Об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма



2-2799/2010РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2010 годаг. Барнаул

Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

Председательствующего: Фурсовой О.М.

при секретаре: Бобылевой Е.И.

с участием прокурора : Кисельман Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску: прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах Рогожниковой И.А. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Алтайского края, администрации Октябрьского района г. Барнаула о предоставлении вне очереди жилого помещения в черте г. Барнаула по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г. Барнаула в интересах Рогожниковой И.А. обратился в суд с иском к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Алтайского края, администрации Октябрьского района г. Барнаула о предоставлении вне очереди жилого помещения в черте г. Барнаула по договору социального найма.

В обоснование заявленных требований указывает, что Рогожникова (Конякина) И.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением.

Однако, после окончания пребывания в образовательном учреждении жилье ей предоставлено не было

В соответствии с Постановлением администрации Октябрьского района г.Барнаула № 1060 от 07.04.2000 года Рогожникова (Конякина) И.А. была поставлена на очередь среди лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Однако, до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.

В связи с этим, процессуальный истец просил обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрацию Октябрьского района г. Барнаула предоставить Рогожниковой И.А. вне очереди жилое помещение в черте г. Барнаула по договору социального найма не менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена ее семьи.

В ходе рассмотрения дела процессуальный истец уточнил исковые требования, в соответствии с которыми просит обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Рогожниковой И.А. вне очереди жилое помещение в черте г. Барнаула по договору социального найма не менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.

Процессуальный истец в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по вышеизложенным доводам.

В судебном заседании материальный истец на уточненных исковых требованиях настаивает в полном объеме, по вышеизложенным доводам.

В судебное заседание представители ответчиков Администрации Октябрьского района г. Барнаула, администрации Алтайского края не явились, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебное заседание представитель ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству не явился, извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении судебной повестки.

В судебное заседание представитель 3/лица - администрации г.Барнаула не явился, извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В силу ст.167 ГПК РФ суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В судебном заседании установлено и подтверждено Постановлением администрации Октябрьского района г.Барнаула № 1060 от 07.04.2000 года, что Рогожникова (Конякина) И.А. была поставлена на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий среди лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 12-13).

В связи с регистрацией брака Конякина И.А. изменила фамилию на Рогожникову, что подтверждается свидетельствами о регистрации брака № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст.ст. 4, 5 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Вышеуказанным категориям граждан, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. ж ч.1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Исходя из требований ст. 26.1 указанного закона полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей – сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пп.24 п.2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Из этого следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу пп.ж п.1 ст. 1 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с ч.6 ст. 19 указанного закона, наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Согласно ч.7 ст. 19 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.

В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Такой порядок является обязательным во всех случаях.

Соответственно, ч.4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Следовательно, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Законом Алтайского края от 31 декабря 2004 года №71-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются следующими государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях:

1) по выплате денежных средств опекуну (попечителю), приемному родителю на содержание ребенка;

2) по выплате заработной платы приемным родителям;

3) по обеспечению бесплатного проезда обучающихся в краевых и муниципальных образовательных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы;

4) по обеспечению бесплатного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в санаторно-курортные учреждения и обратно.

Статьей 4 указанного Закона предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.

Статьей 4 Закона Алтайского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются таковым органами исполнительной власти.

В соответствии с законом Алтайского края №136-3C 12.12.2006 года «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного Фонда Алтайского края» государственный жилищный фонд Алтайского края (далее - жилищный фонд Алтайского края) - совокупность жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (далее - жилые помещения), принадлежащих на праве собственности Алтайскому краю, включая жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении краевых государственных унитарных предприятий или в оперативном управлении краевых государственных учреждений, независимо от места их расположения.

Согласно ст.5 вышеуказанного Закона жилые помещения жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые признаны в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.

Право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют следующие категории граждан:

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст.4 закона Алтайского края №136-3C 12.12.2006 года «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного Фонда Алтайского края» органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края.

Органы местного самоуправления принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими.

Органы местного самоуправления ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган Алтайского края).

Согласно ст.6 Закона, уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.

На основании сводного реестра уполномоченный орган Алтайского края формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год.

Жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края.

В связи с чем, суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.

На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Рогожниковой И.А. вне очереди жилое помещение в черте г. Барнаула по договору социального найма не менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах Рогожниковой И.А. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Октябрьского района г. Барнаула о предоставлении вне очереди жилого помещения в черте г. Барнаула по договору социального найма - удовлетворить.

Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Рогожниковой И.А. вне очереди жилое помещение в черте г. Барнаула по договору социального найма не менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Алтайский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Барнаула в течение 10 дней.

Судья:О.М.Фурсова