Дело №2-2893/10г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2010г.
Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайский края в составе:
Председательствующего: Моховой Л.А.
При секретаре: Петровой О.Н.
С участием прокурора Овсянниковой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Барнаула в интересах Дорожкиной Т.И. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Алтайского края, администрации Октябрьского района г.Барнаула о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района г.Барнаула обратился в суд с иском в интересах Дорожкиной Т.И. к ответчикам Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Алтайского края, администрации Октябрьского района г.Барнаула о предоставлении жилого помещения.
Исковые требования обосновывает тем, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С августа 1988г. истец находилась в учреждении общественного воспитания. Решением Родинского районного суда Алтайского края от 18 июля 1989г. мать истца- Дорожкина О.А. лишена родительских прав в отношении Дорожкиной Т.И. Отец Дорожкин И.Я. умер 21.12.1992г. После окончания пребывания в учреждении общественного воспитания жилье истцу предоставлено не было. Постановлением администрации Октябрьского района г.Барнаула от 2 апреля 2003г. Дорожкина Т.И. поставлена на учет нуждающихся в получении жилья, среди детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено. Истец полагает, что Дорожкина Т.И. имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением.
В ходе рассмотрения данного дела истец уточнил исковые требования и в окончательной редакции истец просит суд обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Дорожкиной Т.И. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в размере 33 кв.м. общей площади для одиноко проживающего гражданина.
В судебном заседании прокурор и истец Дорожкина Т.И. на исковых требованиях настаивали по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представители ответчиков администрации Алтайского края, Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству и администрации Октябрьского района г.Барнаула в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие, представили письменные возражения по иску, полагая, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица администрации г.Барнаула в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствии представителя, в своих письменных возражениях по иску указывает, что такими полномочиями, как предоставление жилья указанным категориям граждан, органы местного самоуправления не наделены, в силу закона такими полномочиями наделены органы исполнительной власти субъекта РФ.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу, что иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Дорожкина Т.И. с августа 1988г. находилась в учреждении общественного воспитания. Решением Родинского районного Совета народных депутатов №119 от 10 августа 1988г. Дорожкина Т.И. направлена для дальнейшего воспитания в детский дом. Решением Родинского районного суда Алтайского края от 18 июля 1989г. мать истца- Дорожкина О.А. лишена родительских прав в отношении Дорожкиной Т.И. Отец Дорожкин И.Я. умер 21.12.1992г. На момент зачисления в учреждение общественного воспитания закрепленного жилья не имела.
В соответствии с постановлением администрации Октябрьского района г.Барнаула от 02.04.2003г. Дорожкина Т.И. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготную очередь среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ответа администрации Октябрьского района г.Барнаула по состоянию на 01.12.2009 общая очередь Дорожкиной Т.И. составляет №2602, льготная среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №22.
В соответствии со ст. 2 №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), согласно действующему законодательству, имеют, в том числе, дополнительные гарантии прав на образование, медицинское обслуживание, имущество и жилое помещение, на труд и иные.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социально поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 внесены изменения в ст. 5 указанного закона, касающегося финансового обеспечения дополнительных гарантий по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств бюджетов субъектов РФ.
В соответствии со ст. 30 ЖК РСФСР, действовавшей на момент постановки на учет истца, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся по месту жительства в исполнительных комитетах районного Совета народных депутатов. Жилые помещения, исходя из ст. 33 ЖК РСФСР, предоставлялись гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки.
В соответствии с п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР, вне очереди жилое помещение предоставлялось детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания: других учреждениях независимо от форм собственности, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства); также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, если им не могли быть возвращены жилые помещения, которые они занимали ранее.
В силу ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст.72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится в том числе и защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, тем самым закон предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления) наделяются следующими государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях (далее - государственные полномочия):
1) по выплате денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя), приемной семье;
2) по выплате вознаграждения приемным родителям;
3) по обеспечению бесплатного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в санаторно-курортные учреждения и обратно.
В силу ст.4 указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.
Вышеназванным законом прямо предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жильем органами исполнительной власти.
Закон Алтайского края № 136-ЗС « О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», предусматривает, что органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
Органы местного самоуправления принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими.
Органы местного самоуправления ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган Алтайского края).
Согласно ст. 5 указанного Закона жилые помещения жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые признаны в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют следующие категории граждан:
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст.6 Закона Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
На основании сводного реестра уполномоченный орган Алтайского края формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год.
Жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края.
Как следует из материалов дела, что Уполномоченным органом в Алтайском крае является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.
В соответствии со ст.7 Закона жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются в порядке очередности гражданам, состоящим на учете нуждающихся граждан, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением категорий граждан, указанных в пунктах 3, 4 части 2 статьи 5 настоящего Закона, которым жилые помещения предоставляются вне очереди.
Статья 8 Закона предусматривает, что норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма (далее - норма предоставления) устанавливается в размере: 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина.
Доводы представителей ответчиков Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству и администрации Алтайского края о том, что истец Дорожкина Т.И. поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий до в ведения в действия Закона Алтайского края №136-ЗС и документы Дорожкиной Т.И. для включения ее в сводный реестр граждан, имеющих право на предоставления жилых помещений жилищного фонда Алтайского края не направлялись администрацией Октябрьского района г.Барнаула и предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда на 2010г. сформированы без учета Дорожкиной Т.И., не могут являться правовыми основаниями для отказа в иске.
Суд исходит из того, что в судебном заседании установлено и ответчиками не оспаривается, что истец является нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения. Кроме того несоблюдение порядка предоставления сведений о нуждающихся в жилье органом местного самоуправления, не может влиять на права истца по обеспечению ее жилым помещением вне очереди.
На основании изложенного суд полагает необходимым обязать ответчика Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Дорожкиной Т.И. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в размере 33 кв.м. общей площади для одиноко проживающего гражданина.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Барнаула в интересах Дорожкиной Т.И. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Алтайского края, администрации Октябрьского района г.Барнаула о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Дорожкиной Т.И. жилое помещение не менее 33 кв.м. по договору социального найма вне очереди.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула.