил отказ Комитета по управлению собственностью МЗиИО РБ по г.Октябрьский, в котором указано, что в соответствии с письмом администрации ГО г.Октябрьский от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки под индивидуальными гаражами, расположенными в зоне <данные изъяты> (общественно-деловой зоне исторического центра города), ограниченной <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, могут быть переданы только в аренду.

Перечисленные выше нормы Земельного кодекса РФ закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий этому лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержат ограничений указанного права по основаниям, на которые ссылается ответчик и представители третьих лиц. Спорный земельный участок относился и относится к категории «земли населенных пунктов», что указано как в договоре аренды, так и в кадастровом паспорте спорного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, где указан вид использования участка - разрешенное использование «для строительства индивидуального гаража».

Правила землепользования и застройки, градостроительного зонирования городского округа г.Октябрьский РБ, утвержденные решением Совета городского округа ДД.ММ.ГГГГ, на которые ссылается ответчик, были приняты ранее вышеуказанных документов, однако наличие упомянутых Правил не устанавливало каких-либо ограничений для истца при оформлении земельного участка. Истец получил спорный земельный участок в аренду и использует его в соответствии с целевым назначением. Каких-либо ограничений прав на землю, предусмотренных ст.56 Земельного кодекса РФ, установленных органами местного управления, для спорного земельного участка не зарегистрировано, он не является ограниченным в гражданском обороте.

Согласно п.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел судам надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч.5 ст.76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.

При изложенных выше обстоятельствах, отказ Чернову А.П. в выкупе спорного земельного участка для обслуживания и эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности гаража суд считает незаконным, в соответствии с ч.4 ст.445 ГК РФ удовлетворяет исковые требования истца, обязывая администрацию городского округа г.Октябрьский РБ заключить с ним договор купли-продажи спорного земельного участка. Руководствуясь ст.ст.12,193,194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию городского округа город Октябрьский РБ заключить с Черновым А.П договор купли-продажи земельного участка общей площадью <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, находящегося по <адрес> во дворе жилых домов и , на котором расположен гараж принадлежащий Чернову А.П.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ через Октябрьский городской суд РБ в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья:                                                                А.Ф.Фаттахов