Дело № 1 – 640/10
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
г.Барнаул08 октября 2010 года
Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Косилова Н.М.,
с участием государственных обвинителей – прокурора Алтайского края Хорошева Я.Е., старшего помощника прокурора Октябрьского района г.Барнаула Землюковой Т.В.,
подсудимого Туранова М.И.,
защитника – адвоката Канарского В.Н., представившего удостоверение за№ и ордер за №,
при секретаре Седун И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении:
Туранова М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> края, гражданина РФ, холостого, со средним образованием, не работающего, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, невоеннообязанного, не судимого,
- обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Туранов М.И. умышленно причинил тяжкий вред здоровьюК.Е.А. опасный для жизни того, повлекший по неосторожности смерть последнего, при следующих обстоятельствах:
01 июня 2010 года в период времени с 22 часов по 23 часа 13 минут (более точно время следствием не установлено) Туранов М.И., В.И.В. и А.Д.В. находились во дворе дома <адрес><адрес>. В указанное время Туранов М.И. попросил сигарету у проходившего мимо них К.Е.А. на, что последний в грубой нецензурной форме высказался в адрес Туранова М.И. и бросил в того камень. По указанной причине у Туранова М.И. возникли личные неприязненные отношения к К.Е.А. и умысел на причинение тяжкого вреда здоровью последнего, опасного для жизни того.
Реализуя свой преступный умысел, осознавая общественно опасный и противоправный характер своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью К.Е.А., опасного для жизни того, и желая их наступления, а также предвидя возможность наступления общественно опасных последствий своих действий в виде смерти последнего, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывая на предотвращение этих последствий, Туранов М.И. нанес множественные, не менее 11, ударов руками и ногами по туловищу и голове К.Е.А., после чего нанес тому один удар фрагментом асфальта в область головы.
Своими умышленными действиями Туранов М.И. причинил К.Е.А. следующие телесные повреждения:
- открытую черепно-мозговую травму, в виде перелома чешуи правой височной кости и средней черепной ямки справа, кровоизлияния под твердую мозговую оболочку в проекции правой височной доли и средней черепной ямки справа, объемом 4-5 мл, кровоизлияний под мягкую мозговую оболочку правой височной, лобной долей (1), левой лобной (1) и левой височной (1) долей, кровоизлияния в мягкие ткани лобной области справа (1), правой височной области (1), лобно-височной области слева (1), ушибленных ран правой височной области (1), правой теменной области (1), правой ушной раковины (1), нижней губы (1), ссадин правой височной области и лобной области (по 2), кровоподтеков левой ушной раковины, на веках правого и левого глаз, в левой скуловой области, носа (по 1). Данная травма причинила тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни;
- кровоподтек правого плечевого сустава (1). Данное повреждение вреда здоровью не причинило.
Смерть К.Е.А. наступила 02 июня 2010 года в 05 часов 00 минут в Городской больнице № <адрес> в результате преступных действий Туранова М.И. от открытой черепно-мозговой травмы в виде перелома костей свода и основания черепа с ушибом вещества головного мозга и кровоизлияниями под его оболочки, приведшей к развитию отека и набухания головного мозга, что подтверждается наличием указанной травмы, резким уплощением и сглаженностью борозд и извилин мозга, кольцевидным участком вдавления на базальной поверхности мозжечка, сетчатостью строения ткани мозга.
В судебном заседании подсудимый Туранов М.И. свою вину в признал полностью и пояснил, что выше обозначенное преступление им было совершено при обстоятельствах, как они изложены в установочной части обвинительного заключения и к тому ему больше добавить нечего.
Помимо полного признания подсудимым Турановым М.И. своей вины в инкриминируемом ему преступлении, его вина подтверждается следующими, исследованными в судебном заседании доказательствами:
Так, согласно протоколу явки с повинной от ДД.ММ.ГГГГ, Туранов М.И., без оказания на него какого либо давления со стороны работников милиции, указывал на то, что 01 июня 2010 года около 23 часов 00 минут, он во дворе дома № <адрес> в <адрес> причинил телесные повреждения К.Е.А., нанеся последнему удары руками, ногами и фрагментом асфальтового покрытия по туловищу и голове (т.1 л.д.180).
Будучи допрошенным в присутствии адвоката в качестве подозреваемого и при проверке показаний на месте при понятых, Туранов М.И. последовательно пояснял о том, что 01 июня 2010 года около 23 часов 00 минут во дворе дома <адрес>, он на почве личной неприязни нанес К.Е.А. множественные удары руками и ногами в область головы и туловища, а после падения того на спину, бросил последнему на голову фрагмент асфальтового покрытия (т.1 л.д.191-195, 196-209).
Будучи допрошенным в присутствии адвоката в качестве обвиняемого ДД.ММ.ГГГГ, Туранов М.И. ранее данные им показания подтвердил в полном объеме, дополнив их тем, что умысел на причинение К.Е.А. телесных повреждений у него возник после того, как тот в ответ на просьбу дать закурить, высказался в его адрес в грубой нецензурной форме и бросил в него камень. Убивать последнего он не хотел, после причинения последнему телесных повреждений, сам вызвал тому бригаду скорой медицинской помощи (т.1 л.д. 228-232).
Свидетели В.И.В. и А.Д.В., в подтверждение показаний подсудимого Туранова М.И., в судебном заседании пояснили, что последний 01 июня 2010 года, в вечернее время, во дворе дома <адрес> в их присутствии сбил К.Е.А. с ног, после чего руками и ногами нанес тому множественные удары в область головы, и туловища, а затем найденным на месте фрагментом асфальтового покрытия - один удар в область головы К.Е.А. После произошедшего Туранов М.И. просил их о том, чтобы об избиении тем К.Е.А. они никому, ничего не рассказывали.
Согласно протоколов проверки показаний на месте свидетели В.И.В. и А.Д.В. в присутствии понятых наглядно продемонстрировали преступные действия подсудимого Туранова М.И. произведенные тем в отношении погибшего К.Е.А., очевидцами которых они были, на манекене (т.1 л.д.229-137, 143-151).
Свидетеля П.Ж.А., в подтверждение того обстоятельства, что погибший К.Е.А. в вышеуказанный день и период времени находился в обозначенном месте, в судебном заседании пояснила, что 01 июня 2010 года, приблизительно в 19 часов 40 минут, она видела того на площадке второго этажа дома <адрес>.
Законный представитель потерпевшего К.Т.Л., будучи допрошенной в ходе проведения предварительного следствия, показания которой были предметом исследования в судебном заседании, подтверждая тот факт, что указанное в установочной части приговора место инцидента было средой обитания погибшего К.Е.А., поясняла о том, что тот был ее бывшим мужем. Около 10 лет назад последний стал злоупотреблять спиртными напитками, в связи с чем вел бродячий образ жизни, при этом в течении последнего года тот проживал в районе <адрес> (т.1 л.д.161-164).
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы за № 1244/54 от 31 августа 2010 года у погибшего К.Е.А. были обнаружены следующие телесные повреждения:
- открытая черепно-мозговая травма в виде перелома чешуи правой височной кости и средней черепной ямки справа, кровоизлияния под твердую мозговую оболочку в проекции правой височной доли и средней черепной ямки справа, объемом 4-5 мл, кровоизлияний под мягкую мозговую оболочку правой височной, лобной долей (1), левой лобной (1) и левой височной (1) долей, кровоизлияния в мягкие ткани лобной области справа (1), правой височной области (1), лобно-височной области слева (1), ушибленных ран правой височной области (1), правой теменной области (1), правой ушной раковины (1), нижней губы (1), ссадин правой височной области и лобной области (по 2), кровоподтеков левой ушной раковины, на веках правого и левого глаз, в левой скуловой области, носа (по 1). Данная травма причинила тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.
- кровоподтек правого плечевого сустава (1). Данное повреждение вреда здоровью не причинило.
Указанные телесные повреждения прижизненны, возникли в короткий промежуток времени незадолго до поступления пострадавшего в стационар.
Указанные повреждения возникли от действия твердых тупых предметов, при этом черепно-мозговая травма образовалась от ударов таковыми в область лица и волосистой части головы (не менее чем от 10 воздействий).
При судебно-химическом исследовании в крови К.Е.А. обнаружен этиловый спирт в концентрации 2,3 %, что обычно у живых лиц соответствует СРЕДНЕЙ степени алкогольного опьянения
Смерть К.Е.А. наступила в городской больнице №<адрес> 02 июня 2010 года в 05 часов 00 минут от открытой черепно-мозговой травмы в виде перелома костей свода и основания черепа с ушибом вещества головного мозга и кровоизлияниями под его оболочки, приведшей к развитию отека и набухания головного мозга, что подтверждается наличием указанной травмы, резким уплощением и сглаженностью борозд и извилин мозга, кольцевидным участком вдавления на базальной поверхности мозжечка, сетчатостью строения ткани мозга (т.1 л.д. 64-68).
Согласно протоколу осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, во дворе дома <адрес> были обнаружены и изъяты фрагмент асфальтового покрытия и вещество бурого цвета (т.1 л.д.11-16).
Согласно протоколу обыска от ДД.ММ.ГГГГ, в городской больнице № <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, была изъята одежда погибшего К.Е.А.: штаны, куртка и кофта (т.1 л.д.35-37).
Согласно протоколу обыска от ДД.ММ.ГГГГ, в помещении ОРЧ №1 ГУВД по Алтайскому краю по адресу: г.Барнаул, пр. Калинина - 20, была изъята одежда подсудимого Туранова М.И.: кроссовки, джинсы и футболка (т.1 л.д. 31-33).
Согласно заключений генетических судебных экспертиз за №№ 4113, 4114 от 28 июля 2010 года, на фрагменте асфальтового покрытия и фрагменте марлевого бинта, изъятых в ходе осмотра места происшествия ДД.ММ.ГГГГ во дворе дома по адресу: <адрес>, обнаружена кровь, которая могла происходить от погибшего К.Е.А. (т.1 л.д.73-75, 80-82).
Согласно заключению судебной экспертизы волокнистых предметов за № 1070/4-1 от 23 июля 2010 года, на предметах одежды погибшего К.Е.А. имелось 8 темно-серо-синих хлопковых волокон-наслоений общей родовой принадлежности с 1 из 2 разновидностей волокон, входящих в состав джинсов подсудимого Туранова М.И. (т.1 л.д.92-99).
Согласно заключению биологической судебной экспертизы за № 1132 от 03 августа 2010 года, на джинсах подсудимого Туранова М.И. была обнаружена кровь, которая могла принадлежать погибшему К.Е.А.(т.1 л.д.104-108).
Оценив в совокупности исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что вина подсудимого Туранова М.И. в совершении преступления, как оно изложено в описательной части приговора, полностью установлена и квалифицирует его действия по ч. 4 ст. 111 УК РФ (в ред. ФЗ от 13.06.1996 года №63-ФЗ) – как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть протерпевшего.
Об умысле Туранова М.И. на причинение тяжкого вреда здоровью К.Е.А. свидетельствует характер посягательства – нанесение множественных ударов кулаками, ногами и фрагментом асфальтового покрытия по телу и голове, являющейся жизненно важным органом человека.
Судом также проверено психическое состояние подсудимого Туранова М.И. Согласно заключению амбулаторной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы за № 089/10 – «С» от 11 августа 2010 года, Туранов М.И. хроническим психическим расстройством, слабоумием не страдал и не страдает, у него выявляются признаки личностной деформации в виде ЭМОЦИОНАЛЬНО-НЕУСТОЙЧИВОГО РАСТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ, ИМПУЛЬСИВНОГО ТИПА. Вместе с тем, указанные особенности психики не сопровождаются нарушением памяти, интеллекта, мышления, расстройством критических возможностей и не лишали подсудимого способности в период времени, относящийся к инкриминируемому ему деянию, а также в настоящее время, осознавать фактический характер, общественную опасность своих действий и руководить ими. В обозначенный выше период Туранов М.И. не обнаруживал признаков временного психического расстройства, либо иного болезненного состояния психики, находясь в состоянии простого алкогольного опьянения. В применении принудительных мер медицинского характера подсудимый не нуждается. Кроме того, последний в момент совершения инкриминируемого ему деяния не находился в состоянии физиологического аффекта, либо в ином значимом эмоциональном состоянии, которое оказало существенное влияние на его поведение в исследуемой ситуации (т.1 л.д.121-122).
Суд также не находит оснований для признания того, что Туранов М.И. в выше описанной ситуации находился в состоянии аффекта, поскольку до совершения им указанного преступления не имело место в отношении него издевательство, либо тяжкое оскорбление со стороны погибшего, также не имелось длительной психотравмирующей ситуации, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением К.Е.А.
С учетом выше изложенного, адекватного поведения Туранова М.И. в судебном заседании, суд признает его вменяемым и способным нести уголовную ответственность за содеянное.
Назначая Туранову М.И наказание, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, относящегося к категории особо тяжких, данные о личности подсудимого, смягчающие наказание обстоятельства, влияние назначенного наказание на его исправление, а также на условия жизни семьи последнего.
В качестве смягчающих наказание Туранова М.И. обстоятельств суд признает и учитывает: написанную подсудимым собственноручно явку с повинной, полное признание последним своей вины, чистосердечное раскаяние в содеянном, активное способствование раскрытию, как выше обозначенного преступления, так и совершенное другим лицом преступление, относящееся к категории особо тяжких, отсутствие судимости, молодой трудоспособный возраст, наличие семьи, состояние здоровья, как самого подсудимого, имеющего ряд хронических заболеваний, так и членов его семьи, положительные характеристики по месту учебы, работы и жительства, не правомерное поведение, отчасти, самого погибшего в выше описанной ситуации, принятые им меры к вызову потерпевшему работников скорой медицинской помощи. Оснований для признания в качестве таковых иных обстоятельств, суд не усматривает.
С учетом вышеизложенного, конкретных обстоятельств дела, тяжести совершенного Турановым М.И. преступления и наступивших последствий, характеризующих подсудимого данных в их совокупности, суд считает правильным, при наличии отрицательной характеристики на последнего от участкового инспектора по месту жительства, несмотря на ряд вышеперечисленных смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, назначить Туранову М.И. наказание только в виде реального лишения его свободы на длительный срок, поскольку полагает, что цели наказания – восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения им новых преступлений, могут быть достигнуты только в условиях изоляции последнего от общества.
Оснований для применения к Туранову М.И. положений ст.64 УК РФ суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 303, 304, 307 – 310, 313 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Туранова М.И. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ (в ред. ФЗ от 13.06.1996 года №63-ФЗ) и назначить ему по ней наказание в виде 7 (семь) лет лишения свободы, с его отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания Туранову М.И. исчислять с 08 октября 2010 года.
До вступления приговора в законную силу меру пресечения в отношении Туранова М.И. оставить в виде заключения под стражей.
Зачесть Туранову М.И. в срок отбытия наказания время его содержания под стражей с 21 июня по 07 октября 2010 года.
Вещественные доказательства по делу, хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств Барнаульского городского следственного отдела при прокуратуре РФ по Алтайскому краю, по вступлении приговора в законную силу: детализацию звонков с абонентского номера № – хранить при уголовном деле, джинсы принадлежавшие подсудимому Туранову М.И. – передать отчиму того У.С.И., фрагмент асфальтового покрытия, марлевый тампон со смывами вещества бурого цвета, куртку, брюки и кофту, принадлежавшие погибшему К.Е.А. - уничтожить, как не представляющее ценности.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи кассационной жалобы или представления в Октябрьский районный суд г.Барнаула в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным – в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции. О желании участвовать в заседании суда кассационной инстанции осужденный должен указать в кассационной жалобе, а если дело рассматривается по представлению прокурора или по жалобе другого лица – в отдельном ходатайстве или возражениях на жалобу, либо представление в течение 10 суток со дня вручения ему копии приговора, либо копии жалобы или представления. Также осужденный вправе воспользоваться помощью адвоката путем заключения с ним соглашения, либо путем обращения с соответствующим ходатайством о назначении защитника, которое может быть изложено в кассационной жалобе, либо иметь форму самостоятельного заявления, и должно быть подано заблаговременно в суд первой или второй инстанции.
СудьяН.М. Косилов