Дело № 2-3476/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2010 года г.Барнаул
Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Пасынковой О.М.,
при секретаре Поздняковой Е.В.,
с участием прокурора Овсянниковой О.А.,
УСТАНОВИЛ:
Впоследствии прокурор требования предъявил также к ФГУП «Почта России», УФПС Алтайского края.
Определением Павловского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ дело передано для рассмотрения по подсудности в Октябрьский районный суд г.Барнаула.
В ходе рассмотрения дела с согласия истца произведена замена ненадлежащих ответчиков Павловского почтамта и УФПС Алтайского края, не являющихся юридическими лицами, на ФГУП «Почта России».
Впоследствии прокурор требования неоднократно уточнял, в окончательной редакции просил об обязании ответчика создать в Павловском почтамте обособленном структурном подразделении Управления федеральной почтовой связи по Алтайского краю - филиале ФГУП «Почта России» рабочие места для инвалидов в размере не менее 4 процентов среднесписочной численности работников в количестве не менее 7 рабочих мест с оплатой труда не менее минимального размера оплаты труда, предусмотренного законодательством Российской Федерации, за нормальную продолжительность рабочего времени. В обоснование требований дополнительно указывал, что созданные ответчиком ....................... рабочих мест инвалидов с неполным рабочим днем (с 9 часов до 9 часов 45 минут) и оплатой в размере 0,10 ставки в сумме ....................... в месяц нарушает установленные государством гарантии трудоустройства инвалидов, не обеспечивает инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации трудовых прав, в то время как, предоставление инвалидам гарантий в области занятости направлено на повышение их конкурентоспособности на рынке труда. Предложение инвалидам работы на таких условиях не способствует их привлечению на рынок труда.
В судебном заседании прокурор на требованиях в их окончательной редакции настаивала, ссылаясь на те же обстоятельства.
Представитель ответчика - Федин И.Г. требования не признал, указывая, что обязанность по созданию рабочих мест в пределах предусмотренной законом квоты исполнена, при средней списочной численности работников в количестве ....................... человек, 1 работающем инвалиде, дополнительно созданы ....................... рабочих мест для инвалидов, о чем в органы занятости направлена соответствующая информация.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора КГУ ЦЗН Павловского района, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, требования прокурора поддержал.
В соответствии с п. п. "ж", "к" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита и трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.
Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991г. №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приема на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон), настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст.20 Закона, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
В силу ст.21 Закона, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Из содержания данных норм следует, что квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.
Статьей 1 Закона Алтайского края от 06.07.2006г. №59-ЗС "Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов", организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, установлена квота приема на работу инвалидов в размере четырех процентов к среднесписочной численности работников.
В силу ч.2 ст.24 Закона, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны, в том числе создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.
Согласно ч.3 ст.25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991г. №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Форма сведений о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) предусмотрена в Приложении №5 к Административному регламенту Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 03.07.2006г. №513.
Установлено, что Павловский почтамт является обособленным структурным подразделением ответчика, осуществляет часть его функций на территории Павловского, Ребрихинского и Шелаболихинского районов Алтайского края, действует на основании Положения, утвержденного директором УФПС Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ, начальник почтамта осуществляет прием, увольнение и перемещение работников почтамта, согласно штатному расписанию (6.5.6.).
Исходя из установленной среднесписочной численности работников Павловского почтамта в количестве ....................... человек, квота рабочих мет инвалидов составляет ....................... Поскольку 1 инвалид в Павловском почтамте трудоустроен, ответчик обязан был создать в этой организации дополнительно 7 рабочих мест для инвалидов.
Порядок определения среднесписочной численности работников определен Инструкцией по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной письмом Госкомстата СССР 17.09.1987 №17-10-0370.
Согласно п.12 данной Инструкции, среднесписочная численность работников за отчетный месяц исчисляется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день отчетного месяца, т.е. с 1 по 30 или 31 число (для февраля - по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней отчетного месяца.
В соответствии с п.15 данной Инструкции, при определении среднесписочной численности работники, принятые на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, включая работников, принятых на половину ставки (оклада) в соответствии со штатным расписанием, учитываются пропорционально фактически отработанному времени в следующем порядке: определяется общее количество человеко-дней, отработанных этими работниками, для чего общее число отработанных человеко-часов в отчетном месяце делится на продолжительность рабочего дня (исходя из продолжительности рабочей недели - 41 час) - 8,2 часа (при пятидневной рабочей неделе) или 6,83 часа (при шестидневной рабочей неделе). Затем определяют среднесписочную численность работников, для чего число отработанных человеко-дней делят на число рабочих дней по календарю в отчетном месяце.
Соответственно, при определении среднесписочной численности работники, постоянно работающие менее чем на ставку, как целые единицы не учитываются, их количество определяется расчетным путем пропорционально отработанным часам (размеру занимаемой ставки).
В этой связи выделенные в счет квоты 12 единиц по 0,1 ставки при 1 ставке работающего инвалида суммарно составляют 2,2 полных ставки и явно не соответствуют 4% среднесписочной численности.
Кроме того, созданные ответчиком рабочие места для инвалидов не отвечают действующему законодательству.
Согласно ч.2 ст.23 Закона, не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.
При этом частью 3 той же статьи для инвалидов I и II групп установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.
В отношении инвалидов 3 группы законодательством сокращенная продолжительность рабочего времени не установлена.
В соответствии с ч.2 ст.91 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Согласно ст.93 Кодекса, по соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.
По смыслу данных норм, инвалидам 1 и 2 группы гарантирована полная оплата при сокращенной продолжительности рабочего времени относительного его нормальной продолжительности на 5 часов в неделю, а установление неполного рабочего дня либо рабочей недели допускается лишь по соглашению между работником и работодателем. При этом сокращение продолжительности рабочего времени влечет соразмерное уменьшение заработной платы.
Фактически ответчиком в одностороннем порядке созданы рабочие места с неполным рабочим днем, чем нарушены законодательно предоставленные инвалидам гарантии, их право на труд нормальной продолжительности с соответствующим вознаграждением.
В этой связи в порядке исполнения обязанности по квотированию рабочих мест инвалидов, кроме рабочих мест, фактически замещаемых инвалидами, по которым с конкретным инвалидом достигнуто соглашение об иных условиях труда, работодатели должны создавать рабочие места с нормальной продолжительностью рабочего времени.
В соответствии со ст.130 Кодекса, в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается, в том числе величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации
Согласно ч.1, 3 ст.133 Кодекса, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Следует отметить, что законодательно минимальная продолжительность рабочего времени по соглашению сторон не установлена.
Вместе с тем, установление рабочего времени 45 минут в день с оплатой в сумме ....................... в месяц при отсутствии иных вакансий явно ставит инвалидов в неравное положение с другими работниками.
Иск прокурора Павловского района Алтайского края в интересах неопределенного круга удовлетворить.
Обязать ФГУП «Почта России» создать в Павловском почтамте обособленном структурном подразделении Управления федеральной почтовой связи по Алтайского краю - филиале ФГУП «Почта России» рабочие места для инвалидов в размере не менее 4 процентов среднесписочной численности работников в количестве не менее 7 рабочих мест с оплатой труда не менее минимального размера оплаты труда, предусмотрено законодательством Российской Федерации, за нормальную продолжительность рабочего времени.
Взыскать с ФГУП «Почта России» в доход местного бюджета Муниципального образования городской округ - город Барнаул Алтайского края государственную пошлину в сумме .......................
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Октябрьский районный суд г.Барнаула в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.М.Пасынкова