Гр дело № 2-863/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2011 года
Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
Председательствующего Астаниной Т.В.
При секретаре Дьяковой С.И.
С участием прокурора Фарафоновой Т.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах Шитовой Т.Н. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Алтайского края, администрации Октябрьского района г. Барнаула о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района г. Барнаула в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Шитовой Т.Н. к ответчикам о предоставлении жилого помещения вне очереди в черте г. Барнаула по договору социального найма не менее 18 кв.м. общей площади на одного члена ее семьи, ссылаясь на то, что Шитова Т.Н. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением. В соответствие с постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула № от ДД.ММ.ГГГГ Шитова Т.Н. поставлена на учет как нуждающаяся в получении жилья среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, номер очереди-11 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время, Шитова Т.Н. имеет состав семьи из трех человек, однако жильем они до сих пор не обеспечены.
В судебном заседании прокурор исковые требования по изложенным доводам уточнила, просила обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Шитовой Татьяне Николаевне жилое помещение в черте г. Барнаула по договору социального найма не менее 33 кв.м. общей площади вне очереди, дополнительно пояснив, что за Шитовой Т.Н. жилья не закреплялось, с ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована на койко-месте в комнате по адресу <адрес>, комната находится в муниципальной собственности, но там Шитова Т.Н. фактически не проживает, каких либо жилых помещений на праве собственности не имеет, живет на съемных квартирах.
Материальный истец Шитова Т.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, ссылаясь на отсутствие оснований для удовлетворения иска, основным доводам является то, что Шитова Т.Н. не включена в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения краевого жилищного фонда по договору социального найма.
Представители ответчиков администрации Алтайского края, администрации Октябрьского района г. Барнаула, представитель третьего лица администрации г. Барнаула в судебное заседание не явились, представили письменные отзывы, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав прокурора, истца Шитову Т.Н., представителя ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, исследовав представленные доказательства, материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
В судебном заседании установлено, Шитова Т.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывалась в Рубцовской школе-интернате №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в детском доме при ПУ№ г. Барнаула на полном государственном обеспечении, закрепленного жилья не имела. ДД.ММ.ГГГГ года Шитова Т.Н. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время, Шитова Т.Н. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована на койко-месте в комнате по адресу <адрес>, комната находится в муниципальной собственности, прав на какое-либо жилое помещение она не имеет. До настоящего времени Шитова Т.Н. жильем не обеспечена.
Изложенное, подтверждается архивными справками, справкой БТИ, заявлением о постановке на учет, постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула № от ДД.ММ.ГГГГ, решением Исполнительного комитета Заринского районного совета народных депутатов Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением комиссии по делам несовершеннолетних от ДД.ММ.ГГГГ, поквартирной карточкой, уведомлением Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно абзац второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, Шитова Т.Н. является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое до достижения возраста 23 лет в установленном порядке было признано нуждающимся в обеспечении жилым помещением.
Исходя из этого, она в соответствии с вышеприведенными нормами материального закона вправе требовать внеочередного предоставления ей жилья на условиях договора социального найма.
В силу положений ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Указанным выше категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Исходя из требований статьи 26.1 указанного закона полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Из этого следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых, в силу подпункта "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Согласно части 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Соответственно, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Следовательно, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Спор возник в настоящее время и при длящихся правоотношениях подлежит применению закон на момент возникновения спора.
Согласно положений ст.6 Жилищного кодекса Российской Федерации в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Поскольку в данный момент решается вопрос о предоставлении жилого помещения, то и подлежит применению нормы права, действующие в данный момент, и регулирующие отношения по предоставлении жилого помещения.
В силу положений ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (аналогичное положение содержалось в ст. ЖК РСФСР) обязанность предоставления жилого помещения возникает по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Законом Алтайского края от 31 декабря 2004 года №71-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются следующими государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях:
1) по выплате денежных средств опекуну (попечителю), приемному родителю на содержание ребенка;
2) по выплате заработной платы приемным родителям;
3) по обеспечению бесплатного проезда обучающихся в краевых и муниципальных образовательных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы;
4) по обеспечению бесплатного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в санаторно-курортные учреждения и обратно.
Статьей 4 указанного Закона предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.
Таким образом, государственное полномочие в виде предоставления жилого помещения указанной категории граждан субъектом РФ – Алтайским краем – не передано муниципальным органам.
Статьей 4 указанного выше Закона прямо предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются таковым органами исполнительной власти.
12 декабря 2006 года был принят Закон Алтайского края №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного Фонда Алтайского края».
В соответствии с указанным Законом государственный жилищный фонд Алтайского края (далее - жилищный фонд Алтайского края) - совокупность жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (далее - жилые помещения), принадлежащих на праве собственности Алтайскому краю, включая жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении краевых государственных унитарных предприятий или в оперативном управлении краевых государственных учреждений, независимо от места их расположения.
На основании ст.5 этого Закона жилые помещения жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые признаны в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют следующие категории граждан:
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статья 8 Закона Алтайского края №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного Фонда Алтайского края» устанавливает норму предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма в размере 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина.
В соответствии со ст.4 этим Законом органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
Органы местного самоуправления принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими.
Органы местного самоуправления ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган Алтайского края).
Согласно же ст.6 Закона, Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
На основании сводного реестра уполномоченный орган Алтайского края формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год.
Жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края.
Уполномоченным органом в Алтайском крае является Управление жилищно-коммунального хозяйства (п. 1 Положения об управлении, утвержденного постановлением Администрации края от 10.04.2006 г. № 145 (ред. от 13.09.2010 г.), которое и является надлежащим ответчиком по делу, требования к администрации Октябрьского района г. Барнаула не имеют правовых оснований.
Поскольку уполномоченным органом является Управление жилищно-коммунального хозяйства, то соответственно на него и подлежит возложению обязанность по предоставлению жилья Шитовой Т.Н.
То обстоятельство, что Шитова Т.Н. не включена в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений краевого жилищного фонда по договору социального найма, не лишает ее возможности реализовать свое право на предоставление жилого помещения в соответствии с Законом, и не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах Шитовой Т.Н. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Алтайского края, администрации Октябрьского района г. Барнаула о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди- удовлетворить.
Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Шитовой Т.Н. жилое помещение в черте г. Барнаула по договору социального найма не менее 33 кв.м. общей площади вне очереди.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней с момента вынесения его в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г.Барнаула.