ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2011 года г.Барнаул
Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего: Пасынковой О.М.,
при секретаре: Журавлевой Н.Н.,
с участием прокурора Овсянниковой О.А.,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района г. Барнаула обратился в Октябрьский районный суд г.Барнаула в интересах Любимцевой Н.И. с иском к ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании незаконным отказа в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год за счет средств федерального бюджета.
Исковые требования мотивированы тем, что истица является инвалидом 2 группы и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, который включает в себя предоставление, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. Истица обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении такой путевки в 2010 году, представив справку о наличии медицинских показаний к санаторно-курортному лечению, однако путевка в 2010 году предоставлена не была.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Установлено, что истица является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, с 25.11.2004г. - бессрочно. 06.05.2010г. истица обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение с приложением справки формы № 070/у-04 для получения путевки от 12.04.2010г. №1054, выданной МУЗ «Городская больница №3». Впоследствии истица представляла ответчику аналогичные справки от 03.11.2010г. №2840, от 17.05.2011г. №1106, выданные тем же учреждением. Путевка на санаторно-курортное лечение за 2010 год истице до настоящего времени не выдана.
Изложенное подтверждается копиями справки серии МСЭ-2007 №0244385, вышеуказанных заявления, справок и не оспаривалось сторонами.
Федеральным законом «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. №178-ФЗ (далее - Закон) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В силу ст. 6.1 Закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.
Согласно ст. 6.2 Закона, в действовавшей до 01.01.2011г. редакции, в состав предоставляемых гражданам набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренных главой 2, устанавливается Правительством РФ (ч. 3 ст. 6.5 Закона).
Согласно Правилам финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004г. № 864, финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ.
В силу ч.2 ст.6.3 Закона, периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В соответствии с ч.5 ст.6.3 Закона, порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан - утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. № 328. Согласно его пункта 3.7 при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - исполнительные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п.3.8 Приказа).
Поскольку истица в установленном порядке обратилась к ответчику по вопросу предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, отказ в ее предоставлении в текущем - 2010 году неправомерен.
Не предоставление такой путевки в 2010 году фактически свидетельствует об отказе в ее предоставлении в предусмотренный законом срок.
Доводы ответчика об отсутствии финансовой возможности предоставления заявленной путевки в предусмотренный законом срок не имеют значения.
В силу статей 1, 152 Бюджетного кодекса РФ граждане не являются субъектами бюджетных правоотношений, и их право на получение санаторно-курортного лечения не ставится законодателем в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.
Согласно п.п. 11, 19 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, обязанность по выдаче путевок, а также формированию бюджетной заявки на финансирование расходов по предоставлению путевок возложена на Фонд социального страхования РФ. Финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ.
В этой связи ГУ - АРО ФСС РФ является надлежащим ответчиком.
Доводы ответчика о том, что истица в 2001 году отказалась от набора социальных услуг и реализовала право на получение с 2011 года соответствующей компенсации, также не имеют значения, поскольку требования заявлены о предоставлении путевки за 2010 год, когда истица являлась получателем набора социальных услуг.
Действительно, согласно ч.3, 4 ст.6.3 Закона, гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.
Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.
Вместе с тем, данным законом не предусмотрено такого последствия отказа от набора социальных услуг на следующий календарный год как утрата инвалидом права на получение путевки на санаторно-курортное лечение в текущем году.
В ином случае неблагоприятные последствия незаконного бездействия по не предоставлению путевки возлагались бы на инвалида.
При установленных обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :