Дело № 2-1843/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 июня 2011 года г. Барнаул Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: Председательствующего Астаниной Т.В., При секретаре Дьяковой С.И. Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Абызовой (Шиловой) Е.В. к администрации Ленинского района г.Барнаула, администрации Октябрьского района г.Барнаула, администрации Алтайского края, Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о признании действий незаконными, признании незаконным постановления об отказе в постановке на учет, предоставлении жилого помещения УСТАНОВИЛ: Истица Абызовой (Шиловой) Е.В. обратилась в суд с иском о признании незаконными действия администрации Ленинского района г.Барнаула по непринятию мер к своевременной постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ребенка, оставшегося без попечения родителей, признании незаконным постановления администрации Октябрьского района г.Барнаул об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, об обязании обеспечить ее вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Свои требования основывает на том, что она имела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку другим жилым помещением она не обеспечена, она обратилась к ответчику за предоставлением вне очереди жилого помещения, однако в этом ей было отказано на том основании, что сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилой площадью если взяты на данного рода учет до 23 лет, а она к данной категории не относится. В судебном заседании представитель истицы Абызов К.Р. действующий по доверенности (л.д.65) настаивал на заявленных требованиях по изложенным доводам, дополнительно пояснив, что с ДД.ММ.ГГГГ Абызова Е.В. зарегистрирована и проживает в общежитии ... по адресу: <адрес>, каких либо жилых помещений на праве собственности не имеет. Истица Абызова и представители ответчиков- Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Октябрьского района г.Барнаула, администрации Ленинского района г.Барнаула, администрации Алтайского края в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в отсутствие их представителя, с учетом доводов, изложенных в отзывах. Выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. В соответствии с подпунктом "к" пункта 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Одной из гарантий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации является установление права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5). В судебном заседании установлено, что Абызова Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на полном государственном обеспечении в МОУ ... (л.д.88). Постановлением администрации Ленинского района г.Барнаула № от ДД.ММ.ГГГГ «О помещении несовершеннолетней Абызовой Е.В. в учреждение общественного воспитания» за Шиловой Е.В. сохранено право пользования жилым помещением в квартире № по <адрес>. В настоящее время, Абызова Е.В. проживает в к. № общежития ... по <адрес> совместно с членами своей семьи. Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа. В соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью вне очереди не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) (ч. 2 ст. 8 Закона). Из материалов дела усматривается, что до достижения возраста 23 лет истица в установленном порядке с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении к ответчику не обращалась. Данное обстоятельство явилось одним из оснований для вынесения постановления об отказе Абызовой Е.В. в постановке на данного рода учет. У суда нет оснований не согласиться с этим. Как следует из преамбулы ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года, а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь. Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания. В связи с этим достижение лицом 23-летнего возраста, не вставшим ( не поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, является основанием для отказа в удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. Из материалов дела следует, что до настоящего времени истица не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Жилищным законодательством предусмотрен заявительный порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 52 ЖК РФ), в то время как для лиц, указанных в п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", достаточным является сам факт наличия соответствующего статуса и совершение дополнительных действий, в частности обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не требуется. Организация социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству в соответствии с подп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации. Доводы представителя истицы о том, что на органах опеки и попечительства по месту регистрации истицы лежала обязанность своевременно обеспечить возможность ее обращения с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях среди данного категории граждан, заслуживают внимания. Действительно органы опеки и попечительства, в силу ст. 123 СК РФ, должны реализовывать защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлять контроль за обеспечением социальных гарантий данной категории лиц. Вместе с тем, оснований для признания незаконными действий администрации Ленинского района г.Барнаула по непринятию мер к своевременной постановке истицы на учет суд не усматривает, поскольку у Абызовой (Шиловой) Е.В. имелось закрепленное за ней право пользования жилым помещением. В соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004), только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти жилой площадью вне очереди не ниже установленных социальных норм. Согласно выписки из домовой книги и паспортным данным истицы о регистрации Абызова (Шилова) Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение было закреплено за нею постановлением администрации Ленинского района г.Барнаула № от ДД.ММ.ГГГГ при помещении в учреждение общественного воспитания. (л.д.99) В силу положений чч. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется право на жилище. При таких обстоятельствах истица не может быть отнесена к кругу лиц, имеющих право получить жилье вне очереди (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) установленному ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". При этом, суд не может согласиться с доводами истицы и ее представителя о том, что жилое помещение по <адрес> в <адрес> не могло быть закреплено за Абызовой (Шиловой)Е.В., т.к. относилось к специализированному жилищному фонду. То обстоятельство, что данное жилое помещение являлось общежитием (л.д.100) до ДД.ММ.ГГГГ(л.д.64), само по себе не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку жилищное, семейное и иное законодательство не содержит запрета на возможность сохранения за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей право пользования специализированным жилым помещением. В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, в данном случае, статус жилого помещения правового значения не имеет. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Истица снялась с регистрационного учета по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, т.е спустя три года после изменения статуса здания, сохраняя за собой право пользования им, и не была признана в установленном порядке нуждающейся в жилых помещениях. Кроме того, постановление администрации Ленинского района г.Барнаул от ДД.ММ.ГГГГ № недействительным признано не было. Доводы истицы и ее представителя о невозможности проживания на закрепленной за ней жилой площади не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не свидетельствуют об утрате права пользования этим жилым помещением, что на момент возникновения спорных правоотношений являлось обязательным условием для возникновения у ответчика обязанности по обеспечению Абызовой Е.В. жилым помещением вне очереди. Оценивая имеющихся по делу доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания за истицей права на внеочередное получение жилого помещения, возложению на Управление жилищно-коммунального хозяйства обязанности по предоставлению жилья Абызовой Е.В. и считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Абызовой (Шиловой) Е.В. в иске к администрации Ленинского района г.Барнаула, администрации Октябрьского района г.Барнаула, администрации Алтайского края, Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о признании действий незаконными, признании незаконным постановления об отказе в постановке на учет, предоставлении жилого помещения – отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней с момента вынесения его в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г.Барнаула. Судья Т.В. Астанина