2-186/2011



Дело №2-186/11


Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации


08 февраля 2011 года г. Барнаул


Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Гладышевой Э.А.,

при секретаре Душаткиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Администрации города Барнаула, Администрации Октябрьского района города Барнаула о возложении обязанности очистить земельный участок от отходов,


У С Т А Н О В И Л:


Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к Администрации города Барнаула, Администрации Октябрьского района города Барнаула о возложении обязанности очистить земельный участок от отходов, ссылаясь в обоснование своих требований на следующие доводы и обстоятельства.

Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалиста Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, специалиста Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, специалиста отдела государственного земельного контроля Управления Росреестра по Алтайскому краю проведена проверка информации, поступившей в природоохранную прокуратуру о складировании отходов на берегу реки Оби в Октябрьском районе г. Барнаула. По результатам проведенной проверки установлено, что на земельном участке площадью около 2250 кв.м., расположенном северо-западнее здания <данные изъяты> по пр. Калинина, в 180 м севернее дымовой трубы бывшего комбината химических волокон (КХВ) в 405 м от береговой линии левого берега реки Обь, а также не земельном участке площадью около 6000 кв.м., расположенном северо-восточнее здания <данные изъяты> по пр. Калинина, в 290 м. северо-восточнее дымовой трубы бывшего комбината химических волокон (КХВ) в 290 м от береговой линии левого берега реки Обь, размещены несанкционированные свалки бытовых и строительных отходов, о чем составлен акт проверки соблюдения природоохранного законодательства от 11.10.2010г. Вышеуказанные загрязненные земельные участки на государственном кадастровом учете не состоят, сведения о регистрации прав на них отсутствуют, данные земельные участки относятся к землям населенных пунктов. Как указывает процессуальный истец, площадь загрязненных территорий и состав отходов свидетельствуют о продолжительности их складирования, что обусловлено ненадлежащим исполнением ответчиками своих обязанностей по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов. Вышеуказанные факты свидетельствуют о нарушении обязательных к исполнению норм законодательства об охране окружающей среды, об обороте отходов производства и потребления, конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Поскольку, в силу действующего законодательства, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а администрация района г. Барнаула, в соответствии с Положением об Октябрьском районе г. Барнаула, участвует в проведении мероприятий по охране окружающей среды на территории района, учитывая, что данный земельный участок расположен на территории Октябрьского района г. Барнаула, истец просит признать незаконным бездействие ответчиков по организации сбора, вывозу, утилизации бытовых и промышленных отходов на вышеуказанных земельных участках, обязать администрацию г.Барнаула организовать сбор, вывоз и утилизацию бытовых и промышленных отходов, а администрацию Октябрьского района г. Барнаула - принять участие в очистке от отходов вышеуказанных участков.

В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении исковых требований по указанным в иске основаниям. Уточнил заявленные требования в части сроков сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов на вышеуказанных земельных участках – до 01 ноября 2011 года.

Представитель Администрации г.Барнаула Кондратов Д.Е. в судебном заседании уточненные исковые требования признал.

Представитель администрации Октябрьского района г.Барнаула Балахнина Т.И. в судебном заседании против иска не возражала, оставила решение на усмотрение суда.

Представитель ответчика Комитета по дорожному комплексу, благоустройству и озеленению, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился.

Представитель 3-го лица Колесниковой Е.Н. – Черемисина О.З. оставила решение на усмотрение суда.

Представитель 3-го лица - Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

С учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения прокурора, представителей ответчиков Администрации г.Барнаула - Кондратова Д.Е., администрации Октябрьского района г.Барнаула - Балахниной Т.И., представителя 3-го лица Колесниковой Е.Н. – Черемисину О.З., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Поскольку требования прокурора мотивированы неисполнением органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, что, по мнению прокурора, приводит к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, суд приходит к выводу, что заявленные требования направлены на защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения города Барнаула, в общем, и населения Октябрьского района г. Барнаула, в частности, - в рамках полномочий, предоставленных прокурору федеральным законом. С учетом изложенного, настоящее исковое заявление подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Частями 1,2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.24 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные нормы содержатся в п. 24 ст. 19 Устава муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края (в ред. от 14.05.2009).

Соответственно, администрация города Барнаула должна организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, а также обеспечивать проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды (п. 11 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»).

При этом согласно п. 2.1 Положения об обеспечении охраны окружающей среды в границах г. Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 28.09.2005 г. № 195 (в ред. от 28.03.2008), мероприятия по охране окружающей среды в границах г. Барнаула включают ликвидацию несанкционированных свалок на территории города.

Согласно ст. 7 Положения об Октябрьском районе в городе Барнауле и администрации Октябрьского района г. Барнаула, Приложения №4 Решения Барнаульской городской Думы от 27.03.2009 N 75 «Об утверждении Положений о районах в городе Барнауле и администрациях районов города Барнаула», администрация района является территориальным органом местного самоуправления, обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции на соответствующей территории.

В силу ст. 14 названного Положения, к полномочиям администрации района в области использования земли и других природных ресурсов, охраны окружающей среды относится участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на эти цели.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалиста Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, специалиста Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, специалиста отдела государственного земельного контроля Управления Росреестра по Алтайскому краю проведена проверка информации, поступившей в природоохранную прокуратуру о складировании отходов на берегу реки Оби в Октябрьском районе г. Барнаула.

По результатам проведенной проверки установлено, что на земельном участке площадью около 2250 кв.м., расположенном северо-западнее здания <данные изъяты> по пр. Калинина, в 180 м. севернее дымовой трубы бывшего комбината химических волокон (КХВ) в 405 м. от береговой линии левого берега реки Обь обнаружены несанкционированные свалки. Состав отходов: битый белый и красный кирпич, остатки асфальта, бывшие в употреблении и сломанные лотки теплосетей, фрагменты картонной, пластиковой и деревянной упаковки, полусгоревшие остатки деревянных строительных конструкций и мягкой кровли, нижние части стволов деревьев (тополь) с корневой системой, поврежденные строительные поддоны из-под кирпича. На земельном участке площадью около 6000 кв.м., расположенном северо-восточнее здания <данные изъяты> по пр. Калинина, в 290 м. северо-восточнее дымовой трубы бывшего комбината химических волокон (КХВ) в 290 м. от береговой линии левого берега реки Обь, размещены несанкционированные свалки бытовых и строительных отходов. Состав отходов: битый кирпич, фрагменты картонной, пластиковой и деревянной упаковки, остатки деревянных строительных конструкций, расходные материалы автотракторного парка, черепа крупного рогатого скота, бывший в употреблении армированный металлической сеткой, асбестосодержащий утеплитель, бывшая в употреблении резина колес автотранспорта, фрагменты обрезки деревьев и др.

По результатам обследования составлен акт проверки соблюдения природоохранного законодательства от 11.10.2010г. (л.д. 9-22).

Вышеуказанные загрязненные земельные участки на государственном кадастровом учете не состоят, сведения о регистрации прав на них отсутствуют, данные земельные участки относятся к землям населенных пунктов и расположены на территории Октябрьского района муниципального образования городского округа г.Барнаула (л.д. 23-26).

Сторонами не оспаривается, что для размещения свалки отходов названные земельные участки не предоставлялись.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о прямом и грубом нарушении обязательных к исполнению норм законодательства об охране окружающей среды, об обороте отходов производства и потребления, конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, принимая во внимание вышеприведенные положения закона, суд приходит к выводам о том, что нормативно-правовыми актами на администрацию города возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, а администрация Октябрьского района г. Барнаула обязана принять участие в проведении данных мероприятий.

В силу названных норм закона Комитет по дорожному комплексу, благоустройству и озеленению является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Ненадлежащее использование земельного участка, приводящее к порче земли, угрозе загрязнения находящегося рядом водного объекта, несанкционированное складирование отходов причиняет вред окружающей среде, нарушает конституционное право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 4 Конституции Российской Федерации, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15).

Российская Федерация является правовым государством и, следовательно, обязана обеспечить безопасность гражданам охрану их прав и интересов, а также гарантировать эффективные способы восстановления этого права, в том числе путем судебной защиты. Конституция Российской Федерации (ч. 1 и 2 ст. 46) каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Любой опасности прав граждан должно противопоставляться право на судебное обжалование, которое гарантирует проверку деятельности лиц, нарушивших это право или ставящих его под угрозу, и защиту от произвольного ограничения этого права.

В соответствии со ст. 76 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает защиту прав путем восстановления положения, существовавшего до нарушения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 78 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств, в соответствии с проектом восстановительных работ.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств и представленных суду доказательств, оцененных в их совокупности, суд полагает требования прокурора, заявленные к Администрации города Барнаула и Администрации Октябрьского района города Барнаула обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.103, 194-199 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд


Р Е Ш И Л:


Исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Барнаула и администрации Октябрьского района города Барнаула по организации сбора, вывозу, утилизации бытовых и промышленных отходов на земельном участке, площадью около 2250 кв.м., расположенном северо-западнее здания <данные изъяты> по пр. Калинина, в 180 м севернее дымовой трубы бывшего комбината химических волокон (КХВ) в 405 м от береговой линии левого берега реки Обь, а также не земельном участке площадью около 6000 кв.м., расположенном северо-восточнее здания <данные изъяты> по пр. Калинина, в 290 м северо-восточнее дымовой трубы бывшего комбината химических волокон (КХВ) в 290 м от береговой линии левого берега реки Обь.

Обязать администрацию города Барнаула организовать сбор, вывоз, утилизацию бытовых и промышленных отходов на земельном участке площадью около 2250 кв.м., расположенном северо-западнее здания <данные изъяты> по пр. Калинина, в 180 м севернее дымовой трубы бывшего комбината химических волокон (КХВ) в 405 м от береговой линии левого берега реки Обь, а также не земельном участке площадью около 6000 кв.м., расположенном северо-восточнее здания <данные изъяты> по пр. Калинина, в 290 м северо-восточнее дымовой трубы бывшего комбината химических волокон (КХВ) в 290 м от береговой линии левого берега реки Обь.

Обязать администрацию Октябрьского района города Барнаула принять участие в организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов на земельном участке, площадью около 2250 кв.м., расположенном северо-западнее здания <данные изъяты> по пр. Калинина, в 180 м севернее дымовой трубы бывшего комбината химических волокон (КХВ) в 405 м от береговой линии левого берега реки Обь, а также не земельном участке площадью около 6000 кв.м., расположенном северо-восточнее здания <данные изъяты> по пр. Калинина, в 290 м северо-восточнее дымовой трубы бывшего комбината химических волокон (КХВ) в 290 м от береговой линии левого берега реки Обь.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Барнаула в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.




Председательствующий Э.А. Гладышева