Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Октябрьский РБ 27 декабря 2011 года Октябрьский городской суд РБ в составе председательствующего судьи Р.Х.Шарифуллиной, с участием помощника прокурора г.Октябрьский Насырова А.Р., при секретаре Соловьевой Л.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2402-11 по исковому заявлению прокурора г.Октябрьский в интересах неопределенного круга лиц к МВД РФ, МВД РБ, ОВД по г.Октябрьский РБ о приостановлении деятельности ИВС до устранения выявленных нарушений законодательства, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г.Октябрьский в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к Министерству внутренних дел РФ, Министерству внутренних дел РБ, Отделу внутренних дел по г.Октябрьский РБ о приостановлении деятельности ИВС до устранения выявленных нарушений законодательства, просит приостановить деятельность изолятора временного содержания отдела МВД России по г.Октябрьский до устранения выявленных нарушений требований законодательства и ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок и условия содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления в ИВС отдела МВД России по г.Октябрьский, а именно: исключить факт нахождения ИВС в подвальном помещении, установить в ИВС санитарный пропускник с параформалиновой электрической дезинфекционной камерой, завести журнал регистрации дезинфекции одежды и постельных принадлежностей, обеспечить наличие в ИВС специального помещения - карцера, оборудовать комнату подогрева пищи и мойки посуды в соответствии с установленными санитарными требованиями, в санитарном узле для персонала оборудовать кран к раковине, установить электроводонагреватель, электрополотенце, установить на всех дверях камер магнитно-контактные извещатели, предназначенные для установки на металлических поверхностях, обеспечить видеоконтроль на прилегающей к ИВС территории, осуществить блокировку строительных конструкций (стен, потолков, полов) ИВС на разрушение, заблокировать оконные проемы всех служебных помещений ИВС средствами охранно-тревожной сигнализации, на открытие и разбиение, оборудовать решетчатые двери блока камер средствами сигнализации, указав, что в ходе проверки выявлены нарушения, сам факт нахождения ИВС в подвальном помещении объективно не позволяет обеспечить надлежащие условия для содержания лиц, предусмотренные ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Несоответствие условий содержания лиц в ИВС ОВД по г.Октябрьский влечет обоснованное обращение лиц, содержащихся в ИВС, в органы прокуратуры с жалобами за защитой своих прав. В судебном заседании помощник прокурора г.Октябрьский Насыров А.Р. поддержал исковые требования прокурора г.Октябрьский РБ, на уточняющий вопрос суда пояснил, что просят приостановить деятельность ИВС до устранения выявленных нарушений, исключить факт нахождения ИВС в подвальном помещении, исключить нахождение лиц, содержащихся в ИВС, в подвальном помещении. Представители ответчиков Министерства внутренних дел РБ, Министерства внутренних дел РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (уведомление в деле, телефонограммой), причины неявки суду не сообщили. Представитель ответчика Отдела МВД России по г. Октябрьский по доверенности Сергеева А.И. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что ИВС находится в подвальном помещении, здание построено в ДД.ММ.ГГГГ задолго до принятия всех нормативных актов. ИВС имеет ограниченную площадь, в связи с отсутствием финансирования невозможно обеспечить исполнение всех требований прокурора. ИВС не является коммерческой организацией, финансируется строго по смете МВД РФ. Комната для подогрева пищи имеется, кран к раковине оборудован, электроводонагреватель установлен, журнал дезинфекции одежды заведен, система видеонаблюдения имеется, в каждой камере установлена система видеонаблюдения, придворовая территория ИВС также находится под контролем. Технические средства охраны смонтированы и работают исправно. <данные изъяты>, экстренных извещений о групповой или вспышечной заболеваемости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрировано. Нормы санитарной площади не нарушаются. Приостановление деятельности ИВС считает недопустимым, указанное повлечет к затягиванию судопроизводства, исключить факт нахождения ИВС в подвальном помещении невозможно; иск предъявлен в защиту прав лиц, содержащихся под стражей, однако права, предусмотренные ст.17 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» не нарушены. Считает, что от имени личного состава ОВД прокурор не вправе предъявлять требований, поскольку сотрудники ИВС сами могут обратиться в суд или вышестоящую инстанцию по поводу неудовлетворительных условий работы. Начальник ИВС по г.Октябрьский Малышев В.П. в судебном заседании пояснил, что в <адрес> запланировано строительство зонального ИВС, будет это не ранее ДД.ММ.ГГГГ Приостановление деятельности ИВС приведет к затягиванию судопроизводства, финансово невыгодно далеко ездить. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст.15 Конституции РФ « Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы… Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы... » Согласно ст.18 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.» В силу ст.45 Конституции РФ « Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.» В соответствии с ч.1 ст.10 Международного пакта о гражданских и политических правах - все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности. В соответствии с ч.3 ст.10 УПК РФ « Лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью. » Согласно ст.1 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» №-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.» Ст.4 названного ФЗ предусматривает, что «Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. » В соответствии со ст.9 ФЗ-103 Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных УПК РФ, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.» Согласно ст.15 103-ФЗ «В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.» Статьей 17 ФЗ-103 предусмотрены права подозреваемых и обвиняемых. В соответствии со ст.23 ФЗ-103 «Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. …..Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.» Согласно ст.24 ФЗ-103 «Лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.» Статья 32 ФЗ -103 предусмотрены основные требования обеспечения изоляции; ст.33 данного ФЗ - требования размещения в камерах. Согласно ст.34 ФЗ -103 «Подозреваемые и обвиняемые находятся в местах содержания под стражей под охраной и надзором и передвигаются по территориям этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей. В целях осуществления надзора может использоваться аудио- и видеотехника…». В соответствии со ст. 35 вышеназванного ФЗ « На территориях, которые непосредственно прилегают к изоляторам временного содержания и следственным изоляторам и границы которых определяются органами местного самоуправления, по представлению органов внутренних дел, территориальных органов уголовно-исполнительной системы и органов федеральной службы безопасности могут устанавливаться режимные требования.» Министерством внутренних дел РФ издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, которые в соответствии со ст.16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.регламентируют внутренний распорядок в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел ; устанавливает в ИВС режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, их изоляцию, исполнение ими своих обязанностей, а также решение задач, предусмотренных УПК РФ. Упомянутыми Правилами пунктом 42предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом. В силу ст.51 ФЗ -103 «Надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации. При проведенной прокурором г.Октябрьский РБ проверке соблюдения законности были установлены вышеупомянутые нарушения, в том числе и нарушение п.14.10 СП 12-95 «Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России»- т.е. размещение ИВС в подвальном помещении двухэтажного здания, расположенного по адресу ул.Губкина г.Октябрьский РБ, то, что данный факт объективно не позволяет обеспечить необходимые условия для содержания лиц, предусмотренных ФЗ -103. Как установлено судом, подтверждается доказательствами, имеющимися в деле, ИВС г.Октябрьский РБ расположен в полуподвальном помещении (цокольный этаж) двухэтажного кирпичного здания ОВД, построенного в ДД.ММ.ГГГГ Вход в ИВС осуществляется через коридор ОВД по лестничному маршу. Согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ., ИВС ОВД по г.Октябрьский расположен в полуподвальном помещении (цокольный этаж) двухэтажного кирпичного здания ОВД, построенного в ДД.ММ.ГГГГ, с указанием на площадь и оборудование каждой камеры, материал полов и стен, обеспечение ИВС центральным холодным водоснабжением, канализацией и отоплением, вытяжной вентиляцией, исправным искусственным освещением, резервным электроснабжением, комплексом охранно-пожарной и тревожной сигнализации, системой видеонаблюдения. В ИВС ОВД по г.Октябрьский имеются конвойное помещение, прогулочный двор, комната для проведения свиданий, следственный кабинет, дежурная часть, душевая, перечислены выявленные недостатки инженерно-технической укрепленности и санитарно-эпидемиологического состояния ИВС, в том числе с указанием на то, что помещение ИВС не типовое, ИВС размещен в полуподвальном помещении и не соответствует требованиям ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №-ФЗ и приказов МВД РФ № и <данные изъяты> Из акта от ДД.ММ.ГГГГ. проверки соблюдения законности содержания под стражей следственно арестованных и задержанных в ИВС ОВД по г.Октябрьский выявлены следующие нарушения: отсутствуют карцер, медицинский изолятор, санпропускник, кабинет фельдшера, камеры № не оборудованы индивидуальными спальными местами, отсутствует ультрафиолетовая бактерицидная лампа, в санитарном узле для личного состава не оборудован кран к раковине, необходимо проведение текущего ремонта в камерах, система видеонаблюдения ИВС не обеспечивает видеоконтроль прилегающей территории ИВС, оконные проемы всех служебных помещений не заблокированы средствами охранно-пожарной сигнализации, не осуществлена блокировка строительных конструкций ИВС на разрушение. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой РБ направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства начальнику МОБ МВД по РБ, в отношении ИВС г.Октябрьский, на которое МВД РБ дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ Согласно ст.56 ГПК РФ « Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.» В соответствии со ст.196 ГПК РФ « При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению….. Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.» Суд считает, что исковые требования прокурора г.Октябрьский РБ содержат взаимоисключающие требования : 1.- исключение факта нахождения ИВС в подвальном помещении и 2.- приостановление деятельности ИВС до устранения выявленных нарушений требований законодательства и ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок и условия содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в ИВС отдела МВД России по г.Октябрьский. В связи с ограниченной площадью ИВС, расположенным в здании, не являющимся типовым, отсутствием финансирования, устранение всех выявленных прокурором нарушений в действующем ИВС и приведение его в соответствие с требованиями законодательства - невозможно. В настоящее время ОВД г.Октябрьский РБ своими силами и средствами большинство выявленных нарушений устранено. Суд в силу прямого указания вышеприведенных правовых норм, оценивая вышеизложенные обстоятельства и доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, считает подлежащими удовлетворению требования прокурора г.Октябрьский РБ об исключении самого факта нахождения ИВС г.Октябрьский в подвальном помещении, без устранения которого ИВС не будет отвечать требованиям ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и обязывает Министерство внутренних дел Российской Федерации исключить факт нахождения изолятора временного содержания отдела МВД РФ по г.Октябрьский в подвальном помещении по адресу РБ г.Октябрьский, ул.Губкина, д.16, обеспечить размещение изолятора временного содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в помещении, отвечающем требованиям ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ поскольку в соответствии со ст.9 ФЗ-103 ОВД г.Октябрьский РБ финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. В остальной части исковых требований( в связи с удовлетворением п.1 иска) прокурору г.Октябрьский РБ суд отказывает. При изложенных выше обстоятельствах подлежат отклонению требования прокурора г.Октябрьский РБ о приостановлении деятельности ИВС г.Октябрьский. Приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности, которое применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и т.д.. Никаких доказательств, бесспорно подтверждающих наличие указанных оснований в настоящее время, необходимость приостановления деятельности ИВС - истцом суду не представлено. Напротив, приостановление деятельности ИВС г.Октябрьский вызовет необходимость конвоирования подозреваемых и обвиняемых на значительное территориальное отдаление - в г. Дюртюли, ИЗ 3/5,что в свою очередь повлечет нарушение разумных сроков проведения следственных действий, судопроизводства, не будет способствовать соблюдению законных интересов подозреваемых и обвиняемых. ДД.ММ.ГГГГ ОВД по г.Октябрьский (заказчик) заключен договор № МУП «<данные изъяты>» о выполнении работ по химической чистке одежды или спецодежды, стирке белья и мелкому ремонту, со сроком действия договора по ДД.ММ.ГГГГ договор № с ФГУЗ «<данные изъяты> <данные изъяты>» на проведение работ - дезинфекция против туберкулеза, педикулеза, чесотки в помещениях ИВС, со сроком действия договора по ДД.ММ.ГГГГ.; договор № с ФГУЗ «<данные изъяты>» на оказание услуг по дератизации, дезинсекции, борьбе с мухами, обработке территории, со сроком действия договора по ДД.ММ.ГГГГ Из письма Октябрьского филиала ФБУЗ <данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ. усматривается, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ экстренных извещений из лечебно-профилактических учреждений города о групповой и вспышечной заболеваемости инфекционно-паразитарными заболеваниями, связанной с ИВС, не зарегистрировано. Согласно письму Октябрьского филиала ГБУЗ Республиканский противотуберкулезный диспансер № от ДД.ММ.ГГГГ., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в ИВС Отдела МВД России по г.Октябрьскому не зарегистрировано. Руководствуясь ст. ст. 193 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Министерство внутренних дел Российской Федерации исключить факт нахождения изолятора временного содержания отдела МВД РФ по г.Октябрьский в подвальном помещении по <адрес> обеспечить размещение изолятора временного содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в помещении, отвечающем требованиям ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В остальной части исковых требований прокурору г.Октябрьский РБ - отказать. Срок обжалования решения в Верховный суд Республики Башкортостан - 10 дней через Октябрьский городской суд РБ. Судья Шарифуллина Р.Х.