2-300/2012 Дубров Н.М, Песковацкова В.В об обжаловании нормативного правового акта органа местного самоуправления



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

      г.Октябрьский РБ                                                                     27 января 2012 года

      Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Р.Х. Шарифуллиной, при секретаре Соловьевой Л.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-300-12 по заявлению Дуброва Н.М, Песковацкова В.В об обжаловании нормативного правового акта органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Дубров Н.М., Песковацков В.В. обратились в суд с заявлением об обжаловании нормативного правового акта органа местного самоуправления, просят признать недействующим с момента его принятия нормативный правовой акт органа местного самоуправления - решение Совета городского округа г.Октябрьский РБ от ДД.ММ.ГГГГ. в части установления размера платы «за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах» и в части установления платы за «содержание и ремонт жилого помещения (без уборки лестничных клеток)», вместе с приложениями , , , по тем основаниям, что оспариваемое решение в обеих частях противоречит нормам жилищного законодательства, постановлениям Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ нарушает жилищные права заявителей - собственников помещений в многоквартирных домах. Спорное решение не содержит утвержденных перечней работ и услуг ни по капитальному ремонту, ни по содержанию и ремонту жилого помещения, противоречит нормам Жилищного кодекса РФ, пунктам 34,35,36 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ., подпунктам 4 и 5 пункта 41 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ решение является неопределенным, вызывает неоднозначное толкование его содержания. Оспариваемое решение принято за пределами полномочий Совета ГО г.Октябрьский, открытый конкурс по отбору управляющей организации проводит организатор конкурса, в извещениях о проведении конкурса указывается размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, рассчитанный организатором конкурса. Конкурсная документация утверждается организатором конкурса. Организатором конкурса, уполномоченным проводить конкурс по отбору управляющей организации, является администрация ГО г.Октябрьский, а не представительный орган городского округа - Совет городского округа г.Октябрьский РБ. Установление представительным органом местного самоуправления размера платы «за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах», за «содержание и ремонт жилого помещения», в решении от ДД.ММ.ГГГГ. противоречит разъяснениям Министерства регионального развития РФ. Оспариваемое решение в части установления платы за капитальный ремонт противоречит ст.16 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», на бывшего наймодателя (в данном случае - орган местного самоуправления) возлагается обязанность по проведению капитального ремонта в многоквартирных домах, требующих капитального ремонта на момент приватизации жилого помещения. Спорное решение не содержит сведений об исполнении бывшим наймодателем закрепленной за ним обязанности по производству капитального ремонта многоквартирных домов, требующих капитального ремонта на момент приватизации жилого помещения. Следовательно, его содержание является неопределенным и оно перекладывает неисполненную обязанность по производству капитального ремонта домов заявителей и других многоквартирных домов с бывшего наймодателя на собственников помещений многоквартирных домов.

         Заявители Дубров Н.М., Песковацков В.В. в судебном заседании поддержали заявление полностью, Песковацков В.В. просит возвратить уплаченную им государственную пошлину.

          В судебном заседании представитель Совета городского округа г.Октябрьский РБ Пальчинский А.Е. по доверенности пояснил, что считает решение Совета законным и обоснованным, принятие решения относится к полномочиям местного самоуправления. Проведение конкурса и проведение мероприятий по установлению управляющей организации проводится тогда, когда собственники не выбрали способ управления, у заявителей способ управления выбран.

       Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

        Как установлено судом и подтверждается представленными суду доказательствами, ДД.ММ.ГГГГ. заключен договор передачи квартир в личную собственность между администрацией ГО г.Октябрьский и Песковацковым В.В., собственниками квартиры по <адрес>, являются Песковацков В.В. и ФИО14. в равных долях.

     ДД.ММ.ГГГГ. заключен договор передачи квартир в совместную собственность между Мэрией г.Октябрьского и ФИО10., собственниками (совместная собственность) квартиры по <адрес> являются ФИО10., Дубров Н.М., ФИО12

Решением Совета городского округа г.Октябрьский от ДД.ММ.ГГГГ. , с приложениями , , , установлены размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения на ДД.ММ.ГГГГ - с ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ в том числе за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за содержание и ремонт жилого помещения (без уборки лестничных клеток).

Решение опубликовано в газете «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ          

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

С ДД.ММ.ГГГГ. введен в действие Жилищный кодекс РФ.

В соответствии с ч.1 ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, … на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно чч.2,7 ст.5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги (ч.2 ст.154 Жилищного кодекса РФ).

В силу п.3 ст.154 ЖК РФ, собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

В соответствии со ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений закреплены в ст.14 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ      -ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ч.1 ст.4 Устава городского округа г.Октябрьский РБ (с изменениями, внесенными решением от ДД.ММ.ГГГГ ) к вопросам местного значения Городского округа относится формирование, утверждение, исполнении бюджета Городского округа.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Городского округа обладают следующими полномочиями: … 4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами (п.4 ч.1 ст.5 Устава).

Полномочия Совета городского округа определены ст.18 Устава, согласно ч.5 данной статьи иные полномочия Совета определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними Конституцией Республики Башкортостан, законами Республики Башкортостан и Уставом.

Как указано в определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО13 на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления в соответствии с ч.4 ст.158 Жилищного кодекса РФ полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме не препятствует осуществлению собственниками помещений в многоквартирном доме права по самостоятельному установлению данной платы, так как реализация указанного полномочия органов местного самоуправления обусловлена отсутствием соответствующего волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме. Оспариваемое законоположение (ч.4 ст.158 Жилищного кодекса РФ) направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства, что соответствует интересам как собственников помещений в многоквартирном доме, так и иных участников жилищных правоотношений. Часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ не предполагает возможности принятия органами местного самоуправления произвольных решений. Реализуя полномочие по установлению размера платы за ремонт и содержание жилого помещения, органы местного самоуправления должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных правоотношений.

В силу ч.3 ст.39 Жилищного кодекса РФ Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 34 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.

Пунктом 36 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Законодательство о гражданском судопроизводстве устанавливает, что предметом производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов является проверка оспариваемого нормативного правового акта на предмет его соответствия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Указанные выше Правила - являются подзаконными актами. Кроме того, пунктом 34 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , регулируется установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не принявших решение о способе управления многоквартирным домом.

Способ управления многоквартирными домами, собственниками квартир в которых являются заявители - по по <адрес>, по по <адрес>, в настоящее время выбран.

Решением Совета городского округа г.Октябрьский от ДД.ММ.ГГГГ. , с приложениями , установлены размеры платы на ДД.ММ.ГГГГ за содержание и ремонт жилого помещения, за капитальный ремонт, для собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения

Заявители в судебном заседании пояснили, что решение собраний собственников по указанным вопросам не проводилось в связи с отсутствием у них лидера.

Установленные оспариваемым Решением Совета ГО г.Октябрьский размеры платы являются основанием для управляющих компаний вносить предложения собственникам жилого помещения об оплате услуг, поскольку у управляющих компаний отсутствуют полномочия для установления размеров платы.

Согласно ч.1 ст.253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

При изложенных обстоятельствах, суд считает, что Решение Совета городского округа г.Октябрьский РБ от ДД.ММ.ГГГГ. в части установления размера платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, в части установления платы за содержание и ремонт жилого помещения (без уборки лестничных клеток), вместе с приложениями , - не противоречит вышеупомянутому федеральному закону, действующему законодательству, представительный орган местного самоуправления - Совет ГО г.Октябрьский правомочен устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, выбравших способ непосредственного управления МКД, но не принявших на общем собрании решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения. Наличие оспариваемого Решения Совета не препятствует осуществлению собственниками помещений в многоквартирном доме права по самостоятельному установлению данной платы, так как реализация указанного полномочия органов местного самоуправления обусловлена отсутствием соответствующего волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме. Принятие оспариваемого Решения Совета - направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства, что соответствует интересам как собственников помещений в многоквартирном доме, так и иных участников жилищных правоотношений.

Оспариваемым Решением Совета жилищные права заявителей не нарушены, потому заявление Дуброва Н.М. и Песковацкова В.В. суд оставляет без удовлетворения.

Доводы заявителей в обоснование своих доводов о признании Решения Совета недействующим : о нарушении процедуры проведения конкурса по отбору управляющей организации, о противоречии его ст.16 закона РФ «О приватизации жилищного фонда «- не относятся к предмету рассматриваемого заявления. Перечень работ и услуг должен содержатся в документах, принятых на общем собрании собственников помещений, с учетом предложений управляющей компании, по каждому конкретному дому, данные сведения не могут содержатся в решении Совета ГО г.Октябрьский, принимаемого для всего жилого фонда г.Октябрьский, доводы заявителей в этой части не основаны на законе.

В представленном суду представителем Совета ГО г.Октябрьский РБ по доверенности Пальчинским А.Е. письменном отзыве указано на пропуск заявителями срока обращения в суд с заявлением, предусмотренного ст.256 ГПК РФ. Однако в настоящем судебном заседании представитель Совета ГО г.Октябрьский РБ Пальчинский А.Е. по доверенности не поддержал указанный довод, в судебном заседании о применении последствий пропуска срока обращения в суд - не заявил. Содержащееся в письменном отзыве указание на пропуск срока обращения в суд подлежит отклонению, поскольку с момента принятии Решения Совета ГО г.Октябрьский от ДД.ММ.ГГГГ. на момент обращения заявителей в суд ДД.ММ.ГГГГ. - установленный трехмесячный срок не истек.

В связи с отказом в удовлетворении требований, требование Песковацкова В.В. о возмещении расходов по уплате госпошлины также удовлетворению не подлежит.

         Руководствуясь ст.ст.12,193,194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Дуброва Н.М, Песковацкова В.В о признании недействующим с момента его принятия нормативного правового акта органа местного самоуправления - решения Совета городского округа г.Октябрьский РБ от ДД.ММ.ГГГГ в части установления размера платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах и в части установления платы за содержание и ремонт жилого помещения (без уборки лестничных клеток), вместе с приложениями , - оставить без удовлетворения.

        На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский городской суд РБ.

Судья               Р.Х. Шарифуллина