О предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Октябрьский РБ 20 июня 2012 года

Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Р.Х. Шарифуллиной, с участием помощника прокурора г.Октябрьский Латыповой Г.М., при секретаре Соловьевой Л.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1354-12 по исковому заявлению прокурора г.Октябрьский в интересах Сайфутдиновой ФИО7 к Администрации ГО г.Октябрьский, Правительству Республики Башкортостан, о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Октябрьский в интересах Сайфутдиновой Л.Ф. обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к Администрации ГО г.Октябрьский, Правительству Республики Башкортостан, о предоставлении жилого помещения, просит обязать Администрацию ГО г.Октябрьский РБ и Правительство РБ предоставить Сайфутдиновой Л.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории г.Октябрьский РБ, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной Постановлением Правительства РБ №200 от 20.07.2007г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Решением Октябрьского городского Совета от 09.06.2005г. № 12/6 «Об учетных нормах и нормах предоставления гражданам жилой площади по договорам социального найма» - не менее 14 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. По тем основаниям, что Сайфутдинова Л.Ф. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей – <данные изъяты> включена в список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, для обеспечения предоставления жилья вне очереди по договору социального найма, Сайфутдинова Л.Ф. окончила обучение в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, она юридически неграмотна, средств для обращения за квалифицированной юридической помощью не имеет в связи с тяжелым материальным положением.

В судебном заседании помощник прокурора г.Октябрьский Латыпова Г.М., соистец Сайфутдинова Л.Ф. поддержали исковые требования полностью. Помощник прокурора г.Октябрьский Латыпова Г.М. пояснила, что ссылку на Постановление Правительства РБ №200 от 20.07.2007г. исключают, обосновывают исковые требования федеральным законом.

Представитель ответчика администрации ГО г.Октябрьский Давыдова В.Н. по доверенности, представитель третьего лица органа опеки и попечительства Авдеева Л.В. по доверенности в судебном заседании пояснили, что денежные средства не выделены, исполнение решения суда возможно с момента выделения денежных средств.

Представитель соответчика Правительства РБ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

Представители третьих лиц Министерства финансов РБ, Министерства образования РБ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

Выслушав помощника прокурора г.Октябрьский, лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Участие в деле прокурора предусмотрено ст.45 ГПК РФ.

Статьей 40 Конституции РФ регламентировано право каждого на жилище.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21декабря1996года N159-ФЗ, «…дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке; …».

Исходя из положений абзаца 2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21декабря1996года N159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно положениям ст.8 Закона Республики Башкортостан от 27октября1998года N188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.

В соответствии с пп.6 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6октября2003года N131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Определением Конституционного суда РФ от 5 февраля 2009 г. N 250-О-П по жалобе Муниципального образования - Городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Таким образом, предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и может быть возложена ими на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

В развитие указанных предписаний статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи (принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий), устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.3 и п.5 ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6октября2003года N131-ФЗ, отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Применительно к изложенному выше, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6октября2003года N131-ФЗ.

Установлено судом, подтверждается материалами дела, что Сайфутдинова Л.Ф. ДД.ММ.ГГГГ признана нуждающейся в государственной поддержке, <данные изъяты> Сайфутдиновой Л.Ф. <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, - постановлено включить Сайфутдинову Л.Ф. в льготный список на внеочередное получение жилья, что усматривается из Постановления Администрации ГО г.Октябрьский от 08.06.2006г.

Сайфутдинова Л.Ф. обучалась в Профессиональном училище <адрес> РБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находилась на неполном гособеспечении. Ранее обучалась в <данные изъяты> ГО <адрес>, в <данные изъяты>.

Сайфутдинова Л.Ф. значится в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей …, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по городскому округу г.Октябрьский РБ по состоянию на 01.02.2012г.; в Заявке на выделение лимита капитальных вложений Администрации ГО г.Октябрьский РБ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений и состоящих на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на 2012 год.; в Заявке Администрации ГО г.Октябрьский, направленной 21.02.2011г., на финансирование из бюджета РБ расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет для предоставления жилого помещения в Администрации ГО г.Октябрьский по состоянию на 01.12.2011г.

В настоящее время жилое помещение Сайфутдиновой Л.Ф. не предоставлено.

Таким образом, само по себе нормативное положение, закрепленное в абзаце 2 п.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласуется с положениями Конституции РФ, ее статей 7, 10, 12, 72 и 133, и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления, так возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральном законом порядке закона субъекта РФ о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.

Законом Республики Башкортостан от 28декабря2005года N260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» к государственным полномочиям Республики Башкортостан, передаваемым органам местного самоуправления, отнесены полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), в том числе полномочия по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Статья 8 Закона Республики Башкортостан от 28декабря2005года N260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусматривает, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.

Законом Республики Башкортостан от 5декабря2011года N460-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2012 год» предусмотрены субвенции бюджету муниципального образовании ГО г.Октябрьский в размере <данные изъяты>.

Социальная норма предоставления жилья, предусмотренная Постановлением Правительства РБ №200 от 20.07.2007г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (утратило силу с 06.03.2012г. согласно Постановлению Правительства РБ от 6 марта 2012 г. N 65, с указанием на его распространение на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года) и Решением Октябрьского городского Совета от 09.06.2005г. № 12/6 «Об учетных нормах и нормах предоставления гражданам жилой площади по договорам социального найма», составляет не менее 14 квадратных метров.

Оценивая изложенные обстоятельства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г.Октябрьский в интересах Сайфутдиновой Л.Ф. к Администрации ГО г.Октябрьский, с учетом уточнений, подлежат удовлетворению. Суд обязывает Администрацию ГО г.Октябрьский предоставить Сайфутдиновой Л.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории г.Октябрьский РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной Решением Октябрьского городского Совета от 09.06.2005г. № 12/6 «Об учетных нормах и нормах предоставления гражданам жилой площади по договорам социального найма» - не менее 14 квадратных метров, за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Прокурор г.Октябрьского указал в качестве соответчика Правительство Республики Башкортостан, из буквального толкования исковых требований прокурора г.Октябрьский в уточнении к соответчику Правительству РБ следует, что прокурор г.Октябрьского просит обязать Правительство РБ предоставить Сайфутдиновой Л.Ф. жилое помещение, именно такое исковое требование к Правительству РБ – о предоставлении жилого помещения - прокурор г.Октябрьского в уточненном исковом требовании и в настоящем судебном заседании не обосновал. Правительство РБ передало государственные полномочия органам местного самоуправления, которые за счет и в пределах выделенных субвенций обязаны обеспечить Сайфутдинову Л.Ф. жилым помещением вне очереди. Как пояснила в настоящем судебном заседании представитель ответчика Администрации ГО г.Октябрьский Давыдова В.Н. по доверенности, в настоящее время выделено <данные изъяты>. В связи с чем в иске прокурора г.Октябрьский в интересах Сайфутдиновой Л.Ф. к Правительству РБ о предоставлении жилого помещения суд отказывает.

Руководствуясь ст. ст. 12, 193 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию ГО г.Октябрьский предоставить Сайфутдиновой ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории г.Октябрьский РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной Решением Октябрьского городского Совета от 09.06.2005г. № 12/6 «Об учетных нормах и нормах предоставления гражданам жилой площади по договорам социального найма» - не менее 14 квадратных метров, за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

В иске прокурора г.Октябрьский в интересах Сайфутдиновой ФИО9 к Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский городской суд РБ.

Судья Р.Х. Шарифуллина