1-146/2011




Дело № 1-146\11


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


г. Барнаул 10 марта 2011 года


Судья Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края Гагельганс С.А.,

с участием государственного обвинителя – помощника прокурора Октябрьского района г. Барнаула Богданчиковой А.О.,

защитника Климова А.П., представившего удостоверение № и ордер №,

подсудимого Манафова Р.М.о.,

при секретаре Плаксий Е.А.,


рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении МАНАФОВА Р.М., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 228 УК РФ,


У С Т А Н О В И Л:

Органами предварительного расследования Манафов Р.М.о. обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 228 УК РФ, а именно в незаконном приобретении и хранении без цели сбыта наркотических средств в крупном размере, совершенное им, согласно обвинительного акта, при следующих обстоятельствах:
В период с 01.10.2010 года до 19 часов 30 минут 26.01.2011 года Манафов Р.М.о., имея преступный умысел на незаконное приобретение и хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере, осознавая общественно – опасный и противоправный характер своих действий, находясь у <адрес> мост в <адрес> незаконно приобрел для личного употребления, путем сбора растения конопли, которое спрессовал в прямоугольную пластину, наркотическое средство - гашиш, массой в высушенном состоянии 8,80 граммов, поместив его в пакет, стал хранить в шкафу <адрес>. В дальнейшем Манафов Р.М.о. переместил наркотическое средство из шкафа в карманы брюк и стал незаконно хранить и перемещать его непосредственно при себе. Около 19 часов 30 минут 26.01.2011 года, в <адрес> в <адрес>, Манафов Р.М.о был задержан сотрудниками милиции и доставлен в ОРЧ (по линии ОУР) № 4 при ГУВД по Алтайскому краю по адресу: г. Барнаул пр-т Калинина,20, где в служебном кабинете у Манафова в ходе личного досмотра в левом боковом кармане брюк, одетых на последнем, сотрудником милиции было обнаружено и изъято наркотическое средство гашиш массой 8,80 грамма, что является крупным размером, которое Манафов М.Р.о. незаконно хранил при себе.

Ознакомившись с материалами уголовного дела суд приходит к следующему:

Диспозиция ч.1 ст. 228 УК РФ предусматривает уголовную ответственность, в том числе, за приобретение наркотических средств без цели сбыта в крупном размере.

Исходя из смысла уголовно- процессуального закона предмет доказывания по уголовному делу предусматривает обязанность установления по каждому делу совокупности обстоятельств исследуемого события, перечень которых приведен в ч.1 ст. 73 УПК РФ- времени, места, характера и способов действий участников преступления. Данный перечень обстоятельств не является исчерпывающим.

По смыслу ч.1 ст. 225 УПК РФ- обвинительный акт, как итоговый документ предварительного расследования в форме дознания, должен содержать сведения, в частности, не только о времени, месте, характере, способах совершения всего преступного деяния, но и сведения о времени, месте, способах совершения каждого, конкретного элемента преступной деятельности. При этом в обвинительном акте не должны допускаться неоднозначные и неконкретные формулировки предъявленного обвинения, в т.ч. допускающие неоднозначное трактование времени совершения преступления.

Указанное является обязательным условием обеспечения обвиняемого права на защиту, его осведомленность о предъявленному ему обвинения, а, соответственно, и на обеспечение реализации им других прав, предусмотренным уголовно- процессуальным законодательством.

Как следует из обвинительного акта, существа предъявленного обвинения, Манафову Р.М.о. органами предварительного расследования предъявлено обвинение в приобретении наркотического средства в крупном размере, имевшего места с 01.10.2010 года до 19 час. 30 мин. 26.01.2011 года, т.е. в период составляющий почти 3 месяца.

Кроме того, в обвинительном акте не описан и не указан размер приобретенного Манафовым Р.М.о. наркотического средства канабиса (марихуаны) которым и является верхушечные части, листья растения конопля, в то время как указанное наркотическое средство является иным наркотическим средством, чем гашиш. Конопля является лишь растением использующимся для изготовления наркотического средства «гашиш» путем измельчения и просеивания. Прессовка конопли является лишь внешним оформлением собранного растения и не изменяет его состав и вид наркотического средства. Таким образом, в обвинительном акте не описано, как альтернатива описания обстоятельств приобретения наркотического средства, обстоятельства, в т.ч. способ, приобретения наркотического средства гашиш.

Таким образом, по мнению суда, органами предварительного следствия не выполнены требования ч.1 ст. 73, ч.1 ст. 225 УПК РФ, т.к. по сути время совершения преступления, а также обстоятельства, в т.ч. способ, совершения преступления- приобретения наркотического средства- гашиш, в обвинительном акте не описаны, а органы предварительного расследования ограничились лишь указанием на период, в любой день и время из которого возможно было совершение подсудимым преступления, а также лишь размером изготовленного подсудимым наркотического средства- гашиш, не описав обстоятельства его приобретения, что по существу не позволяет подсудимому реализовать свое право на защиту в виду неконкретности предъявленного обвинения, в силу чего избирать предусмотренные законом способы своей защиты.

Указанные недостатки обвинительного заключения исключают возможность постановления на его основе приговора, а также иного судебного решения и не могут быть устранены судом самостоятельно, т.к. требуют составление нового обвинительного акта, что возлагается на органы предварительного расследования, и не может быть возложено на суд, как орган правосудия.

При этом суд также отмечает, что по смыслу уголовно- процессуального закона, право на защиту реализуется обвиняемым не только путем отрицания вины и использования средств доказывания указанного не запрещенных законом, но, в том числе, и путем заявления им ходатайств об использовании предусмотренных законом особых процедур судопроизводства, применение которых существенно снижает меру ответственности и срок возможного наказания. Как следует из материалов дела обвиняемым заявлено ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке принятия судебного решения, которое он подтвердил в судебном заседании и, которое, при устранении вышеуказанных недостатков, может быть удовлетворено судом в судебном заседании, т.к. иных препятствий для удовлетворения ходатайства не имеется. Однако, при наличии обвинительного акта составленного с нарушением закона, реализация указанного права обвиняемого невозможно, т.к. создает неопределенность в предъявленном обвинении, понимание которого подсудимым и согласие с которым является обязательным условием удовлетворения вышеуказанного его ходатайства, что существенно нарушает его право на защиту

В силу п.1 ч.1 ст. 237 УПК РФ суд возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий устранения препятствий его рассмотрения, если обвинительное заключение составлено с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения или акта.

После возвращения уголовного дела органам предварительного следствия необходимо устранить вышеуказанные нарушения закона, надлежащим образом составить обвинительный акт.

Оснований для изменения меры процессуального принуждения в отношении подсудимого не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 237 ч. 1 п. 1 УПК РФ,


П О С Т А Н О В И Л


Уголовное дело по обвинению МАНАФОВА Р.М. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 228 УК РФ, возвратить прокурору Октябрьского района г. Барнаула для устранения препятствий его рассмотрения судом.

Меру процессуального принуждения в отношении Манафова Р.М.о. – обязательство о явке оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Октябрьский районный суд г.Барнаула в течении 10 суток со дня его вынесения.

Судья С.А. Гагельганс