Дело №2-3112/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г.Барнаула в составе председательствующего судьи Фроловой Н.Е., при секретаре Грибуцкой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арехина Ф.Е. к администрации г.Барнаула, Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула, Комитету по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула о признании права собственности на земельный участок, возложении обязанности по регистрации прав на земельный участок и выдаче правоустанавливающих документов,
У с т а н о в и л:
Арехин Ф.Е. обратился в суд с иском о признании за ним права собственности на земельный участок площадью 0,0459 га, расположенный по адресу <адрес>, возложении на ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок, а на ответчиков – обязанности выдать ему правоустанавливающие документы на земельный участок. В обоснование заявленных требований указывает, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, на основании договоров от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, который расположен на земельном участке площадью 472,6 кв.м. С момента приобретения дома он открыто, добросовестно и непрерывно владеет приусадебным земельным участком фактической общей площадью 440 кв.м. Согласно карточки на домовладение с 1955 года, технического паспорта с 1976 года общая площадь земельного участка составляет 472,6 кв.м., и именно исходя из указанной площади им производится и уплата земельного налога. Однако в ходе приватизации указанного земельного участка выявилось, что на настоящий момент ориентировочная площадь земельного участка составляет 0,0459 га, но и в этом случае администрацией г.Барнаула в лице Комитета по архитектуре и развитию г.Барнаула ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в признании его права собственности на весь земельный участок по фактическому пользованию площадью 0,0459 га со ссылкой на расположение его земельного участка «За перспективной красной линией». Полагает, что отказ в предоставлении ему участка указанной площадью в собственность незаконен, право собственности на него у истца возникло в порядке приобретательской давности, в связи с чем он вынужден обратиться с иском в суд.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в иске.
Представители ответчиков - Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула, Комитета по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула – в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в письменных отзывах.
Представитель ответчика – администрации г.Барнаула и 3-го лица - ФГУ «Земельная кадастровая палата по Алтайскому краю» в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, представили отзывы в которых возражали против удовлетворения заявленных истцом требований.
Представитель 3-го лица ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТ»" в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела Арехину Ф.Е. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-22).
Указанное домовладение расположено на земельном участке площадь которого, согласно вышеуказанных договоров купли-продажи, составляет 400 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Арехин Ф.Е. обратился с заявлением в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула (л.д.93) с просьбой подготовить и утвердить схему расположения земельного участка по адресу <адрес> для эксплуатации жилого дома.
Схема расположения указанного земельного участка была составлена и направлена комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула в адрес Комитета по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57).
Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по архитектуре и развитию города отклонил от согласования указанную схему, поскольку часть участка расположена за «красной линией» квартала в профиле <адрес>, с предложением исключить данную территорию из границ участка (л.д.56).
Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города полученный отказ был доведен до сведения истца письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24).
Обращаясь в суд с требованиями о признании за ним права собственности на спорный земельный участок истец ссылается на возникновение у него указанного права в силу приобретательской давности.
В соответствии со ст.218 ч.3 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу ст.234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Однако данные положения действующего законодательства не могут быть применены при рассмотрении данного спора, поскольку, как следует из представленных в материалы дела доказательств, жилой дом, который расположен на спорном земельном участка, имел собственника и приобретен истцом на основании договоров купли-продажи, в связи с чем право собственности истца на жилой дом возникло в силу положений п.2 ст.218 ГК РФ.
В соответствии со ст.135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Таким образом, судьба земельного участка, на котором расположен жилой дом, принадлежащий истцу на праве собственности, следует судьбе домостроения.
В соответствии со ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в соответствии со ст.29 ЗК РФ, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, обладающими право предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
, в соответствии с которым Главное управление имущественных отношений Алтайского края определено в качестве органа исполнительной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками.В соответствии с Законом Алтайского края от 04.02.2007года № 12-ЗС «О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае" полномочия по управлению и распоряжению земельными участками в границах городского округа – города Барнаула осуществляет - орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками.
В период с 10.07.2007 года по 01.07.2010 года на основании постановления Администрации Алтайского края от 8 февраля 2007 г. N 48 Об утверждении ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГРАНИЦАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОДА БАРНАУЛА АЛТАЙСКОГО КРАЯ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА КОТОРЫЕ НЕ РАЗГРАНИЧЕНА - Главное управление имущественных отношений Алтайского края было определено в качестве органа исполнительной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками.
Законом Алтайского края от 4 июня 2010 г. N 48-ЗС, внесены изменения в статью 2 Закона Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" и статью 4 Закона Алтайского края "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае", в соответствии с которыми с 01.07.2010 года, полномочиями по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, оформляемых (переоформляемых) для эксплуатации жилых домов переданы- администрации г.Барнаула.
Статьей 34 ЗК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Статья 22 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» устанавливает необходимые для кадастрового учета документы, в число которых входит межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копию документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке
Местоположение границ земельного участка и его площадь, в соответствии со ст.36 ЗК РФ, определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии – это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В силу ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Пункт 8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» содержит запрет на отчуждение земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Аналогичный запрет содержит в себе и п.12 ст.85 ЗК РФ.
Как усматривается из представленного ответчиком проекта детальной планировки Северо-Восточного района г.Барнаула от 1973 года (л.д.61-62), топографического плана с данными кадастровой палаты (л.д.59), плановых положений земельных участков, рассоложенных по <адрес> (л.д.65), по <адрес> (л.д.68), по <адрес>(л.д.71) следует, что красные линии <адрес> разработаны и нанесены в том месте, где они указаны в схеме согласования границ спорного земельного участка (л.д.26).
Таким образом, красные линии были нанесены еще в 1973 году и закрепили исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенной территории.
Таким образом, ссылка ответчика на невозможность передачи истцу в собственность участка площадью 0,0459 га часть которого расположена за границей красной линии, основана на нормах вышеуказанных законов.
Ссылка истца на занимаемую им с момента приобретения дома фактическую площадь земельного участка в 440 кв.м. опровергается представленными договорами купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ из текста которых следует, что истец приобретал домостроение, расположенной на земельном участке мерой 400 кв.м.
Довод истца о том, что он производит оплату земельного налога исходя из площади земельного участка в 472,6 кв.м. судом во внимание не принимается, поскольку данное обстоятельство не является основанием для передачи ему земельного участка указанной площадь в собственность, а лишь является основанием для обращения в налоговый орган для изменения площади участка для дальнейшего исчисления размера земельного налога.
Также не может быть принята во внимание ссылка истца на данные карточки на домовладение от 1955 года и технический паспорт от 1976 года, в котором указана площадь земельного участка 472,6 кв.м., поскольку данные документы не являются правоустанавливающими в отношении земельного участка.
При указанных обстоятельствах и в силу вышеуказанных норм закона требования истца в части признания за ним права собственности на земельный участок не обоснованны и не подлежат удовлетворению.
В связи с необоснованностью данных требований также не подлежат удовлетворению и требования истца в части возложения на ответчиком обязанности по регистрации права собственности на вышеуказанный участок и выдаче правоустанавливающих документов.
Кроме того, ответчики и 3-е лицо не являются надлежащими ответчиками по данным требованиям, поскольку регистрация права собственности на недвижимое имущество и выдача правоустанавливающих документов на него осуществляется Управлением Росреестра по Алтайскому краю в силу положений Закона РФ от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Арехина Ф.Е. к администрации г.Барнаула, Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула, Комитету по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула о признании права собственности на земельный участок, возложении обязанности по регистрации прав на земельный участок и выдаче правоустанавливающих документов оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи кассационной жалобы в Октябрьский районный суд г.Барнаула в течение 10 дней.
Судья: Фролова Н.Е.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>