Дело № 2-832/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2011г.
Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
Председательствующего Авсейковой Л.С.
При секретаре Коровацкой М.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тырышкина А.А. к Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков о возложении обязанности выплачивать пенсию с учетом районного коэффициента 1,2, произвести перерасчет пенсии с применением районного коэффициента 1,2,
УСТАНОВИЛ:
Тырышкин А.А. обратился в суд с иском к Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков с иском о возложении обязанности на ФСКН России по Алтайскому краю выплачивать ему пенсию с учетом районного коэффициента 1,2, произвести ему перерасчет пенсии с применением районного коэффициента 1,2 за
период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда и взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 200 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал в исковом заявлении, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах наркоконтроля Регионального управления ФСКН России по Алтайскому краю в должности старшего следователя при Славгородском МРО. С ДД.ММ.ГГГГ по выслуге лет является пенсионером УФСКН по Алтайскому краю. В период прохождения службы и при назначении пенсии расчет денежного довольствия производился и производится до настоящего времени с применением районного коэффициента в размере 1,15. Полагает применение данного районного коэффициента необоснованным по следующим основаниям. В соответствии с Распоряжением Исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся №39-р от 20.01.1975 года с 01 января 1975 года в городах Алейске и Славгороде на всех предприятиях, организациях и учреждениях коэффициент к заработной плате рабочих и служащих введен в размере 1,20 вместо действующего коэффициента 1,15. Данное Распоряжение выполняется на всех предприятиях и организациях г. Славгорода, что подтверждается ответом на запрос главы Администрации г. Славгорода К., однако почему то оно не применяется в отношении сотрудников ФСКН, проходивших службу в Славгородском МРО. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 27.12.1997г. №1631, было определено: «Принять предложение администрации Алтайского края о повышении с 1 января 1998 г. районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25 на территории
Алейского, Баевского, Благовещенского, Бурлинского, Волчихинского, Егорьевского, Завьяловского, Ключевского, Кулундинского, Мамонтовского, Михайловского, Немецкого, Новичихинского, Панкрушихинского, Поспелихинского, Родинского, Романовского, Рубцовского, Славгородского, Суетского, Табунского, Угловского, Хабарского, Шипуновского районов, а также в городах краевого подчинения Алейск, Славгород и Яровое в связи с тяжелыми климатическими условиями». Установление районного коэффициента к заработной плате работников организаций, расположенных в районах с тяжелыми климатическими условиями, свидетельствует об отнесении этих территорий к местностям с тяжелыми климатическими условиями, требующими дополнительных материальных и физиологических затрат, проживающих там лиц, и, соответственно, компенсации таких затрат. Считая, что по действующему законодательству он имеет право на получение пенсии с учетом районного коэффициента за службу на территории с тяжелыми климатическими условиями, он обратился к начальнику Регионального управления ФСКН России по Алтайскому краю с просьбой о перерасчете пенсии с учетом районной коэффициента 1,2. На данную претензию ему был дан ответ, что районный коэффициент 1,2 не введен актом федерального органа власти для городов Алейска и Славгорода, а так же указано, что совместное письмо Госкомтруда, Совмина СССР и исполнительного комитета АКСДТ А. не является нормативно-правовым актом федерального органа исполнительной власти. Полагает данный ответ необоснованным, поскольку размеры районных коэффициентов в советское время определялись, как правило, постановлениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС. Впоследствии для отдельных регионов они повышались постановлениями Правительства РФ (например, в 1992 г. - для города Мурманска-140, республик Тыва и Хакасия, в 1994 г. - дифференцированно по отдельным территориям Тывы, в 1997 г. - для некоторых районов и городов Алтайского края). На основании части первой статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации до принятия соответствующего нормативного правового акта к заработной плате работников продолжают применяться районные коэффициенты в размерах, установленных федеральными органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР. В настоящее время продолжают применяться районные коэффициенты установленные нормами бывшего Союза ССР - соответствующими постановлениями Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС, а также решениями Правительства Российской Федерации, которыми в ряде субъектов Российской Федерации районные коэффициенты были повышены. (Письмо Минздравсоцразвития РФ от 21.08.2009 N 1171-13 «О применении нормативных правовых актов, утверждающих размеры районных коэффициентов»). Поскольку районные коэффициенты имеют целью компенсировать дополнительные материальные затраты и физиологическую нагрузку в связи с работой и проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях, источник финансирования для оплаты труда правового значения не имеет, поскольку суммы определенных ст.ст. 146, 148 ТК РФ расходы (включая районный коэффициент за работу местностях с особыми климатическими условиями) относятся к обязательным расходам работодателя на оплату труда в полном размере (ст.317 ТК РФ). Учитывая изложенное, ссылка ответчика об источниках финансирования оплаты труда работников городов Алейска и Славгорода из федерального бюджета как обстоятельство, исключающее начисление районного коэффициента в размере 1,20 не состоятельна. Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. № 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лица, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а так же районах с тяжелыми климатических условиями» установлено, что «впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а так же фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности, фиксирован базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со статьями 14-16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также при назначении указанным лицам и лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14 -18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 г., а также действовавший на указанную дату порядок их применения. Таким образом, отказ начальника Регионального управления ФСКН России по Алтайскому краю в перерасчете пенсии неправомерен и незаконен. Лишение его районного коэффициента в установленном размере, и как следствие, выплата пенсии в неполном размере, представляет собой ограничение его права на социальное обеспечение, гарантированное частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации.
Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть иск в его отсутствие.
Представитель ответчика возражала против заявленных требований и пояснила суду, что районный коэффициент 1,2 не введен актом федерального органа власти для городов Алейска и Славгорода и законных оснований для его выплаты за счет средств федерального бюджета не имеется. В частности указано, что совместное письмо Госкомтруда, Совмина СССР и Минфина СССР от 10.01.1975 года № 13-117, адресованное председателю исполнительного комитета АКСДТ А., не является нормативно-правовым актом федерального органа исполнительной власти, то есть таким, который издан в установленном законом порядке компетентным органом государственной власти, устанавливающим правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Введение же коэффициента актом исполнительной власти Алтайского края не свидетельствует о соблюдении порядка установления районного коэффициента и не порождает обязанности по выплате денежного довольствия с его учетом за счет средств Российской Федерации. Решение вопроса о перерасчете денежного довольствия с применением повышенного районного коэффициента не входит в компетенцию начальника Регионального управления ФСКН России по Алтайскому краю.
Выслушав представителя ответчика, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно пенсионного дела № <данные изъяты> УФСКН РФ по АК <данные изъяты> Тырышкина А.А., ему назначена пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ из расчета 50% от денежного довольствия <данные изъяты> коп., с начислением на эту сумму районного коэффициента 1.15. Одновременно с указанной суммой пенсии во исполнение Постановления Правительства РФ № 759 от 13.12.2005г. истцу установлена доплата в твердой сумме, которая не является частью пенсии. Названным Постановлением не предусмотрено начисление районного коэффициента на доплату. Суд не соглашается с требованиями истца об исчислении и выплаты ему пенсии с учетом районного коэффициента в размере 1,2 по следующим основаниям.
Согласно статье 148 ТК РФ оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Федеральный закон РФ от 30 июня 2002 года № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» регулирует вопросы получения денежного довольствия сотрудниками органов по контролю за оборотом наркотиков.
Статья 1 Федерального закона предусматривает, что денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат.
Президент РФ, Правительство РФ в пределах выделенных средств и руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти могут устанавливать сотрудникам другие надбавки и дополнительные выплаты.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2001 года № 416 «О дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел российской федерации, государственной противопожарной службы министерства российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов российской федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, проходящим службу в районах крайнего севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных» определено, что к денежному довольствию (денежному содержанию) сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, применяются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки в размере и порядке, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
Такие выплаты согласно пункту 2 Постановления производятся с 01 января 2002 года.
По смыслу названных правовых норм, дополнительные выплаты, в которые включается, в том числе, и районный коэффициент, для сотрудников органов по контролю за оборотом наркотиков могут устанавливаться компетентными органами федеральной власти. При этом выплата таких средств является денежным обязательством федерации. Кроме того, для применения районного коэффициента он должен быть установлен нормативно-правовым актом одного из вышеперечисленных органов исполнительной власти Российской Федерации, только в этом случае у Российской Федерации возникает обязанность по выплате денежного довольствия с учетом этого районного коэффициента. В настоящее время размер районного коэффициента в территории Алтайского края установлен нормативными актами бывшего СССР, которые в силу ст. статьи 423 ТК РФ до приведения в соответствие законодательства РФ являются действующими.
Постановлением Совета Министров СССР, от 05 августа 1971 года № 553 «О ведении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время установлены» с 01 января 1972 года введены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных, в частности, в Алтайском крае.
Во исполнение указанного Постановления совместным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1971 года № 325/24 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты не установлены, и о порядке их применения» утверждены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Западной Сибири. Для Алтайского края районный коэффициент составил 1,15.
Данный коэффициент распоряжением Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 года № 4-р повышен до 1,2 для рабочих и служащих, занятых на работах в отдельных районах Алтайского края согласно приведенному перечню, в который г. Славгород не входит.
В совместным письме Госкомтруда Совмина СССР и Минфина СССР от 10.01.1975 года № 13-117, адресованном председателю исполнительного комитета АКСДТ А. указано: с учетом того, что на предприятиях и организациях, расположенных в окружающих г. Алейск и г. Славгород местностях применяется коэффициент 1,2 в связи с безводностью, возможно ввести такой же коэффициент и для рабочих и служащих, осуществляющих деятельность в г. Славгород.
Такой коэффициент введен на основании указанного письма распоряжением Исполнительного комитета АКСДТ от 20.01.1975 года № 39-р с 01 января 1975 года, в том числе, и в г. Славгород.
Однако названное письмо не является нормативно-правовым актом федерального органа исполнительной власти, то есть таким, который издан в установленном законом порядке компетентными органами государственной власти, устанавливающими правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Введение коэффициента актом исполнительной власти Алтайского края не свидетельствует о соблюдении порядка установления районного коэффициента.
Поскольку районный коэффициент в 1,2 актом федерального органа власти на территории г. Славгорода не введен, требования истца о выплате пенсии с его учетом за счет средств Российской Федерации, не основаны на законе.
Увеличение же районного коэффициента по инициативе властей Алтайского края путем принятия соответствующего нормативного акта, в силу постановления Правительства РФ от 21.10.1996 года № 1256 «О мерах государственной поддержки в преодолении депрессивных явлений в экономике Алтайского края» и № 1631 от 27.12.1997 года «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» предполагает, что выплата такого коэффициента является расходным обязательством Алтайского края и не влечет возникновения обязанности по выплате коэффициента федеральными органами власти РФ.
Поскольку судом установлено, что истцу пенсия исчислена с учетом районного коэффициента, установленного в Алтайском крае, в том числе и для г. Славгорода, 1,15 %, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований нет.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В иске Тырышкина А.А. к Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков о возложении обязанности выплачивать пенсию с учетом районного коэффициента 1,2, произвести перерасчет пенсии с применением районного коэффициента 1,2 отказать.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Алтайский краевой суд со дня вынесения судом решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через канцелярию Октябрьского районного суда г. Барнаула.
Председательствующий: Л.С. Авсейкова