Приговор ст.264 ч.3 УК РФ



Дело № 1-615/2010

П Р И Г О В О Р

именем Российской Федерации

г. Барнаул12 октября 2010 года

Октябрьский районный суд г. Барнаула в составе председательствующего судьи Авдеева А.П., при секретаре Марьиной ОМ, с участием: государственного обвинителя – помощника прокурора Октябрьского района г Барнаула Эйсмонта МВ, подсудимого Хлынова С.Н., защитника Архипова АА, представившего удостоверение № и ордер №, потерпевшего С.2,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении

Хлынов С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, со средним образованием, работающего в ООО «<данные изъяты>» слесарем, женатого, военнообязанного, зарегистрированного и проживающего в <адрес>, не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Хлынов С.Н., управляя автомобилем, нарушил правила дорожного движения, что повлекло по неосторожности смерть человека при следующих обстоятельствах.

ДД.ММ.ГГГГ около 17 часов 00 минут Хлынов С.Н., управляя технически исправным, принадлежащем на праве собственности ООО «<данные изъяты>» автобусом Мерседес Бенц 0405 регистрационный знак № регион, двигался в г. Барнауле по пр. Ленина со стороны ул. С.Западной в сторону ул. П.Сухова, со скоростью около 40 км/час.

В пути следования Хлынов С.Н., проявляя преступную небрежность, не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, в нарушение требований ч.2 п. 10.1 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее по тексту как ПДД РФ), обязывающих при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, имея объективную возможность обнаружить опасность для движения в виде переходящей проезжую часть пешехода С. на которую он, при условии сохранения скорости и направления движения, мог совершить наезд, имея техническую возможность избежать наезда торможением, не принял мер к снижению скорости движения транспортного средства и его остановке, в результате чего, ДД.ММ.ГГГГ около 17 часов 00 минут в районе дома № 152 по проспекту Ленина в г. Барнауле, передней средней частью автобуса допустил наезд на пешехода С., переходившую проезжую часть пр. Ленина слева направо по ходу движения автобуса под управлением Хлынова С.Н.

Вследствие нарушения водителем Хлыновым С.Н. ПДД РФ в результате дорожно - транспортного происшествия, С. были причинены телесные повреждения: открытая черепно - мозговая травма: линейный перелом левых теменной и височной костей с переходом на основание черепа (средняя черепная ямка слева), тотальное субарахноидальное кровоизлияние обеих полушарий головного мозга и мозжечка, кровоизлияние в желудочки головного мозга (15-20мл), ушиб вещества головного мозга левой и правой височных долей (по 1); ушибленные раны лобной области (1), теменной области слева (1), кровоизлияние в мягкие ткани теменно-височной области слева (1), теменной и затылочной областей справа (по 1), ссадины лобной области (3), в области наружного угла левого глаза (1), спинки носа (1), скуловой области справа (1), в проекции правой носогубной складки (1).

Закрытая травма грудной клетки: разгибательные переломы 1-12-го ребер справа по задней подмышечной линии. 2-9-го ребер справа между лопаточной и околопозвоночной линиями, 2-11-го ребер слева по лопаточной линии, с множественными разрывами пристеночной плевры, разрывы правого легкого (3), левого (2), кровоизлияния в прикорневой зоне легких, и в подвешивающий аппарат сердца. Закрытая травма таза: переломы горизонтальной ветви правой лонной и восходящей ветви правой седалищной костей, тела левой лонной кости, разрыв связок крестцово-подвздошного сочленения справа с кровоизлиянием в окружающие мягкие ткани. Закрытый косопоперечный перелом диафиза правой плечевой кости в нижней трети, кровоподтек правого плеча. Ссадины: передней поверхности правого и левого коленных суставов (по 1). Все вышеперечисленные повреждения причинили ТЯЖКИЙ вред здоровью по признаку опасности для жизни.

Смерть наступила от открытой черепно-мозговой травмы в виде перелома костей черепа с ушибом вещества головного мозга и кровоизлиянием под его мягкую мозговую оболочку и в желудочки.

Подсудимый Хлынов СН в судебном заседании вину признал полностью и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ, около 17 часов, он управляя служебным автобусом двигался по маршруту от пл.Спартак - 2 по пр-ту Ленина в сторону конечной остановки. По пр-ту Ленина от ул.С.Западная в сторону ул. П.Сухова он двигался в среднем ряду со скоростью около 50 км/ч. В автобусе находились пассажиры, примерно 70 человек. Погода была пасмурная, в связи с чем, он двигался с включенным ближним светом фар. Дорожное покрытие - мерзлый асфальт (гололед). Подъезжая к пересечению пр. Ленина с ул. Чеглецова, он увидел, что слева направо по ходу его движения, движется пешеход женщина в районе разделительного газона, примерно в 25 метрах от автобуса. Когда он увидел, что женщина собирается пересечь проезжую часть пр-та Ленина по ходу его движения, применил торможение и одновременно надавил на звуковой сигнал, тормозил так, чтобы не заблокировало колеса, понимая, что блокирование колес приводит к потере контроля над транспортным средством и менее эффективно при торможении. Женщина не отреагировала на звуковой сигнал и в темпе быстрого шага стала пересекать проезжую часть слева направо. Автобус, замедляясь, продолжал движение по ледяному покрытию проезжей части. Когда расстояние до женщины сократилось, он понял, что наезда избежать не удастся и надавил на тормоз, заблокировав колеса.

После этого автобус передней - средней частью сбил женщину и стал смещаться от центра проезжей части к правой обочине, заднюю часть занесло вправо. До момента наезда женщина преодолела примерно 4, 5 метра по проезжей части пр.Ленина, двигалась от левого края проезжей части перпендикулярно к продольной оси проезжей части по ходу движения автобуса, в темпе быстрого шага. Женщина после удара упала под автобус. Наезд на пешехода произошел в начале экстренного торможения. В содеянном раскаивается, принял меры и выразил согласие в дальнейшем возместить материальный и моральный ущерб.

Потерпевший С.2, показал - С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. приходилась ему родной матерью. С. проживала одна в <адрес>, была пенсионер, сам он очевидцем происшествия не был, поэтому обстоятельства развития дорожно-транспортной ситуации известны только из материалов дела

Подтвердив о частичном возмещение ущерба, считает возможным определить подсудимому наказание без реального лишения свободы.

В судебном заседании свидетель Р., показала, что ДД.ММ.ГГГГ около 17 часов 00 минут, в качестве пассажира ехала на автобусе маршрута № по проспекту Ленина в г. Барнауле со стороны улицы С.Западной в сторону улицы П.Сухова. Она сидела в середине салона, в левом ряду с правой стороны, по ходу движения. Когда автобус подъезжал к пересечению проспекта Ленина и ул. Чеглецова в г. Барнауле, она через лобовое стекло автобуса увидела, что на радаре, расположенном на электроопоре за перекрёстком пр. Ленина и ул. Чеглецова справа по ходу движения, отображена цифра «51». Как поняла это была скорость движения автобуса на котором она ехала, так как впереди никакого транспорта не было. В этот момент она увидела перед автобусом голову женщины, и сразу же произошел удар передней средней частью автобуса. Автобус начал экстренно тормозить после удара

Из показаний свидетеля К., оглашенных в порядке ст. 281 УПК РФ, следует, что ДД.ММ.ГГГГ около 17 часов 00 минут она ехала в автобусе маршрута №, в качестве пассажира, по проспекту Ленина в городе Барнауле со стороны ул. С.Западной в сторону ул. П.Сухова и находилась перед лобовым стеклом автобуса, рядом с водителем, проезжая часть ей была видна полностью.

В салоне автобуса было много пассажиров. Впереди автобуса никакого транспорта не было. При приближении автобуса к пересечению проспекта Ленина и улицы Чеглецова она увидела женщину, которая начала переходить проезжую часть пр. Ленина слева направо. Шла она под углом к проезжей части, в темпе шага характерного для пола и возраста, в сторону автобуса не смотрела. С какой скоростью ехал автобус она сказать не может, тормозить и подавать сигналы водитель автобуса начал после проезда перекрёстка пр. Ленина с ул. Чеглецова, наезд произошёл сразу после начала торможения, передней средней частью автобуса.

Из показаний свидетель Ш., оглашенных в порядке ст. 218 УПК РФ, следует, что она ДД.ММ.ГГГГ около 17 часов 00 минут ехала в автобусе маршрута № по проспекту Ленина в г.Барнауле со стороны ул. С.Западной в сторону ул. П.Сухова. Сидела в левом ряду, сразу за водителем автобуса, с правой стороны по ходу движения. Когда автобус переезжал пересечение пр. Ленина с ул. Чеглецова, он начал резко тормозить и она, посмотрев, вперёд увидела перед автобусом бабушку, которая переходила проезжую часть пр. Ленина слева направо по ходу движения автобуса, под углом к правому краю проезжей части. Удар произошёл сразу после начала торможения, передней средней частью автобуса.

До наезда автобус двигался со скоростью около 60 км/час. Слева и впереди от автобуса никакого транспорта не было. Место выхода пешехода на проезжую часть она не видела. Перед наездом, пешеход сделала 2-3 шага, темпом спокойного шага характерного для пола и возраста. Скорую помощь вызвала со своего мобильного телефона.

Кроме приведенных показаний свидетелей, вина Хлынова С.Н. подтверждается так же собранными в ходе следствия и исследованными в судебном заедании доказательствами:

протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого местом происшествия является участок проезжей части, расположенный в районе дома № 152 по пр. Ленина в г. Барнауле. Длина следа торможения от переднего левого колеса на мёрзлом асфальте составляет 17.2 м; двойной след от заднего правого колеса на гололёде составляет 18.7 м,

протоколом следственного эксперимента от ДД.ММ.ГГГГ в ходе, которого, по показаниям свидетеля К. была установлена траектория движения пешехода, и минимальное время нахождения пешехода на проезжей части проспекта Ленина равное 6.1 секунде,

протоколом следственного эксперимента от ДД.ММ.ГГГГ в ходе, которого по показаниям свидетеля Ш. был установлен темп движения пешехода, и место наезда на пешехода на проезжей части проспекта Ленина,

заключением эксперта, № 1245/5 - 1 от 23.07.2010 года согласно которого, скорость автобуса Мерседес Бенц 0405, исходя из зафиксированных на месте происшествия следов торможения, перед началом торможения, составляла около 40 км/час. Водитель автобуса Мерседес Бенц 0405 при скорости 40 км/час располагал технической возможностью предотвратить наезд на пешехода путем экстренного торможения с момента возникновения опасности для движения. Водитель автобуса Мерседес Бенц 0405 должен был руководствоваться требованиями пункта 10.1 ч.2 Правил дорожного движения РФ,

заключением эксперта, № 1326/5 - 1 от 03.08.2010 года согласно которого путь движения пешехода с момента возникновения опасности до места наезда составляет около 7.4 метра. Водитель автобуса Мерседес Бенц 0405 располагал технической возможностью предотвратить наезд на пешехода путем экстренного торможения с момента возникновения опасности для движения. Водитель автобуса Мерседес Бенц 0405 должен был руководствоваться требованиями пункта 10.1 ч.2 Правил дорожного движения РФ,

протоколом следственного эксперимента от 16.08.2010 года в ходе, которого, по показаниям подсудимого Хлынова С.Н. был определен темп движения пешехода, место выхода и место наезда на пешехода на проезжей части проспекта Ленина,

заключением эксперта, № 1467/5 - 1, 1468/5-1 от 24.08.2010 года согласно которого место наезда на пешехода не может находиться на расстоянии 4.9 м от левого края проезжей части как указал Хлынов С.Н. Водитель автобуса Мерседес Бенц 0405 при скорости 50 км/час (со слов обвиняемого), в начале экстренного торможения располагал технической возможностью предотвратить наезд на пешехода путем экстренного торможения с момента возникновения опасности для движения, при условии, что пешеход преодолевает расстояние 7.4 м в темпе указанном обвиняемым (4.9м за 2.9; 3.0; 3.1сек),

заключением эксперта № 416/67 от 08.07.2010 года согласно которого С. в результате дорожно - транспортного происшествия были причинены телесные повреждения: открытая черепно - мозговая травма: линейный перелом левых теменной и височной костей с переходом на основание черепа (средняя черепная ямка слева), тотальное субарахноидальное кровоизлияние обеих полушарий головного мозга и мозжечка, кровоизлияние в желудочки головного мозга (15-20мл), ушиб вещества головного мозга левой и правой височных долей (по 1); ушибленные раны лобной области (1), теменной области слева (1), кровоизлияние в мягкие ткани теменно-височной области слева (1), теменной и затылочной областей справа (по 1), ссадины лобной области (3), в области наружного угла левого глаза (1), спинки носа (1), скуловой области справа (1), в проекции правой носогубной складки (1). Закрытая травма грудной клетки: разгибательные переломы 1-12-го ребер справа по задней подмышечной линии. 2-9-го ребер справа между лопаточной и околопозвоночной линиями, 2-11-го ребер слева по лопаточной линии, с множественными разрывами пристеночной плевры, разрывы правого легкого (3), левого (2), кровоизлияния в прикорневой зоне легких, и в подвешивающий аппарат сердца. Закрытая травма таза: переломы горизонтальной ветви правой лонной и восходящей ветви правой седалищной костей, тела левой лонной кости, разрыв связок крестцово-подвздошного сочленения справа с кровоизлиянием в окружающие мягкие ткани. Закрытый косопоперечный перелом диафиза правой плечевой кости в нижней трети, кровоподтек правого плеча. Ссадины: передней поверхности правого и левого коленных суставов (по 1). Все вышеперечисленные повреждения причинили ТЯЖКИЙ вред здоровью по признаку опасности для жизни. Смерть наступила от открытой черепно-мозговой травмы в виде перелома костей черепа с ушибом вещества головного мозга и кровоизлиянием под его мягкую мозговую оболочку и в желудочки.

Из исследованных материалов уголовного дела следует, что подсудимый не отрицает факта осложнения дорожных условий вызванных накатанным снежным покровом и гололедом проезжей части, обнаружение пешеходов на расстоянии 25 метров и совершение наезда на пешехода, переходившего проезжую часть.

Суд считает, что в рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации, подсудимый, проявив преступную небрежность, не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия и приходит к выводу о том, что дорожно-транспортное происшествие, повлекшее смерть потерпевшей явилось следствием нарушения водителем Хлыновым С.Н. ПДД РФ - части 2 пункт 10.1 «При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства» и состоит в прямой причинной связи с наступившими последствиями - наступлением смерти С., поскольку с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию, Хлынов С.Н., обнаружив двигавшегося по проезжей части пешехода, имел объективную возможность предотвратить наезд на пешехода С. путем экстренного торможения.

Действия Хлынова СН суд квалифицирует по ч.3 ст. 264 УК РФ, как нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека

При назначении вида и меры наказания подсудимому суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность подсудимого, обстоятельства смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.

Хлынов С.Н. не судим, совершил преступление средней тяжести, вину признал в полном объеме, раскаялся, частично возместил ущерб, по месту работы, месту жительства характеризуется положительно, ведет социально активный образ жизни.

Указанные обстоятельства, а также молодой возраст, состояние здоровья подсудимого, суд признает и учитывает в качестве обстоятельств, смягчающих наказание подсудимого. Оснований для признания иных обстоятельств в качестве таковых судом не установлено. Отягчающих обстоятельств по делу судом не выявлено.

С учетом изложенного, суд считает возможным, не усмотрев оснований для применения положений ст.73 УК РФ, определив наказание условно с испытательным сроком.

Суд считает назначенное наказание несвязанное с реальным лишением свободы, соответствует личности подсудимого, степени и характеру общественной опасности совершенного преступления и будет способствовать исправлению подсудимого.

Суд, учитывая обстоятельства совершенного преступления, считает назначить Хлынову СН дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортным средством в пределах установленных санкцией статьи.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 302, 303, 304, 307, 308 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л

Хлынов С.Н. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ и назначить ему наказание в виде 3 (трех) лет лишения свободы, с лишением права управлять транспортным средством сроком на 3 года.

В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное наказание в виде лишение свободы считать условным с испытательным сроком в 3 ( три) года.

Дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортным средством на срок 3(три) года исполнять реально.

Обязать осужденного не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного органа, ведающего исполнением наказания, являться в указанный орган для регистрации один раз в месяц, в дни, установленные данным органом.

Меру процессуального принуждения - обязательство о явке в отношении Хлынова СН по вступлении приговора в законную силу отменить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи кассационной жалобы или представления в Октябрьский районный суд г. Барнаула в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.

В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции, о желании участвовать в заседании суда кассационной инстанции осужденный должен указать в кассационной жалобе, а если дело рассматривается по представлению прокурора или по жалобе другого лица – в отдельном ходатайстве или возражениях на жалобу, либо представление в течение 10 суток со дня вручения ему копии приговора, либо копии жалобы или представления.

Также осужденный вправе воспользоваться помощью адвоката путем заключения с ним соглашения, либо путем обращения с соответствующим ходатайством о назначении защитника, которое может быть изложено в кассационной жалобе, либо иметь форму самостоятельного заявления, и должно быть подано заблаговременно в суд первой или второй инстанции.

СудьяА.П.Авдеев