РЕШЕНИЕ 21 июня 2012 г. г. Октябрьский, РБ Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Александриной И.А. при секретаре Атнагуловой Л.Т., с участием заинтересованного лица Председателя комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Х. Р.З., его представителя Г. О.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица Администрации ГО г. Октябрьский РБ Д. В.Н., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 1617-12 по заявлению Абдуллина В. И., об оспаривании бездействия должностного лица (об оспаривании отказа о предоставлении земельного участка), Установил: Абдуллин В.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия должностного лица (об оспаривании отказа о предоставлении земельного участка). В обоснование заявленных требований указал, что ему на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, который он купил в ДД.ММ.ГГГГ, а также земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> и земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> по вышеуказанному адресу. Кроме того, по договору аренды земель г. Октябрьского от 02.09.2010 г. ему предоставлен в аренду земельный участок площадью <данные изъяты> по <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты> под расширение для обслуживания индивидуального жилого дома. Жилой дом располагается в западной части земельного участка ближе к <адрес>, а в восточной части с тыльной стороны участка имеются въездные ворота для заезда в гараж, калитка для прохода во двор, а также ворота шириной <данные изъяты>. для проезда на его участок с 30.04.2011 года и по настоящее время заблокированы ИП Галеевым М.М. Другого въезда на его участок не имеется, городская Администрация расположение данных объектов не согласовывала, поэтому въезд во двор он осуществлял по земельному участку, относящемуся к категории земель населенных пунктов МО г. Октябрьский, который прилегает к территории его домовладения, имеется согласование с ОЭС, охранная зона соблюдается. С целью указанного подъездного пути 29.11.2010 г. он обратился в городскую администрацию с просьбой предоставить его в аренду, им были выполнены кадастровые работы, межевание. Имеется заключение №7 от 19.01.2011г., согласно которому КУС МЗиО РБ по г. Октябрьскому считает возможным утвердить материалы предварительного согласования земельного участка в соответствии с градостроительным планом под въездные пути к жилому дому по <адрес> и передать земельный участок ему в аренду на условиях утверждения акта выбора и оформления землеустроительного дела на передачу участка в аренду. Постановлением главы администрации ГО г.Октябрьский № 475 от 18.02.2011г. был утвержден акт № 24 от 22.12.2010г. выбора и обследования земельного участка под подъездные пути к жилому дому по <адрес>. Кроме того, за его счет был оформлен кадастровый паспорт вышеназванного участка. Считает, что им в полном объеме пройдена процедура согласования земельного участка. Однако, в дальнейшем председатель КУС МЗиО РБ по г.Октябрьскому Р.З. Х. письмом № 4974-30 от 27 декабря 2011г. сообщил ему, что в соответствии со статьей 30.1 Земельного Кодекса РФ КУС МЗиО ему отказано в предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка без проведения торгов, по причине поступления в адрес Комитета более одного заявления на испрашиваемый им земельный участок. Считает данный отказ (бездействие) должностного лица в заключении договора аренды незаконным, необоснованным, нарушающим его права, создающим препятствия к осуществлению его прав. Отказав ему в заключении договора аренды земельного участка, председатель КУС МЗиО РБ по г.Октябрьскому Х. Р.З. создал для него неблагоприятные последствия. Просит суд признать обоснованным его заявление об оспаривании бездействия председателя КУС МЗиО РБ по г.Октябрьскому. Х. Р.З., выразившегося в его отказе заключить с ним договор аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, ориентир <адрес>, общей площадью <данные изъяты>, под подъездные пути к жилому дому по <адрес> в <адрес>. Принять решение об обязанности председателя КУС МЗиО РБ по г.Октябрьскому Х. Р.З. устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав, заключив с ним договор аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по вышеуказанному адресу. Абдуллин В.И. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, своим заявлением в суд сообщил, что участвовать в судебном заседании не может в силу плохого состояния здоровья. Просил отложить рассмотрение дела на 26.06.2010 г. Медицинских документов подтверждающих состояние здоровья Абдуллиным В.И. суду не представлено. В соответствии со ст. 257 ГПК РФ заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего рассматривается судом в течение десяти дней. Гражданское дело после рассмотрения Верховным Судом РБ поступило в суд года. Таким образом, суд в силу ст. 167 ГПК РФ посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя. Ранее в судебном заседании 20.06.2012 г. Абдуллин В.И. заявленные требования поддержал, пояснил, что им обжалуются бездействия должностного лица Х. Р.З., выразившиеся в отказе в предоставлении земельного участка на праве аренды по адресу: РБ <адрес>, действия органа местного самоуправления Администрации ГО г. Октябрьский РБ, выразившиеся в отсутствие должного контроля за деятельностью и осуществлением должностных полномочий председателя КУС МЗиО РБ по г.Октябрьскому Х. Р.З., кроме того, указал, что 29.10.2010 г. он подавал заявление о заключении с ним договора аренды на земельный участок по вышеуказанному адресу. За период с 29.11.2010 г. и по настоящее время договор аренды с ним не заключен, данный участок необходим ему для подъезда к его жилому дому. 29.12.2011 года им получен отказ КУС МЗиО РБ по г.Октябрьскому в предоставлении ему на праве аренды участка, с данным отказом он также не согласен, считает, что он нарушает его права. Должностное лицо, чьё бездействие обжалуется - Х. Р.З., его представитель Г. О.А. в судебном заседании возражали относительно заявленных требований. Х. Р.З. суду пояснил, что в 2010 году он не являлся председателем КУС МЗиО РБ по г.Октябрьскому, Абдуллин В.И. лично к нему не обращался, все документы по заявлению Абдуллина В.И. представлены в суд, не считает, что он ненадлежащее выполняет свои должностные обязанности и бездействовал при рассмотрении заявления Абдуллина В.И. Г. О.А. 20.06.2012 г. суду пояснила, что ей и её доверителю не известно о существовании заявления Абдуллина В.И. от 29.10.2010 г., как следует из ответа Абдуллину В.И. от 27.12.2011 г. № на рассмотрении в Комитете находилось его заявление от 24.11.2011 г. поскольку 29.11.2011 г. поступило еще одно заявление Галеева М.М. с просьбой о передаче земельного участка по <адрес> РБ в аренду, Абдуллину В.И. было отказано в заключение договора аренды в соответствии с «Порядком предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся на территории городского округа г. Октябрьский РБ, для целей, не связанных со строительством». Кроме того, заявила ходатайство о пропуске заявителем трехмесячного срока на обращение в суд, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ, в связи с чем, просила отказать в удовлетворении требований. Представитель Администрации ГО г. Октябрьский Д. В.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснила, что все действия относительно заявления Абдуллина В.И. от 29.11.2010 г. Администрацией выполнены, заявление передано для дальнейшего исполнения в Комитет. Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, вопрос о пропуске процессуального срока, суд приходит к следующему: Положениями ст. 255 ГПК РФ предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по Суд считает несостоятельными довод представителя заинтересованного лица Х. Р.З.- Г. О.А. о пропуске заявителем срока исковой давности, поскольку заявитель в ходе судебного заседания пояснил, что им обжалуется бездействие должностного лица, которое выразилось в отказе в предоставлении ему на праве аренды земельного участка. Данный отказ был им получен 29.12.2011 года, что также подтверждено выдачей отказа с согласия заявителя его жене Абдуллиной Т.А. ДД.ММ.ГГГГ (л.д.74). Заявитель обратился в суд 27.03.2012 года, срок исковой давности истек 29.03.2012 года. Таким образом, суд считает, что срок исковой давности для обжалования отказа в предоставлении земельного участка на праве аренды заявителем не пропущен, в связи с чем, заявление подлежит рассмотрению по существу. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" - судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд. Деятельность Комитета по управлению собственностью министерства земельных и имущественных отношений РБ по г. Октябрьскому по предоставлению в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, аренду земельных участков из состава земель, находящихся в собственности муниципального образования городской округ город Октябрьский Республики Башкортостан или государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам, определена административным регламентом предоставления вышеуказанной муниципальной услуги, утвержденным Постановлением главы Администрации ГО г. Октябрьский Молчановым С.А., а также «Порядком предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся на территории городского округа г. Октябрьский РБ, для целей, не связанных со строительством» (л.д. 93-101). Суд самостоятельно, получил вышеуказанный регламент на официальном Интернет-сайте администрации ГО г.Октябрьский «www.oktadm.ru» (л.д. 128-136). Доводы заинтересованных лиц о том, что данный регламент является проектом и в настоящее время не действует, суд признает несостоятельными, поскольку какое либо указание на данное обстоятельство на Интернет-сайте Администрации отсутствует. Согласно официального содержания данного документа -данное постановление обнародовано и размещено на сайте Администрации, с сообщением его наименования, в связи с чем, суд признает его допустимым доказательством. Из текста регламента следует, что Комитет по управлению собственностью министерства земельных и имущественных отношений РБ по г. Октябрьскому является исполнителем муниципальной услуги- предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, аренду земельных участков из состава земель, находящихся в собственности муниципального образования городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан или государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам. Данный регламент не противоречит утвержденному распоряжением главы Администрации городского округа г. Октябрьский № 830-р от 14.10.2008 г. «Порядку предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся на территории городского округа г. Октябрьский РБ для целей, не связанных со строительством». Юридический статус Комитета подтвержден свидетельством о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ, свидетельством о государственной регистрации юридического лица, Положением о территориальном органе Министерства имущественных отношений РБ, районном, городском комитете по управлению собственностью (л.д. 45,46,48-52). Как следует из соглашения о взаимодействии городского округа г. Октябрьский РБ и Комитета по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом городского округа г. Октябрьский, утвержденного решением Совета городского округа город Октябрьский РБ № 506 от 28.12.2011 г. - к функциям Комитета относится подготовка документации, а также проектов постановлений администрации городского округа по вопросам передачи муниципального имущества в аренду, собственность, доверительное управление, безвозмездное пользование, безвозмездное срочное пользование; подготовка проектов договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, и.т.д. (л.д. 53-55). Таким образом, судом установлены полномочия и должностные обязанности лиц, ответственных за предоставление гражданам земельных участков на праве аренды. Абдуллиным В.И. определен предмет судебной проверки, указано кем и каким образом нарушены его права и свободы. По доводам заявителя относительно бездействия должностного лица Х. Р.З. суд приходит к следующему: Согласно системному толкованию норм ГПК РФ, а также исходя из разъяснений, данных в п. 1 постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 г. № 2 под бездействием следует понимать - неисполнение лицами обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими их полномочия. Основания для начала проведения административной процедуры, заключения договоров аренды земельного участка, совершение административных процедур по оформлению прав аренды на земельные участки изложены в вышеуказанном «Порядке предоставления земельных участков», в связи с чем, суд считает, что при организации своей деятельности и осуществлении должностных функций Х. Р.З. при рассмотрении заявления Аблдуллина В.И. от 29.11.2010 г. должен был руководствоваться непосредственно данным документом. Как следует из приказа № 122-к от 01.04.2011 г. о приеме (поступлении) на государственную службу РБ Х. Р.З., принят председателем комитета с 01.04.2011 г., кроме того, полномочия самого Комитета и должностные полномочия его председателя по принятию правоустанавливающих решений и деятельности по предоставлению гражданам земельных участок на праве аренды установлены судом согласно представленных документов (л.д.47). Абдуллин В.И. считает, что Х. Р.З. нарушил его права, поскольку бездействовал, не заключая с ним договор аренды земельного участка, отказав ему в этом 29.12.2011 года. Как установлено материалами дела, заявитель обратился к главе администрации городского округа г. Октябрьский РБ Молчанову С.А. с заявлением о предоставлении ему в аренду дополнительного участка по адресу: <адрес> -ДД.ММ.ГГГГ Представителем Администрации Д. В.Н. представлена копия контрольной карточки по входящему документу № 8496 от 29.11.2010 года по поступившему от Абдуллина В.И. заявлению о предоставлении в аренду земельного участка, прилегающего к жилому дому для использования под подъездные пути. Наложена резолюция о передаче на рассмотрение Х. Р.З. и Михайловой И.Н.. С указанным сроком выполнения до 29.12.2010 года. 17.12.2010 года главному архитектору городского округа г. Октябрьский направлялось заявление с вопросом о рассмотрении возможности выдачи акта выбора и генплана на вышеназванный участок. 22.12.2010 года комиссией под председательством зам.главы администрации Г. Л.Ш. составлен акт № 24 выбора и обследования земельного участка под подъездные пути к жилому дому по <адрес>. Комитетом по управлению собственностью министерства земельных и имущественных отношений РБ по г. Октябрьскому 19.01.2011 составлено заключение за № 7 об утверждении материалов предварительного согласования земельного участка в соответствии с градостроительным планом под подъездные пути к жилому дому по <адрес>, с указанием на оформление землеустроительного дела на передачу в аренду земельного участка в установленном порядке (л.д.15). 13.01.2011 года составлены технические условия к акту выбора участка под строительство подъездных путей по адресу: <адрес> (л.д.58). 18.02.2011 года постановлением Администрации городского округа г. д Октябрьский, вышеуказанный акт № 24 утвержден (л.д.16). Таким образом, суд считает установленным тот факт, что органом местного самоуправления и должностным лицом Х. Р.З. производились действия по подготовке документов и принятию решения по предоставлению Абдуллину В.И. земельного участка по <адрес> РБ, по заявлению поданного последним именно 29.11.2010 года. Абдуллин В.И. 13.10.2011 года направлял в адрес Председателя Комитета заявление из содержания которого следует, что на рассмотрении в Комитете длительное время находятся его документы на оформление договора аренды на подъездные пути. Заявитель просил ускорить оформление договора аренды. В судебном заседании Х. Р.З. пояснил суду, что на момент подачи вышеуказанного заявления, имелись препятствия в заключение договора аренды, поскольку на земельном участке находится металлический гараж Абдуллина В.И., что препятствует проведению аукциона на землю. Однако из смысла и содержания ответа № 3632-30 от 24.10.2011 года на заявление от 13.10.2011 г, не следует, что Абдуллину В.И. разъяснено, что ему следует предпринять, в какой срок будет проведен аукцион, а также о том, что имеются какие-либо препятствия к его проведению (л.д. 161-163). Кроме того, Х. Р.З. ссылался на тот факт, что в связи с тем, что земельный участок имел разрешенное использование: «для иных целей», проведение аукциона было невозможно, однако Постановление об установлении разрешенного использования земельного участка было изготовлено 16.09.2011 г. (л.д. 63), в то время как Абдуллин В.И. обращался с заявлением в октябре 2010 г. Постановлением главы ГО г. Октябрьский РБ № 4066 от 08.11.2011 г. Комитету поручено обеспечить публикацию в газете «Октябрьский нефтяник» сообщения о наличии предназначенного для передачи в аренду без проведения торгов гражданам земельного участка по вышеуказанному адресу, для использования в целях – под подъездные пути к жилому дому. Информация о наличии земельного участка опубликована 24.11.2011 года на Интернет-сайте Администрации (л.д.69) и в газете «Октябрьский нефтяник» (л.д.73), то есть более чем в недельный срок как то предусмотрено «Порядком предоставления земельных участков». Кроме того, п. 1.4 Порядка, помимо недельного срока для направления сведения для публикации, предусмотрено также и само содержание сообщения. В опубликованном Комитетом сообщении отсутствуют указания на дату, время и порядок осмотра земельного участка на местности, на перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о предоставлении земельного участка. С учетом всех предусмотренных «Порядком передачи земельных участков» сроков, установлено, что они неоднократно нарушались Комитетом при рассмотрении заявления Абдуллина В.И. от 29.11.2010 года. После информации о наличии земельного участка опубликованной 24.11.2011 года Абдуллин В.И. действительно подал еще одно заявление с просьбой о предоставлении ему на праве аренды земельного участка по <адрес> РБ. В судебном заседании должностное лицо Х. Р.З. неоднократно уверял суд в том, что все действия, предусмотренные должностными регламентами и положениями по заявлению от 29.11.2010 завершены. В настоящее время имеется только одно заявление Абдуллина В.И. от 24.11.2011 года, в ответ на которое предоставлен соответствующий отказ. Однако исследованные судом документы, говорят об обратном, кроме того, заинтересованными лицами не предоставлено суду доказательств того, что по заявлению Абдуллина В.И. от 29.11.2010 г. принято какое либо решение, либо разъяснено заявителю каким образом он мог реализовать свое право на земельный участок. Судом установлено, что при рассмотрении неоднократных обращений Абдуллина В.И. Комитетом не соблюдались положения ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", которым указано, что государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. Согласно вышеуказанного «Соглашения о взаимодействии», в обязанности городского округа входит возложение на Комитет полномочий по подготовке и заключению всех договоров, подготовке документов и решений в том числе и договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Судом установлены должностные обязанности и полномочия Х. Р.З. и Администрации ГО г. Октябрьский РБ. Из имеющейся в материалах дела переписки между заявителем и Комитетом следует, что права Абдуллина В.И. нарушались, поскольку в соответствии с утвержденным Порядком его заявление длительно не рассматривалось, таким образом, суд считает установленным тот факт, что в данном случае должностное лицо Х. Р.З. бездействовало. Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. В судебном заседании Абдуллин В.И. пояснял, что в течение 2011 года он неоднократно обращался в Комитет с заявлением об ускорении рассмотрения его заявления и предоставлении ему испрашиваемого земельного участка на праве аренды, однако Х. Р.З. бездействовал. Суд полагает, что течение процессуального срока по требованиям Абдуллина В.И. о признании незаконным бездействия должностного лица в предоставлении на праве аренды земельного участка, началось с момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав, а именно 13.10.2011 года, так как заявитель данным числом направлял в администрацию письменное требования по факту длительного не рассмотрения его заявления о предоставлении земельного участка. Заявителем не представлено суду доказательств наличия уважительных причин, препятствующих своевременно - в законный срок обратиться за судебной защитой. При таких обстоятельствах, установив факт пропуска указанного срока без уважительных причин, исходя из положений ч. 2 ст. 256 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований об обжаловании бездействий должностного лица Х. Р.З. следует отказать. Требование Абдуллина В.И., заявленные в ходе судебного заседания - о признании незаконными действий Администрации выразившихся в отсутствие должного контроля за деятельностью и осуществлением должностных полномочий председателя КУС МЗиО РБ по г.Октябрьскому, также не подлежат удовлетворению, поскольку суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. В ходе судебного заседания заявитель пояснял, что не намерен уточнять предмет заявленных требований, заявления в суд о признании незаконными действий Администрации, об обжаловании бездействия Администрации и должностных лиц муниципального органа Абдуллин В.И. не подавал. По доводам заявителя о незаконности принятого отказа в предоставлении земельного участка на праве аренды по адресу: <адрес>, суд приходит к следующему: По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Изложенный в «Порядке предоставления земельных участков» регламент действий по предоставлению земельных участков на праве аренды не нарушает принципы эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, закрепленные ст. 34 Земельного кодекса РФ. Согласно п. 1.8 вышеуказанного «Порядка предоставления земельных участков» в случае поступления двух и более заявлений от граждан и юридических лиц о предоставлении земельного участка в аренду, КУС принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов (по форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку) и в недельный срок со дня его принятия направляет указанное решение заявителям. Одновременно с принятием решения об отказе. КУС готовит проект решения Администрации о проведении аукциона или конкурса (по форме согласно приложению № 4 к настоящему Порядку) в форме Постановления (л.д.95). Пункт 1.8 «Порядка» не противоречит статье 34 Земельного кодекса РФ, поскольку не препятствует применению требований действующего законодательства к конкретной ситуации. Пункт 1.9 «Порядка» гласит, что организация и проведение торгов по продаже права на заключение договоров аренды осуществляется в порядке, установленном ст. 38 ЗК РФ и Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 г. № 808. Примерная форма решения об отказе в соответствии с приложением № 3 «Порядка» содержит текст следующего содержания: « В соответствии с Земельным Кодексом РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (Собрание законодательства РФ, 29.10.2001 г., № 44, ст. 4147): Отказать (Ф.И.О. гражданина или наименование юридического лица) в предоставлении земельного участка (основания отказа). Приложение: 1. Мотивированное обоснование отказа в предоставлении земельного участка» (л.д.100). 29.12.2011 года Абдуллину В.И., Комитетом по управлению собственностью министерства земельных и имущественных отношений РБ по г. Октябрьскому направлено сообщение за № 4974-30 о том, что в ответ на его заявление от 24.11.2011 года по вопросу передачи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, ориентир <адрес>, общей площадью <данные изъяты>, предназначенного под подъездные пути к жилому дому, в соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ, ему отказано в предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка без проведения торгов, по причине Факт обращения Галеева М.М. с просьбой о передаче ему земельного участка по <адрес> РБ в аренду подтвержден его личным заявлением и аналогичным отказом Председателя Комитета Х. Р.З.(л.д.70,72). Исходя из буквального толкования и смыслового содержания вышеуказанного «Порядка», в частности конкретного указания на «принятие решения», Абдуллину В.И., должно было быть направлено принятое должностным лицом «решение», поскольку его примерная форма разработана и в установленном законом порядке утверждена. Также, ссылка Председателя Комитета в ответе Абдуллину В.И. на ст. 30.1 ЗК РФ, в данном случае незаконна, поскольку данная норма регламентирует отношения по предоставлению в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта - земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с пунктом 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Согласно пункту 4 ст. 34 ЗК РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Пунктом 5 ст. 34 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Как следует из представленных кадастровых паспортов земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> от 08.04.2011 и 10.10.2011 года, участок имел разрешенное использование : «для иных целей» и «под подъездные пути» соответственно (л.д.64-67). Разрешенный вид использования земельного участка с «для иных целей» на «под подъездные пути» изменен на основании Постановления главы Администрации ГО г. Октябрьский № 3059 от 16.09.2011 года. 12.09.2011 года был составлен акт проверки соблюдения земельного законодательства Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) Управления РОСРЕЕСТРА по РБ № 470, по результатам проверки Абдуллина В.И. обязали устранить допущенное нарушение – самовольное занятие земельного участка по <адрес> РБ без оформления в установленном порядке прав на него, срок устранения нарушений установлен до 15.03.2012 г. (л.д. 177-179). Пояснения, которые давал в ходе судебного заседания Х. Р.З. по рассматриваемому делу, не согласуются и противоречат ответам, которые он предоставлял Абдуллину В.И. на его заявления об ускорении оформления договора аренды, так если 24.10.2011 г. Х. Р.З. указывает заявителю на положения ст. 34 ЗК РФ, в рамках которой регулируется порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, то в ответе 21.02.2012 г. на аналогичное требование Абдуллина В.И. ответ содержит ссылки на ст. 30.1 ЗК РФ «порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности». 20.04.2012 г. в ответе на очередное заявление Абдуллина В.И., Комитет дает ответ о том, что в связи с использованием заявителем земельного участка не по целевому назначению оформление документов по проведению торгов по предоставлению земельного участка невозможно. Абдуллину В.И. предложено в течении 10 дней с момента получения настоящего письма освободить земельный участок, то есть как следует из вышеуказанного акта проверки Росреестра, до указанной даты 15.03.2012 года. Также должностным лицом Х. Р.З. суду не предоставлено доказательств того, что по заявлению Абдуллина В.И. от 29.11.2010 г. принималось и направлялось решение об отказе в предоставлении земельного участка в рамках вышеуказанного «Порядка». В судебном заседании 21.06.2012 г. Х. Р.З. представлен приказ № 51/1 от 26.12.2011 г. «Об отказе в предоставлении земельного участка», согласно которого: «…Абдуллину В.И. и Галиеву М.М. …отказано в предоставлении земельного участка…..в связи с поступлением сообщения о наличии на территории ГО г. Октябрьский земельного участка, предназначенного для передачи гражданам в аренду…» (л.д. 182). Данный приказ суд считает недопустимым доказательством, поскольку заинтересованное лицо не смогло представить в суд доказательства какой либо регистрации данного приказа в системе делопроизводства Комитета, сообщив, что приказ существует только в электронном виде, реестра, либо журнала регистрации приказов Комитет не ведет, кроме того, сама форма отказа не соответствует ни «Порядку предоставления земельных участков» ни направленному в адрес заявителя сообщению от 29.12.2011 года и не содержит непосредственно причин послуживших отказом Абдуллину В.И.. Суд считает, что Абдуллин В.И. в данном случае получил в ответ на свое заявление от 29.11.2010 г. не мотивированное решение, а письменное сообщение об имеющем месте отказе. Основанием к удовлетворению заявления в соответствии со ст. 254 ГПК РФ может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка. С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о нарушении должностным лицом Х. Р.З. порядка, процедуры и формы принятия решений, что является существенным нарушением. При рассмотрении дела, проанализировав вышеуказанные правовые нормы, представленные документы, переписку сторон, суд находит, что при рассмотрении заявления Абдуллина В.И. от 29.11.2010 г., последующем принятии отказа 29.12.2011 года должностным лицом допущены существенные нарушения процедуры совершения действий и принятия решения, а также самой формы отказа, в связи с чем заявленные требования о признании отказа в предоставлении в аренду земельного участка незаконным, подлежат удовлетворению. Требования, о заключении с Абдуллиным В.И. договора аренды на испрашиваемый земельный участок не могут быть удовлетворены в данном судебном заседании, поскольку судом установлены вышеуказанные нарушения, также, с учетом имеющихся документов на земельный участок и с учетом притязаний на участок третьих лиц, заключение договора аренды с заявителем, без соблюдения всех требуемых процедур в настоящее время невозможно. Таким образом, с учетом изложенного, суд считает, что заявленные требования Абдуллина В.И. подлежат удовлетворению частично. Руководствуясь ст.ст. 254-256, 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Абдуллина В. И. об оспаривании бездействия должностного лица (об оспаривании отказа о предоставлении земельного участка) удовлетворить частично. Признать незаконным отказ должностного лица Председателя Комитета по Управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по г. Октябрьскому Х. Р. З. в предоставлении Абдуллину В. И. в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, ориентир <адрес>, общей площадью <данные изъяты>, предназначенного под подъездные пути к жилому дому, в связи с существенным нарушением установленного порядка. Возложить на должностное лицо Председателя Комитета по Управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по г. Октябрьскому Х. Р. З. обязанность в течение одного месяца со дня получения решения суда совершить в отношении заявления Абдуллина В. И. от 29 ноября 2010 года, действия, предусмотренные «Порядком предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся на территории городского округа г. Октябрьский РБ для целей, не связанных со строительством», устранив тем самым допущенные нарушения по порядку, процедуре и форме принятия решений. В удовлетворении остальных требований отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Октябрьский городской суд в течение 30 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья И.А. Александрина
Именем Российской Федерации
каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения.
поступления в адрес Комитета более одного заявления на испрашиваемый им
земельный участок. Данное сообщение подписано председателем Комитета
Х. Р.З. (л.д.17,74).