Об обеспечении доступа в жилое помещение



Дело № 2-2662/10


Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И


18 октября 2010 года г. Барнаул


Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:


Председательствующего САВИНКОВА А.А.,

при секретаре Казаковой Е.Б.,


рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Комитета Жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула к Быковой О.М., Быкову Г.В. об обеспечении доступа в жилое помещение, устранении препятствий в производстве работ по аварийному ремонту перекрытий в жилом доме

У С Т А Н О В И Л :


Истец обратился с иском в суд к ответчикам с требованиями, об обеспечении доступа в жилое помещение, устранении препятствий в производстве работ по аварийному ремонту перекрытий в жилом доме.

Свой иск обосновывают тем, что 24.12.2009 года межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда жилой дом по ул. <адрес> в г. Барнауле признан аварийным и подлежащим сносу. В настоящее время техническое состояние строительных конструкций чердачного перекрытия дома угрожает жизни и здоровью граждан, проживающих в доме.

29.01.2010 года состоялось заседание комиссии администрации г. Барнаула по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. По результатам заседания комиссии с целью устранения угрозы жизни и здоровью граждан и предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации в жилом доме <адрес> принято распоряжение главы г. Барнаула от 16.02.2010 № 44 «О восстановительном ремонте чердачного перекрытия жилого дома <адрес>».

Согласно указанному распоряжению, комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула предписывалось в соответствии с п.6 части 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» разместить заказ на разработку проектно-сметной документации и выполнение работ по раскреплению несущих конструкций жилого дома <адрес> г. Барнаула у единственного заказчика. Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике г. Барнаула предписывалось осуществить финансирование указанных работ в сумме 707 842 рубля.

В целях проведения работ по ремонту чердачного перекрытия комитетом был заключен муниципальный контракт с ООО «РСО» от 20.04.2010 года № 10.

С 20.04.2010 года подрядная организация, согласно акта на передачу в капитальный ремонт жилого дома, должна была приступить к выполнению работ.

Собственником жилого помещения <адрес>, является Быкова О.М.

Уведомления комитетом направлялись Быковой О.М. в апреле 2010 года с предложением переселиться в жилое помещение маневренного жилого фонда по адресу: <адрес> или обеспечить доступ для производства работ. Однако, несмотря на неоднократные предложения переселяться в маневренный фонд Ответчик отказывается, а также не осуществляет доступ в жилое помещение <адрес>. Своими действиями Быкова О.М. препятствует производству работ по устранению аварийной ситуации (не осуществляет доступ в жилое помещение работников подрядной организации).

В целях урегулирования ситуации комитет обращался в Государственную жилищную инспекцию Алтайского края, которая в соответствии с Положением осуществляет контроль за сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности. Однако, в полученных ответах Государственная жилищная инспекция Алтайского края указывает, что полномочий о понуждении собственника жилого помещения к допуску в жилое помещение работников для устранения аварийной ситуации инспекция не имеет. Кроме этого инспекцией рекомендовано обратиться по указанному вопросу с исковым заявлением в суд.

В соответствии со ст. 3 Жилищного кодекса РФ - жилище не прикосновенно, никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных ЖК РФ целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к полномочиям органов местного самоуправления относится организация и проведение аварийно-спасательных работ и других неотложных работ.

Воспрепятствование Быковой О.М. производству работ по устранению аварийной ситуации создает угрозу обрушения чердачного перекрытия дома по ул. 1<адрес> что может привести к причинению вреда жизни и здоровью проживающих в доме граждан, а также к повреждению, принадлежащему им имуществу.

Представитель истца в судебном заседании полностью поддержал свой иск по основаниям, изложенным в исковом и уточненном исковом заявлении.

Ответчик, действующая в своих интересах и интересах Быкова Г.В., в суд не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель ответчика в суде иск не признал по основаниям, указанным в письменном отзыве.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, считает, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям:

Согласно выписки из домовой книги ответчики проживают по адресу г. Барнаул <адрес>

24.12.2009 года заключением о признании дома непригодным для постоянного проживания, межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, жилой дом по адресу ул. 1-я Западная, 8 в г. Барнауле признан аварийным и подлежащим сносу.

В силу того, что техническое состояние строительных конструкций чердачного перекрытия дома угрожает жизни и здоровью граждан проживающих в доме 29.01.2010 года состоялось заседание комиссии администрации г. Барнаула по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. По результатам заседания комиссии с целью устранения угрозы жизни и здоровью граждан и предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации в жилом доме <адрес> принято распоряжение главы г.Барнаула от 16.02.2010 года № 44 «О восстановительном ремонте чердачного перекрытия жилого дома <адрес>».

Согласно указанному распоряжению, комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула предписывалось в соответствии с п.6 части 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» разместить заказ на разработку проектно-сметной документации и выполнение работ по раскреплению несущих конструкций жилого дома <адрес> г. Барнаула у единственного заказчика. Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике г. Барнаула предписывалось осуществить финансирование указанных работ в сумме 707 842 рубля.

В целях проведения работ по ремонту чердачного перекрытия комитетом был заключен муниципальный контракт с ООО «РСО» от 20.04.2010 года № 10.

С 20.04.2010 года подрядная организация, согласно акта на передачу в капитальный ремонт жилого дома, должна была приступить к выполнению работ.

В связи с тем, что собственником жилого помещения № в доме по <адрес>, является Быкова О.М., истец в январе 2010 года направлял ей уведомления с предложением переселиться в жилое помещение маневренного жилого фонда по адресу: <адрес> или обеспечить доступ для производства работ. Однако, несмотря на неоднократные предложения переселяться в маневренный фонд Ответчик отказывается, а также не осуществляет доступ в жилое помещение <адрес> Полагают, что этим Быкова О.М. препятствует производству работ по устранению аварийной ситуации (не осуществляет доступ в жилое помещение работников подрядной организации).

В соответствии со ст. 3 Жилищного кодекса РФ - жилище не прикосновенно, никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных ЖК РФ целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Ст. 305 ГК РФ гласит, что права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

При этом статья 32 ЖК РФ предусматривает, что ч. 1 жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

2. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.

3. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

4. Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

5. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

6. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

7. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

8. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

9. Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.

10. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

11. В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

12. Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника.

Таким образом, у истцов нет оснований для удовлетворения их требований, т.к. действующее законодательство не предусматривает ремонт дома, подлежащего сносу.

Суд не принимает доводы истца, что их требования подлежат удовлетворению в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к полномочиям органов местного самоуправления относится организация и проведение аварийно-спасательных работ и других неотложных работ, т.к. этот закон не распространяется на данные правоотношения.

Быкова О.М. понимает, что дом находится в аварийном состоянии, что создает угрозу обрушения чердачного перекрытия дома и это может привести к причинению вреда жизни и здоровью проживающих в доме граждан, а также к повреждению, принадлежащему им имуществу. Однако, она не согласна с требованием истцов и, таким образом, реализует свои права как собственника жилого помещения.


Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд


Р Е Ш И Л :


В иске Комитета Жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула к Быковой О.М., Быкову Г.В. об обеспечении доступа в жилое помещение, устранении препятствий в производстве работ по аварийному ремонту перекрытий в жилом доме отказать полностью.


Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Октябрьский районный суд г.Барнаула в течение 10 дней.


Мотивированное решение суда изготовлено 25.10.2010 года.


СУДЬЯ :