Дело № 2-3662/10
Р Е Ш Е Н И Е
17 ноября 2010 года г. Барнаул
Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
Председательствующего САВИНКОВА А.А.,
при секретаре Казаковой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениям ООО «Сибфарм», ООО «Научно-производственная компания «Карбоник», ЗАО «Медицинская научно-производственная компания «Хелми», ООО «Синтез-Регион» к ГУВД АК о признании незаконными действий должностных лиц ГУВД по АК, отмене постановлений ВРИО начальника ГУВД по АК о проведении проверок в данных организациях и по изъятию у них документов
У С Т А Н О В И Л
В Октябрьский районный суд г. Барнаула поступили 4 заявления от ООО «Сибфарм», ООО «Научно-производственная компания «Карбоник», ЗАО «Медицинская научно-производственная компания «Хелми», ООО «Синтез-Регион» о признании незаконными действий должностных лиц ГУВД по АК, отмене постановлений ВРИО начальника ГУВД по АК о проведении проверок в данных организациях и по изъятию у них документов, которые были объедены в одно производство.
Свои заявления обосновывают тем, что 28 мая 2010 года ВРИО начальника ГУВД по Алтайскому краю генерал-майором милиции Н. были вынесены постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении ООО «Сибфарм», ООО «Научно-производственная компания «Карбоник», ЗАО «Медицинская научно-производственная компания «Хелми», ООО «Синтез-Регион»».
Считают, данные постановления незаконными и необоснованными по следующим основаниям: Во-первых, постановление на проведение оперативно-розыскных мероприятий является бланком строгой отчетности, в связи с чем, должно имеет регистрационный порядковый номер, зарегистрированный в соответствующем журнале. Данное постановление такого номера не содержит.
Во-вторых, при проведении оперативно - розыскного мероприятия 08.06.2010 года сотрудниками ГУВД по АК ст. о/у майором милиции Гузеевым А.В., ст. о/у по ОВД капитаном милиции Федяевым А.В. были изъяты бухгалтерские документы, однако в нарушение ст. 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» соответствующий протокол составлен не был. В соответствии со ст. 15 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» «в случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации». Данными незаконными действиями сотрудники ГУВД по АК лишили нас права на защиту своих законных прав.
В - третьих, в постановлении о проведении оперативно-розыскных мероприятий от 28.05.2010 года имеется ссылка на статьи Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», однако данными статьями не предусмотрено составление постановления на проведение оперативно-розыскного мероприятия. В связи с чем, не понятно, на каком основании сотрудниками ГУВД по Алтайскому краю было составлено постановление от 28.05.2010 года о проведение оперативно-розыскных мероприятий.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ «Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему».
Просят: 1. Признать постановления от 28.05.2010 года незаконными, 2. Признать незаконными действия должностных лиц по изъятию бухгалтерской документации, а именно книги покупок и продаж за период 1-4 квартал 2009 года и 1 квартал 2010 года.
Представитель заявителей в суде полностью поддержал заявления по основаниям, изложенным в них.
Представитель ГУВД по Алтайскому краю, заинтересованные лица Федяев А.В., Гузеев А.В. в суде заявления не признали, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявления подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям:
Федеральным законом от 26.12.2008 года N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности" пункт 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.08.1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" изложен в новой редакции, содержит, что при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:
1. Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.
В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства РФ.
Если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы, то с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.
В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.
Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.
В исполнение данных законов РФ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ издало ПРИКАЗ от 30.03.2010 года N 249 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ГЛАСНОГО ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, УЧАСТКОВ МЕСТНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ», п. 7 данной инструкции гласит, что при проведении обследования сотрудник вправе изымать документы (либо их копии), предметы, материалы в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
Для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия к участию в изъятии документов (либо их копий), предметов, материалов в обязательном порядке приглашаются не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в исходе изъятия, не состоящих с лицами, участвующими в изъятии, в родстве или свойстве, а также не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам.
Изъятие документов, предметов, материалов должно производиться с обязательным составлением сотрудником, осуществившим изъятие, протокола в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
Протокол изъятия составляется в двух экземплярах, один из которых передается представителю юридического лица или физическому лицу, у которых произведено изъятие.
8. Протокол изъятия документов, предметов, материалов составляется в ходе изъятия или непосредственно после его окончания.
Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве изъятия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи прилагаются к протоколу изъятия.
В протоколе указываются:
место и дата производства изъятия, время его начала и окончания с точностью до минуты;
должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в изъятии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.
В протоколе описываются действия в том порядке, в каком они производились, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в изъятии.
В протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве изъятия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. В протоколе должно быть отмечено, что лица, участвующие в изъятии, были заранее предупреждены о применении при производстве изъятия технических средств.
Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в изъятии. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.
Протокол подписывается лицом, составившим протокол, и лицами, участвовавшими в изъятии.
9. При изъятии документов с них изготавливаются копии, которые заверяются сотрудником, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанный сотрудник передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение 5 дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.
В случае отказа от получения, а также при невозможности вручить протокол по иным обстоятельствам об этом делается отметка в двух экземплярах протокола, удостоверенная подписью сотрудника, производящего изъятие, а также подписями лиц, приглашенных для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия.
Второй экземпляр протокола направляется юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания обследования.
Если лицо, участвующее в изъятии, отказалось подписать протокол, сотрудник, производящий изъятие, вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется его подписью, а также подписями лиц, приглашенных для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия.
Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое заносится в данный протокол.
10. Изъятию подлежат документы, предметы, материалы, имеющие непосредственное отношение к основаниям, указанным в распоряжении о проведении обследования.
11. Перед изъятием информации, находящейся на электронных носителях, сотрудник, производящий изъятие, предоставляет возможность изготовить копии изымаемой информации.
При этом сотрудник принимает меры к недопущению уничтожения
информации, находящейся на электронных носителях.
12. В случае, если по истечении 5 дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение 3 дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.
Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.
Не существует отличий и в порядках принятия решения, и в процессе осуществления изъятия предмета, документа и материала. Поэтому особой значимости нет в определении содержания каждого из этих трех понятий. Следует обратить внимание лишь на то, что в качестве документа могут быть изъяты такие виды потенциальных доказательств, как "иной документ" (ст. 81 УПК РФ), которые по своей сути являются документами.
Доводы заинтересованных лиц о том, что были изъяты копии документов, поэтому и не было необходимости составлять протокол, полностью опровергаются вышеприведенными нормативными актами, которые так же обязывают милицию при изъятии копий составлять протокол.
Сотрудниками ГУВД по АК был нарушен и порядок изъятия, закрепленный в инструкции, т.к. изъятия проводилось без понятых.
Копии изъятых документов не были направлены заявителям, или возвращены в течение указанного законом срока.
Не состоятелен довод заинтересованных лиц о том, что не указаны нарушенные ГУВД по АК права и законные интересы данных организаций.
Само нарушение процессуальных требований вышеперечисленных законов и инструкции является существенным нарушением прав и законных интересов лиц, защищенных государством посредством издания данных законов, и дополнительных оснований для их судебной защиты не требуется.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих возражений.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности данных предприятий не окончена, о чем пояснил сотрудник ГУВД по АК Гузеев А.В., чем нарушены сроки проведения проверки.
Никаких документов, опровергающих доводы заявителей ГУВД по АК, в суд не представило, ссылаясь на тайну проверок.
Данный довод является надуманным, т.к. коммерческие организации не могут владеть какой-либо тайной, которую нельзя предоставить суду, тем более содержащиеся в бухгалтерской документации, а именно книгах покупок и продаж за период 1-4 квартал 2009 года и 1 квартал 2010 года данных организаций.
Поэтому суд считает, что ГУВД по АК уклоняется от представления в суд доказательств подтверждающих их доводы.
Статья ст. 254 ГПК РФ предусматривает оспаривание такого действия (бездействия) которое нарушает права лица и создает препятствия к осуществлению этого права. Из смысла приведенной нормы следует, что защите подлежит, такое право, которое не восстановлено на момент вынесения решения.
В силу ст. 256 ГПК РФ суд своим решением пересекает такое действие (бездействие), которое на момент вынесения решения имеет место и влечет нарушение гражданских прав и свобод заявителей.
Поскольку на момент рассмотрения дела в суде, наличие факта нарушения прав заявителей установлено, в виде незаконности изъятия у заявителей документов, возвращать их ГУВД по АК не собирается, суд считает в этой части возможным признать незаконными действия ГУВД по АК.
Заявители обратились в суд с ГУВД АК об отмене постановлений о проведении проверки.
В соответствии с Законом РФ «О милиции» от 18.02.1993 года п. 11 ч.1 подп. 25 при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях проверки этих данных по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел или его заместителя.
Как следует из оспариваемых постановлений, проверка была назначена ВРИО начальника ГУВД АК в строгом соответствии с данным Законом РФ.
Была назначена проверка финансово-хозяйственной деятельности заявителей, что так же разрешено данным положением вышеуказанного закона.
Из вышеприведенных законов следует, что сотрудники милиции имеют право на проведение таких проверок, поэтому вынесение самих постановлений об их назначении полностью соответствуют закону и в этой части в заявлениях следует отказать.
Р Е Ш И Л
Признать действия ГУВД по АК по изъятию бухгалтерской документации (книг покупок и продаж за период 1-4 квартала 2009 года, 1 квартала 2010 года) в ООО «Сибфарм», ЗАО «Медицинская научно-производственная компания «Хелми», ООО «Синтез-Регион», по изъятию бухгалтерской документации (книг покупок и продаж за период 1-4 квартала 2009 года) в ООО «Научно-производственная компания «Карбоник» незаконными.
В остальной части заявлений отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Октябрьский районный суд г.Барнаула в течение 10 дней.
Мотивированное решение суда составлено 22.11.2010 года.
СУДЬЯ: