Дело Номер обезличен
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена июля 2010 г. г. Барнаул
Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе
председательствующего судьи Гладышевой Э.А.,
при секретаре Аладиковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глазкова И.Н. к Администрации Октябрьского района г. Барнаула о признании незаконными действий органа государственной власти, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Глазков И.Н. обратился в суд с иском к Администрации Октябрьского района г. Барнаула о признании незаконными действий органа государственной власти, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ссылаясь в обоснование своих требований на следующие доводы и обстоятельства.
Заявитель является инвалидом и ветераном Великой Отечественной войны и нуждается в улучшении жилищных условий.
В феврале 2010 г. Глазков И.Н. обратился в администрацию Октябрьского района г. Барнаула с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, однако администрация Октябрьского района г. Барнаула отказала ему в постановке на учет, в связи с тем, что не истек пятилетний срок со дня совершения действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Глазков И.Н. просит признать незаконными действия Администрации Октябрьского района г. Барнаула, выразившиеся в отказе в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признать за ним право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий среди ветеранов Великой Отечественной войны, обязать администрацию Октябрьского района г. Барнаула поставить заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включить его в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.03.2005 г.
В судебное заседание истец Глазков И.Н. не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом.
Представитель истца Глазкова И.Н. – Соломаха Н.И. заявление своего доверителя поддержала в полном объеме по тем же основаниям, изложенным в письменном виде.
Ссылалась на то, что Указ Президента РФ от 07.05.2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» обязывает обеспечить жильем ветеранов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в кратчайшие сроки.
Ее отец - Глазков И.Н. и мать- Глазкова П.Ф. продали свою квартиру ... по ул. Чкалова ..., общей площадью 61,1 кв.м, в 2006 году вынужденно, поскольку не могли там проживать по состоянию здоровья матери.
Кроме того, в 2009 г. родители подарили ей квартиру ... по ул. Молодежная ..., однако фактически, квартира принадлежала ей и была приобретена на ее средства.
В настоящее время Глазков И.Н. и Глазкова П.Ф. проживают в квартире ... по ул. Брестская, ..., общей площадью 54,6 кв.м, принадлежащей зятю – Соломахе В.П.
Поскольку Глазков И.Н. не имеет в собственности жилых помещений и не является нанимателем по договору социального найма, он является нуждающимся в улучшении жилищных условий среди ветеранов Великой Отечественной войны.
Представитель Администрации Октябрьского района города Барнаула Максимцева Т.Н. возражала против удовлетворения требований заявителя, ссылаясь на то, что администрация Октябрьского района г. Барнаула при рассмотрении заявления Глазкова И.Н. о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях среди ветеранов Великой Отечественной войны, действовала в пределах своих полномочий, в соответствии с жилищным законодательством.
С учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя заявителя Соломаха Н.И., представителя заинтересованного лица – Администрации Октябрьского района г. Барнаула Максимцеву Т.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 254, 255 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Таким образом, для принятия решения об удовлетворении требований следует установить совокупность условий: незаконность действий и нарушение прав заявителя, после чего восстановить нарушенное право, на что указано в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя, поскольку полагает, что вышеназванные условия отсутствуют.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, 19.02.2010 г. Глазков И.Н. обратился в администрацию Октябрьского района г. Барнаула с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях гражданина, имеющего право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в соответствии с изменениями, внесенными 21.12.2009 г. в Федеральный закон от 12.01.1995 №5 «О ветеранах».
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 53 ЖК РФ содержит меру юридической ответственности граждан за намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Граждане, которые намеренно предприняли действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий, с целью приобретения права постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принимаются на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
ЖК РФ не приводит перечня таких действий.
По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались действия с целью создания ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
По мнению суда, к числу таких действий, безусловно, относится отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения либо его доли.
Согласно ч.1 ст.51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, либо собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частями 1, 2 ст. 2 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС (ред. от 07.11.2006) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма» предусмотрено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Пунктом 1.1 Решения Барнаульской городской Думы от 27 февраля 2006 года № 294 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Барнауле» установлена учетная норма площади жилого помещения в муниципальном жилищном фонде в размере не более 12 кв. метров общей площади на одного члена семьи.
Кроме того, в соответствии со ст. 6 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС (ред. от 07.11.2006) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма», граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из материалов дела следует, что Глазков И.Н. и Глазкова П.Ф. являлись собственниками по 1/4 доли в квартире ... дома ... в г. Барнауле, общей площадью 61,10 кв.м.
Таким образом, на одного члена семьи приходилось 15,2 кв.м площади, что выше установленной учетной нормы.
В связи с чем, на момент продажи указанного жилого помещения 06.07.2006 г. Глазков И.Н. не нуждался в жилом помещении.
Отчуждение принадлежащей истцу квартиры повлекло отсутствие у него и его супруги вообще какого-либо жилого помещения в собственности либо в пользовании.
Доводы представителя заявителя о том, что Указ Президента РФ от 07.05.2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» направлен на обеспечение жилья всех ветеранов Великой Отечественной войны, основан на неправильном толковании закона, поскольку данный нормативный акт применяется в неразрывной связи с Жилищным Кодексом РФ.
Таким образом, администрация Октябрьского района г. Барнаула обоснованно отказала Глазкову И.Н. в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в соответствии с изменениями, внесенными 21.12.2009 г. в Федеральный закон от 12.01.1995 №5 «О ветеранах».
В силу чего, действия администрации Октябрьского района г. Барнаула об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях Глазкову И.Н. являются законными.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования заявителя Глазкова И.Н. не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Глазкова И.Н. оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Э.А. Гладышева