Приговор ст.111 ч.4 УК РФ



Дело 1- 625/10


П Р И Г О В О Р именем Российской Федерации


г. Барнаул 15 октября 2010 г.


Октябрьский районный суд г. Барнаула в составе

председательствующего федерального судьи Романенко О.П.,

при секретарях Ульяновой Н.А., Шестаковой К.Е.,

с участием государственного обвинителя - помощника прокурора Октябрьского района г.Барнаула Землюковой Т.В.,

подсудимого Гредякина В.Г.,

защитника - адвоката Кочкина А.Ю.,

представившего удостоверение № и ордер №,

потерпевшего В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении:

ГРЕДЯКИНА В.Г., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Алтайского края, русского, гражданина РФ, не военнообязанного, с высшим образованием, холостого, работающего разнорабочим <данные изъяты>», проживающего без регистрации в <адрес> судимого:

1.) ДД.ММ.ГГГГ Октябрьским районным судом г. Барнаула по ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком на 2 г.,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.111 ч. 4 УК РФ,


У С Т А Н О В И Л:


ДД.ММ.ГГГГ в период с 05.00 час. по 10.08 час. в квартире <адрес>, расположенной по адресу: г. Барнаул, <адрес>, Гредякин В.Г. распивал спиртные напитки с хозяином квартиры Ш., а также с Б., С. На почве возникших ссоры и личных неприязненных отношений, Гредякин, имея умысел на причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни, умышленно нанес руками и ногами Ш. в область головы не менее семи ударов, причинив последнему закрытую черепно – мозговую травму ( клинико – анатомически): субдуральную гематому в проекции левого полушария головного мозга ( 70 мл), субарахноидальное кровоизлияние левого полушария головного мозга, мелкоочаговые кровоизлияния в ткань головного мозга, кровоподтеки окологлазничных областей с обеих сторон, отек мягких тканей лобной области слева, правой теменно – височной области, области носа, ссадину правой ушной раковины, гематомы верхней и нижней губы, которая причинила тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

Смерть Ш. наступила в городской больнице № г. Барнаула ДД.ММ.ГГГГ от закрытой черепно – мозговой травмы в виде ушиба вещества головного мозга с кровоизлияниями под его оболочки, осложнившейся развитием двухсторонней фибринозно – гнойной пневмонии.

Подсудимый Гредякин вину признал частично, не отрицает, что от его действий потерпевший Ш. получил телесные повреждения от которых скончался. В момент нанесения ударов потерпевшему он был в алкогольного опьянении, в бессознательном состоянии. Сам он обстоятельств ссоры и нанесения телесных повреждений Ш. не помнит, об этих событиях ему стало известно со слов Б. и сотрудников милиции.

Вина подсудимого Гредякина, в совершении вышеуказанного преступления, кроме частичного признания им вины, подтверждается следующими доказательствами:

Заключением судебно-медицинской экспертизы ( т.1 л.д. 162 – 165) из которой следует, что Ш. получил закрытую черепно – мозговую травму ( клинико – анатомически): субдуральную гематому в проекции левого полушария головного мозга ( 70 мл), субарахноидальное кровоизлияние левого полушария головного мозга, мелкоочаговые кровоизлияния в ткань головного мозга, кровоподтеки окологлазничных областей с обеих сторон, отек мягких тканей лобной области слева, правой теменно – височной области, области носа, ссадину правой ушной раковины, гематомы верхней и нижней губы, которая причинила тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

Смерть Ш. наступила в городской больнице № г. Барнаула ДД.ММ.ГГГГ от закрытой черепно – мозговой травмы в виде ушиба вещества головного мозга с кровоизлияниями под его оболочки, осложнившейся развитием двухсторонней фибринозно – гнойной пневмонии.

Черепно-мозговая травма является прижизненной, образовалась от многократного воздействия твердых, тупых предметов (не менее 7 воздействий), возможно от ударов таковыми в область лица, волосистой части головы, по давности возникла незадолго до поступления потерпевшего в стационар.

Указанная черепно-мозговая травма сопровождается как правило потерей сознания, поэтому совершение активных действий потерпевшим после ее причинения маловероятно.

При химическом исследовании в крови Ш. на момент поступления в стационар обнаружена концентрация этилового спирта, которая соответствует средней степени алкогольного опьянения.

Заключениеми дополнительной судебной медицинской экспертизы ( 2 л.д. 61 – 62) из которой следует, что закрытая черепно-мозговая травма, обнаруженная у Ш. по давности возникла за несколько часов – десятков часов до поступления потерпевшего в стационар.


Показаниями Гредякина В.Г. в качестве подозреваемого, а также данными в ходе проверки показаний на месте, его явкой с повинной ( т.1 л.д. 100, 103 – 105, 106 – 108) из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ около 08 часов он в ходе ссоры нанес Ш. по лицу кулаком около 3 ударов. При этом Ш. ему сопротивления не оказывал.


Показаниями свидетеля Д. на предварительном следствии ( т. 1 л.д. 43 - 44 ), оглашенными в судебном заседании из которых следует, что в её присутствии в качестве понятой Гредякин при проверке показаний на месте указал место в комнате, расположенной по адресу: г. Барнаул, <адрес> и при этом уверенно и подробно дал показания о том, что ДД.ММ.ГГГГ в этой квартире в ходе произошедшего конфликта он нанес своему знакомому Ш. около 3 – х ударов кулаком по голове.


Показаниями свидетеля Б. на предварительном следствии, оглашенных в судебном заседании ( т.1 л.д. 80 – 85, 86 – 93) из которых следует, что в ходе распития спиртных напитков у Ш. в комнате Гредякин громко разговаривал, практически кричал, в связи с чем Ш. неоднократно просил Гредякина говорить тише. Однако на просьбы Ш. Гредякин не реагировал. Тогда Ш. попросил Гредякина покинуть комнату, стал его выгонять. В ответ на это Гредякин нанес Ш. 3-4 удара кулаками в область лица. От данных ударов Ш. упал на стоящий за ним диван. После чего Гредякин В.Г. нанес Ш. еще 1 – 2 удара кулаком по голове и 1 – 2 удара обутой ногой в область плеча, возможно попал ногами Ш. и по голове. Силой он вывел Гредякина из комнаты Ш. в коридор. Там Гредякин набросился на него, попытался ударить. В целях самообороны он - Б. нанес Гредякину удар рукой в область лица. После чего Гредякин убежал из общежития.

Заключением дополнительной судебной медицинской экспертизы ( т.1 л.д. 170 – 171) из которой следует, что закрытая черепно-мозговая травма, обнаруженная у Ш. могла образоваться при обстоятельствах указанных свидетелем Б.

Показаниями свидетеля Г. на предварительном следствии ( т. 1 л.д. 40 – 42), оглашенными в судебном заседании из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ. около 8 часов утра он услышал крики и нецензурную брань знакомого Гредякина, а затем стук в дверь своей квартиры. Открыв дверь квартиры, он попросил Гредякина уйти и тот ушел. После этого, увидев, что дверь квартиры Ш. открыта, он прошел туда и увидел окровавленного Ш. на полу. Он вызвал скорую медицинскую помощь, которая Ш. увезла в больницу. Гредякин часто приходил к Ш. в гости и распивал с последним спиртные напитки.


Показаниями свидетеля Р. на предварительном следствии ( т.1 л.д. 45 – 47, т.2 л.д. 41 - 43), оглашенными в судебном заседании из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ в вечернее время он видел как к его соседу Ш. в комнату зашел Гредякин. На следующий день утром около 8 час. он услышал голос Гредякина, а затем увидел как последний, находясь в состоянии алкогольного опьянения, крича и нецензурно выражаясь, вышел из комнаты Ш.. Гредякин, подойдя к другой комнате, стал стучать в неё. Из комнаты вышел Г., который вывел Гредякина из секции.


Показаниями свидетеля С.А.С. – следователя из которых следует, что при производстве предварительного следствия при допросах свидетели Б. и С. дали показания о том, что они видели как в ходе ссоры Гредякин нанес потерпевшему Ш. ряд ударов кулаками, также ногами в область головы. Затем при проверке показаний на месте, в ходе проведения следственных экспериментов данные свидетели показали на манекене каким образом Гредякин нанес Ш. удары.


Показаниями свидетеля Ю. в судебном заседании из которых следует, что в его присутствии в ходе предварительного расследования при проведении следственного эксперимента свидетель С. на манекене показал, как в ходе конфликта потерпевшему были нанесены удары по голове руками и ногами.


Показаниями свидетеля Ст. - заведующего нейрохирургического отделения Городской больницы № на предварительном следствии ( т. 2 л.д. 37 ) оглашенных в судебном заседании из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. в городскую больницу № в крайне тяжелом бессознательном состоянии поступил Ш. с субдуральной гематомой левой гемисферы. Ш. был прооперирован. В послеоперационный период состояние Ш. было тяжелым, речевого контакта с ним не было. ДД.ММ.ГГГГ Ш. умер.


Показаниями потерпевшей В. в судебном заседании из которых следует, что утром ДД.ММ.ГГГГ по телефону от соседей её отца Ш. ей стало известно о том, что отца избили и в связи с травмой он госпитализирован в больницу. Впоследствии от соседей ей также стало известно, что отца избил Гредякин. Не приходя в сознание, отец скончался в больнице ДД.ММ.ГГГГ

Показания подсудимого Гредякина в части того, что на момент нанесения ударов он был в бессознательном состоянии, действий своих не осознавал, суд оценивает критически как способ защиты. Данные доводы подсудимого опровергаются его признательными показаниями на предварительном следствии, которые он давал после разъяснения ему положений ст. 46 УПК РФ, ст. 51 Конституции РФ, в присутствии своего адвоката из которых следует, что Гредякин подробно описывает события при которых он потерпевшему нанес удары, конкретизирует их количество. Кроме того согласно заключения комплексной судебной психолого - психиатрической экспертизы ( т. 1 л.д. 176 – 178) Гредякин в момент совершения инкриминируемого ему деяния не находился в состоянии сильного душевного волнения ( физиологического аффекта) ), ограничивающего осознанность и произвольность поведения в исследуемой ситуации. Данное заключение экспертизы не вызывает у суда какого либо сомнения.

Доводы подсудимого в части того, что признательные показания он дал под воздействием сотрудников милиции суд также находит не состоятельными, так как признательные показания Гредякин давал в присутствии защитника, что исключает недозволенные методы воздействия на подсудимого в период его допроса. Кроме того свидетель Г.Н.Н. показал, что Гредякин дал ему явку с повинной добровольно без оказания на него какого либо воздействия.


Показания свидетеля Б. в судебном заседании о том, что он видел момент нанесения Гредякиным Ш. только двух ударов рукой в область лица, суд оценивает критически как способ защиты своего знакомого Гредякина. В основу приговора суд берет показания Б. на предварительном следствии, так как считает их достоверными и соответствующими обстоятельствам дела. Из показаний свидетеля С.А.С. в судебном заседании следует, что на предварительном следствии свидетель Б. давал показания без оказания на него какого либо воздействия.

Показания свидетеля Ш.Н.В. в судебном заседании о том, что при проведении следственного эксперимента Б. дал показания относительно того, что он сам нанес потерпевшему удары суд оценивает критически. Так сам Б. никогда не заявлял о том, что он лично наносил потерпевшему удары. Об этом не заявлял и сам Гредякин.


Таким образом, оценивая в совокупности добытые доказательства, суд считает, что вина подсудимого Гредякина доказана. Действия его правильно квалифицированы органами предварительного следствия по ст. 111 ч. 4 УК РФ как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего. Умысел подсудимого на причинение потерпевшему тяжких телесных повреждений опасных для жизни, которые по неосторожности повлекли смерть потерпевшего, подтверждается количеством ударов их силой в жизненно важный орган потерпевшего – голову.


При назначении вида и меры наказания подсудимому Гредякину суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, относящегося к категории особо тяжкого, личность подсудимого, в том числе обстоятельства смягчающие его наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного.

Так, Гредякин в период следствия дал явку с повинной, первоначально признательные показания, чем активно способствовал расследованию преступления, в судебном заседании вину признал частично, имеет заболевания, работает, по месту работы характеризуется положительно. Указанные обстоятельства суд признает и учитывает смягчающими наказание подсудимого. Оснований для признания иных обстоятельств смягчающими наказание подсудимого суд не усматривает.
Вместе с тем, с учетом того, что Гредякин совершил особо тяжкое преступление в период условного осуждения, суд считает необходимым подсудимому условное осуждение отменить и назначить ему наказание за вновь совершенное преступление только в виде реального лишения свободы. Совокупность смягчающих подсудимого обстоятельств суд учитывает при определении размера наказания и с учетом данных обстоятельств полагает возможным не применять к подсудимому дополнительного наказания. Оснований для применения к подсудимому положений ст. 64 УК РФ суд не усматривает.

Вменяемость Гредякина у суда сомнений не вызывает, так как поведение подсудимого адекватно обстановке. Согласно заключения психиатрической экспертизы Гредякин хроническим психическим расстройством, слабоумием не страдал и не страдает, в период времени, относящийся к инкриминируемому ему деянию, у Гредякина не отмечалось признаков какого – либо временного психического расстройства или иного болезненного состояния психики, он находился в состоянии простого алкогольного опьянения. Гредякин не был лишен способности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.


В соответствии со ст. 132 ч.2 УПК РФ с Гредякина подлежат взысканию судебные расходы, связанные с оплатой услуг адвоката по назначению, в сумме 2401 руб. 91 коп. с учетом того, что защитник участвовал в 6 судебных заседаниях и 1 день знакомился с материалами уголовного дела, а стоимость участия защитника за один день составляет 343 руб. 13 коп.


На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.307-309 УПК РФ, суд


П Р И Г О В О Р И Л:


ГРЕДЯКИНА В.Г. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 111 УК РФ, и назначить ему за данное преступление наказание – восемь лет лишения свободы.

В соответствии со ст. 74 ч.5 УК РФ условное осуждение, назначенное приговором Октябрьского районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, Гредякину отменить.


В соответствии со ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров, путем частичного присоединения к назначенному данным приговором суда от ДД.ММ.ГГГГ, наказанию не отбытой части наказания, назначенного приговором Октябрьского районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, окончательно к отбытию Гредякину назначить восемь лет шесть месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.


Гредякину меру пресечения в виде подписки о не выезде и надлежащем поведении отменить.


До вступления приговора в законную силу избрать Гредякину меру пресечения в виде заключения под стражей с содержанием в ФГУ ИЗ 22/ 1 г. Барнаула. Гредякина взять под стражу в зале суда. Срок наказания ему исчислять с ДД.ММ.ГГГГ


Взыскать с Гредякина В.Г. в доход в федеральный бюджета расходы, связанные с оплатой гонорара адвокату, в размере 2401 руб. 91 коп.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи жалобы или представления в Октябрьский районный суд г. Барнаула в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным в тот же срок со дня получения копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе в тот же срок и в том же порядке заявить ходатайство о рассмотрении дела судом кассационной инстанции с его участием.




Судья: (Романенко О.П.)