№2-814/2011




Дело №2-814/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


9 марта 2011 года

Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

Председательствующего: Авсейковой Л.С.

При секретаре: Коровацкой М.Ю.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирных Н.И. к ГУВД по Алтайскому краю о признании отказа в выдаче справки о реабилитации незаконным, обязании выдать справку о реабилитации,


УСТАНОВИЛ:


Смирных Н.И. обратилась в суд с иском к ГУВД по Алтайскому краю о признании незаконным отказа в выдаче справки о реабилитации в отношении нее, обязании выдать справку о реабилитации на ее имя.

В обоснование требований истец указала в исковом заявлении, что считает себя репрессированным лицом. По факту установления политических репрессий есть решение Алейского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. Ее отец Ф. Ф., ДД.ММ.ГГГГ, в сентябре 1941 года по национальному приказу на основании Постановления ГКО СССР от ДД.ММ.ГГГГ был подвергнут направлению на спецпоселение из Сталинской области в Алейский район Алтайский край, где был поставлен на учет в орган МВД. Освобожден ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа МВД СССР № 0601 от 16.12.1955 года. Она родилась в ДД.ММ.ГГГГ году, проживала совместно с отцом. Поэтому в судебном порядке установила факт применения к ней политических репрессий, требования судом были удовлетворены. С решением Алейского городского суда она обращалась лично в ГУВД Алтайского края. Ей было отказано, но отказ был в устной форме. Письменно отвечать не стали. Поэтому была вынуждена направить документы по почте. Решение Алейского городского суда она направила в Главное управление внутренних дел по Алтайскому краю, информационный центр, откуда получила отрицательный ответ. Считает отказ неправомерным. В соответствии со ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организации и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. ГУВД по Алтайскому краю является государственным органом, поэтому оно должно было выполнить решение Алейского городского суда, или обжаловать его.

В судебное заседание истец не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном отзыве на исковое заявление указал, что в информационном центре при ГУВД по Алтайскому краю находится на хранении архивное личное дело спецпоселенца Ф. № Р-50334, в 1941г. по национальному признаку подвергнутого направлению на спецпоселение из Сталинской области в Алтайский край и состоявшего на учете в ОВД. Политическая репрессия в виде направления на спецпоселение по национальному признаку была применена к Ф. на территории Украинской ССР. В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» указанный закон в части порядка реабилитации распространяется на граждан РФ, граждан государств - бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 7 ноября (25 октября) 1917 года. Постановлением Верховного Совета Украины от 24.12.93 г. «О толковании Закона Украины «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» определено: Территория Украинской ССР (ст.1) - территория Украины на время принятия Закона Украины «О реабилитации...» - 17 апреля 1991 года». Донецкая область (ранее Сталинская область) входит в состав Украины, т.е. на ее территорию распространяется юрисдикция Закона «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине». Согласно ст. 6 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» заявления о реабилитации подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессии. 26 июля 2006 г. и 11.04.2007 г. информационным центром при ГУВД Алтайского края заявления Смирных Н.И. и архивная справка о нахождении на спецпоселении ее отца Ф. были направлены в комиссию по восстановлению прав реабилитированных администрации Донецкого областного исполкома для рассмотрения вопроса реабилитации последнего по месту применения к нему политической репрессии и ответа заявителю и в их адрес. Решение комиссии Донецкой области по делу Ф. в адрес информационного центр при ГУВД по Алтайскому краю не поступало. Кроме того, в представленной заявителем копии решения Великоновоселковского районного Совета Донецкой области от 14.08.2007 г. № 5 сведения о реабилитации Ф. отсутствуют. Действие ст. ст. 3, 4, 9 Закона Украины «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» не распространяется на репрессированные народы, насильственно переселенные (крымские татары, немцы, греки, болгары, поляки, армяне и другие). Факт применения к Смирных Н.И. политической репрессии в административном порядке в виде нахождения вместе с отцом на спецпоселении, дополнительно установленный решением Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается документально материалами архивного личного дела № Р-50334 и копиями свидетельств о ее рождении и браке. Поскольку в соответствии со ст. 1-1 Закона РФ «О реабилитации...» выдача справок о реабилитации несовершеннолетних детей, находившихся вместе с репрессированными родителями на спецпоселении, возможна лишь в случае безусловной реабилитации хотя бы одного из них, ДД.ММ.ГГГГ
заявителю было предложено самостоятельно обратиться с повторным
обращением о выдаче индивидуальной справки о реабилитации отца в
комиссию по восстановлению прав реабилитированных Великоновоселковского районного Совета Донецкой области Украины - по месту применения к нему политической репрессии - приложив к обращению решение Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно архивной справки №№ от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГУВД по Алтайскому краю, Ф., 1928 года рождения, уроженец Сталинской области, в сентябре 1941г. на основании Постановления ГКО СССР от 22.09.1941 по национальному признаку подвергнут в административном порядке направлению на спецпоселение из с. <адрес> в <адрес>, где был поставлен на учет в органах МВД. Освобожден ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа МВД СССР №0601 от 16.12.1955г. Состав семьи, проживавшей совместно с выселенцем: мать М., ДД.ММ.ГГГГ, сестра А., ДД.ММ.ГГГГ, сестра Е., ДД.ММ.ГГГГ. Справка составлена на основании материалов архивного дела №

В решении комиссии по вопросам восстановления прав реабилитированных Великоновоселковского районного Совета Донецкой области от 14.08.2007 г. № 5, принятым по заявлению Смирных Н.И., указано, что помимо сведений, указанных в архивной справке №№ от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Информационным центром ГУВД по Алтайскому краю, какими-либо иными сведениями ни Управление службы безопасности Украины по Донецкой области, ни управление информационных технологий при ГУМВД Украины в Донецкой области, ни Государственный архив Донецкой области, не располагают. Проверкой, проведенной по поручению комиссии Великоновоселковским РО ГУМВД Украины в Донецкой области, факт применения репрессии к гр. Ф., ДД.ММ.ГГГГ, не установлен. Смирных Н.И. разъяснено, что действие ст. ст. 3, 4, 9 Закона Украины «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» не распространяется на репрессированные народы, насильственно переселенные (крымские татары, немцы, греки, болгары, поляки, армяне и другие).

Решением Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено заявление Смирных Н.И. об установлении факта применения политических репрессий, Ф., ДД.ММ.ГГГГ, уроженец <адрес>, с. <адрес>, признан подвергшимся политическим репрессиям и подлежащим реабилитации.

Статья 7 Закона РФ от 18.101991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" предусматривает, что органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки. Решение органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд.

В пункте «в» статьи 3 названного закона указано, что подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были: подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", а также иным ограничениям прав и свобод.

Согласно ст.1.1 Закона РФ от 18.101991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются: дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.

Права детей репрессированных производны от прав их родителей, и что в соответствии со ст. 1.1 вышеназванного Закона подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, а также дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.

Вместе с тем в ст. 2 этого закона содержится указание, что закон в части порядка реабилитации распространяется:

на граждан Российской Федерации, граждан государств - бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года;

на лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, репрессированных советскими судебными и административными органами, действовавшими за пределами СССР, либо военными трибуналами, либо центральными судами Союза ССР и внесудебными органами (Верховным Судом СССР и его коллегиями, Коллегией ОГПУ СССР, Особым совещанием при НКВД - МГБ - МВД СССР, Комиссией НКВД СССР и Прокуратуры СССР по следственным делам);

на иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР по обвинению в деяниях против граждан СССР и интересов СССР. Вопросы реабилитации иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР на основании международных законов за деяния против интересов Объединенных Наций во второй мировой войне, решаются в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации с заинтересованными государствами.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 № 620-О-П указано, что Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопросы, связанные с восстановлением прав лиц, пострадавших от политических репрессий, сформулировал следующую правовую позицию. Принимая Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", законодатель, как следует из преамбулы данного Закона, преследовал цель реабилитации всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации, восстановления их в гражданских правах, устранения иных последствий произвола и обеспечения посильной в настоящее время компенсации материального ущерба. Следовательно, дети, насильственно или вынужденно помещенные вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями в места заключения, ссылки, высылки, на спецпоселение, т.е. в условия явного лишения прав и свобод, также должны быть признаны репрессированными по политическим мотивам со всеми вытекающими последствиями (Постановление от 23 мая 1995 года N 6-П). Конституционный Суд Российской Федерации указал также, что федеральный законодатель вправе не только уравнять в правах всех несовершеннолетних детей, родители которых были репрессированы по политическим мотивам, но и расширить круг предоставляемых им льгот и преимуществ, и предложил Федеральному Собранию внести соответствующие изменения в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (Определение от 18 апреля 2000 года N 103-О). С учетом решений Конституционного Суда Российской Федерации Федеральными законами от 4 ноября 1995 года N 166-ФЗ и от 9 февраля 2003 года N 26-ФЗ, внесшими в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" соответствующие изменения и дополнения, дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, были признаны подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации. Реабилитация, по смыслу Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", означает восстановление реабилитированных лиц в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, устранение всех ограничений прав и свобод, которые к ним применялись, а также иных последствий произвола. Следовательно, если к лицу, формально освобожденному со спецпоселения, продолжали применяться те или иные ограничения прав и свобод, такое лицо фактически сохраняло статус репрессированного вплоть до окончательного устранения всех последствий произвола, как того требует названный Закон.

В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 13 октября 2009г. № 1341-О-О указано, что целью Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" согласно абзацу третьему его преамбулы является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба, что согласуется с вытекающими из положений статьи 53 Конституции Российской Федерации обязательствами государства. Оспариваемое заявителем нормативное положение абзаца второго статьи 2 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" является конкретизацией данной цели Закона и, будучи направленным на защиту прав лиц, репрессированных на территории Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права лиц, репрессированных на иных территориях СССР. (Определение от 13 октября 2009г. № 1341-О-О).

Поскольку политическая репрессия в виде направления на спецпоселение по национальному признаку была применена к Ф. на территории Украинской ССР, а не на территории Российской Федерации, и решением комиссии по вопросам восстановления прав реабилитированных Великоновоселковского районного Совета Донецкой области факт применения репрессии к гр. Ф., 1928 года рождения, не установлен, оснований возлагать обязанность на ГУВД по Алтайскому краю выдать Смирных Н.И. справку о реабилитации на ее имя не имеется.

При установленных обстоятельствах оснований для удовлетворения иска Смирных Н.И. к ГУВД по Алтайскому краю о признании отказа в выдаче справки о реабилитации незаконным, обязании выдать справку о реабилитации не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд


РЕШИЛ:


В иске Смирных Н.И. к ГУВД по Алтайскому краю о признании отказа в выдаче справки о реабилитации незаконным, обязании выдать справку о реабилитации отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула.


Председательствующий: Л.С. Авсейкова