Гр.дело №2-354/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 марта 2011 года
Октябрьский районный суд г.Барнаула в составе:
Председательствующего судьи Астаниной Т.В.
При секретаре Дьяковой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шабановой Н.И., Кулаковой Л.Н., Соболева Г.Н., Головина К.Л., Кулебакиной Е.А., Власова Е.В., Киселевой Г.Д. к ООО «Городская управляющая компания», Комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, ОАО «Алтайэнергосбыт», ОАО «Барнаульская Горэлектросеть» об установлении тарифа для расчета за электроэнергию как для городского населения, проживающего в домах, оборудованными стационарными электроплитами, обязывании произвести перерасчет, восстановить техническую документацию, компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Шабанова Н.И., Кулакова Л.Н., Соболев Г.Н., Головин К.Л., Кулебакина Е.А., Власов Е.В., Киселева Г.Д. обратились в суд с иском (уточненный Т.2 л.д.1-5) к ответчикам об обязывании их установить тариф для расчета за электроэнергию как для лиц, проживающих в домах, оборудованных стационарными электроплитами; произвести с ДД.ММ.ГГГГ перерасчет платежей за электроэнергию с применением тарифа, предусмотренного для городского населения, проживающего в домах, оборудованными стационарными электроплитами, восстановлении технической документации на дом № по <адрес> с указанием в ней сведений о наличии в доме электроплит, установленных с соблюдением технических условии, взыскании компенсации морального вреда в размере ... рублей в пользу каждого из истцом.
Свои требования основывают на том, что имеют в своих квартирах стационарные электроплиты, ООО «Городская управляющая компания» «приписывает» им лишние кВт к показаниям индивидуальных электросчетчиков и применяет в расчетах тариф в размере 2 руб. 56 коп. за 1 кВт, предусмотренный для домов, имеющих газовые приборы, хотя дом не газифицирован и на него, по мнению истцов, имелась техническая документация, где указано, что изначально дом был оборудован электрическими плитами.
В судебном заседании истцы, их представители поддержали заявленные требования, пояснив, что по квартирному счетчику расход электроэнергии 350-500 кВт/час в месяц, а взимается еще дополнительно ежемесячно в два раза больше за места общего пользования, что незаконно.
Представители ответчика ООО «Городская управляющая компания» с иском не согласились, указав, что оснований для перерасчета оплаты за электроэнергию по тарифу для городского населения, проживающего в домах, оборудованных электрическими плитами, не имеется, начисление платы за электроэнергию производилось согласно порядку, установленному постановлением N 307, т.е. вся разница между показаниями общего электрического счетчика и индивидуальными предъявлялась потребителям с индивидуальными счетчиками. В квитанциях по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги истцам- собственникам, имеющим индивидуальный прибор учета, выставляется также электроэнергия, расходуемая на работу оборудования, входящего в места общего пользования, расчет платы за электроэнергию производится в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением N 307. Кроме того, представители ООО «Городская управляющая компания» пояснили, что документации, подтверждающей, что жилой дом оборудован в установленном порядке электроплитами, не имеется и восстановить ее в связи с этим не возможно.
Представитель Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула в судебном заседании с иском не согласился, указав, что тарифы за электроэнергию КЖКХ не устанавливает, не вправе их изменять, производить перерасчет, платежи за электроэнергию к ним не поступают, в связи с чем считают себя ненадлежащим ответчиком, просит в иске отказать.
Представитель ОАО «Алтайэнергосбыт» в судебном заседании также с заявленными требованиями не согласилась, указав, что состоят в договорных отношениях с ООО «Городская управляющая компания», жители дома абонентами не являются. С пониженным коэффициентом тариф по оплате за электроэнергию будет применяться после представления соответствующей технической документации. До настоящего времени такая документация не была представлена, по имеющимся техническим данным данный дом в установленном порядке электроплитами не оборудован и значится как газифицированный, что не позволяет применить иной тариф.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, что позволяет суду рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, материалы дела, суд считает необходимым в иске отказать по следующим основаниям.
Судом установлено, что Шабанова Н.И. является собственником кв. №, Головину К.Л. принадлежит ... доли в праве собственности на кв.№, Соболев Г.Н. является собственником кв.№, Власову Е.В. принадлежит ... доли в праве собственности на кв.№, Киселева Г.Д. является собственником кв. №, Кулебакина Е.А. является собственником кв. №, Все истцы проживают в доме № по <адрес>.
В соответствии с ч. 2 и ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно представленным квитанциям истцы оплачивали за электрическую энергию, потраченную на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома по формуле N 9 Правил предоставления коммунальных услуг, которые утверждены постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г.
В силу п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 г., собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
В соответствии с п. 22 вышеуказанных Правил собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 указанных Правил.
В силу с п. 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудования частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для электроснабжения - в соответствии с пунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам, т.е. по формуле N 9.
Материалами дела подтверждается (л.д.24 Т.1), что энергопотребление на жилой дом по <адрес> идет совместно (одним кабелем) с жилым домом № по <адрес>, в связи с чем расчет оплаты за электроэнергию за места общего пользования по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г., производился правильно, что усматривается из представленных ежемесячных расчетных данных распределения потребления группового прибора учета(Т.1 л.д.118-177,193), сведениям по начислению за электроэнергию жителям дома № и № по <адрес>. (Т.1 л.д.178-181), данными финансового лицевого счета в отношении каждого из истцов (Т.1 л.д.194-243).
При таких обстоятельствах доводы истцов относительно «приписок», т.е. необоснованности взимания оплаты за электроэнергию с января 2009 года, суд находит несостоятельными, поскольку Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г. не отменены.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части.
Кроме того, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований истцов в части перерасчета за электроэнергию исходя из тарифа, предусмотренного для городского населения, проживающего в домах, оборудованных стационарными электроплитами.
С 1 января 2010 года в г.Барнауле действуют новые тарифы на электроэнергию. Основанием для их изменения послужило Постановление Главного управления экономики и инвестиций администрации Алтайского края №200 от 16.12.2009 года. Для городского населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и сельского населения тариф составляет 1,79 руб. за 1 кВт.час. Для городского населения, проживающего в домах, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами – 2,56 руб. за 1 кВт.час.
Действительно, в жилых помещениях, принадлежащих истцам, имеются стационарные электроплиты, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Вместе с тем, по данным технического паспорта (Т.2 л.д.20-21) жилой дом № по <адрес> имеет центральное газоснабжение. Сведений о том, что жилой дом оборудован стационарными электроплитами в техническом паспорте не содержится.
За разрешением на установку и подключение электроплит истцы не обращались, согласованного проекта схемы переустройства групповой сети жилого дома не представили, равно как и технических условий, необходимых для этого. При этом, жалобы и обращения жильцов в различные органы, в частности и по вопросу обоснованности применения тарифа, не могут расцениваться судом в качестве доказательств, подтверждающих совершение истцами необходимых действий для осуществления и узаконения переустройства, требующих внесения изменения в технический паспорт на домостроение.
Для принятия решения по вопросу получения разрешения на переоборудование жилого дома стационарными электроплитами истцам, в соответствии с Инструкцией о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго РФ 24.11.1992г., необходимо представить технические условия, справку на мощность, согласование проекта, другие технические документы.
Истцы с заявкой на выдачу технических условий не обращались, никаких действий для получения проектной и разрешительной документации не совершали, необходимые согласования в соответствие с требованиями законодательства не выполнены, в связи с чем технические условия и иная разрешительная документация им не выдавалась.
То обстоятельство, что по данным Барнаульского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по Алтайскому краю в квартирах № № по <адрес> установлены электроплиты ( Т.2 л.д.77) само по себе не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку доказательств правомерности их использования истцами, в силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено.
Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что замена электрического или другого оборудования является одним из видов переустройства жилого помещения, требующим внесения изменений в технический паспорт, в соответствии с частью1 статьи 25 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии на основании решения суда, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Поскольку по существу исковые требования направлены возможность сохранения произведенного переустройства, то истцам также надлежало доказать в суде безопасность этого для жизни и здоровья иных лиц, проживающих в доме.
Поскольку суду допустимых, достоверных доказательств безопасности произведенного переоборудования, правомерности установки в жилых помещениях электроплит представлено не было, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
РЕШИЛ:
Иск Шабановой Н.И., Кулаковой Л.Н., Соболева Г.Н., Головина К.Л., Кулебакиной Е.А., Власова Е.В., Киселевой Г.Д. к ООО «Городская управляющая компания», Комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, ОАО « Алтайэнергосбыт», ОАО «Барнаульская Горэлектросеть» об установлении тарифа для расчета за электроэнергию как для лиц, проживающих в домах, оборудованными стационарными электроплитами, обязывании произвести перерасчет, восстановить техническую документацию, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней с момента вынесения его в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула.