№ 2-1207/11



Дело № 2-1207/11
Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июля 2011 года г. Барнаул

Октябрьский районный суд г.Барнаула в составе:

Председательствующего САВИНКОВА А.А.,

при секретаре Казаковой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Решетникова В.В. к ГУ МВД Российской Федерации по АК о признании незаконными действий в отказе в восстановлении регистрационного учета полуприцепа и возложении обязанности восстановить регистрационный учет полуприцепа

У С Т А Н О В И Л

Заявитель обратился в суд с заявлением к ответчику о признании действий незаконными и возложении обязанности восстановить регистрационный учет в отношении его полуприцепа.

В обоснование заявления указывает, что 17.12.2010 года им было получено уведомление от МОГТО и РАМТС ГИБДД об аннулировании регистрации транспортного средства, согласно которому регистрация полуприцепа-цистерны «ОДАЗ 9370» государственный регистрационный знак принадлежащего заявителю на праве собственности была признана недействительной и аннулирована.

Считает, что действия по признанию недействительной и аннулированию регистрации вышеуказанного транспортного средства являются неправомерными и необоснованными в связи со следующим:

В обоснование своих действий МОГТО и РАМТС ГИБДД ссылается на несоответствие предоставленного для совершения регистрационных действий транспортного средства регистрационным данным и данным, указанным в паспорте транспортного средства. В частности на указанном транспортном средстве отсутствует номер рамы, а так же согласно заключения ЭКЦ ГУВД по Алтайскому краю предоставленный на исследование полуприцеп-цистерна не оборудован несущей частью бортового полуприцепа и не является полуприцепом модели «ОДАЗ 9370».

Пункт 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года N 1090, запрещает эксплуатацию транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.

?

Подпунктом "з", пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 года N 711, установлено, что Государственная автомобильная инспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.

Из всего изложенного очевидно следует, что законом не предусматривается возможность аннулирования регистрации транспортного средства из-за отсутствия номера рамы в случае, если установлено, что транспортное средство отвечает всем требованиям безопасности дорожного движения. В соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Приказом МВД России от 24.11.2008 года № 1001, регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими признаки изменения нанесенной на них маркировки вследствие естественного износа, коррозии, совершаются на основании постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и справок (заключений) экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел об исследовании маркировочных обозначений, подтверждающих данное изменение. 29.10.2010 года ст. дознавателем Отдела дознания УВД по г. Барнаулу майором милиции К. вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела но факту подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства. Мотивом для отказа послужило отсутствие события преступления. Из указанного постановления следует, что в ходе производства следственных действий было установлено, что в отношении полуприцепа модели «ОДАЗ 9370» государственный регистрационный знак действия по подделке или умышленному уничтожению номера не производились. Согласно справке эксперта от 15.10.2010 года № И-5814 выданной экспертно-криминалистическим центром ГУВД по Алтайскому краю предоставленный на исследование полуприцеп-цистерна не оборудован несущей частью бортового полуприцепа и не является полуприцепом модели «ОДАЗ 9370», номера рамы и заводской маркировочной таблички на указанном прицепе не обнаружено. В соответствии с вышеизложенным действия по аннулированию государственной регистрации могут быть совершены только в случае, если у транспортного средства обнаружены технические неисправности, представляющие угрозу для безопасности дорожного движении. Справка эксперта и постановление об отказе в возбуждении уголовного дела не содержат указаний на наличие такого рода неисправностей в казанном прицепе. Следовательно, оснований для аннулирования его государственной регистрации у МОГТО и РАМТС ГИБДД не имелось. Право собственности на указанный полуприцеп-цистерну возникло на основании договора купли-продажи от 02.05.2008 года заключенного между заявителем и Тимофеевым А.В., о чем имеется отметка в Паспорте транспортного средства серии 22 МА № 693749. При продаже прицепа Тимофеев А.В. пояснил, что приобрел полуприцеп-цистерну марки «ОДАЗ 9370» на основании мирового соглашения, заключенного между ним и Дорожкиным И.А. 29.01.2008 года. За все время эксплуатации полуприцепа номерные знаки не заменял. При прохождении государственного технического осмотра полуприцепа никаких замечаний со стороны сотрудников ГИБДД не было. В настоящее время заявитель является добросовестным владельцем указанного транспортного средства. Со слов Тимофеева А.В. ему известно, что грузовой полуприцеп (ОДАЗ 9370» был переоборудован в полуприцеп-цистерну в 2005 году. Ст. 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения устанавливается запрет на эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Очевидно, что переоборудование грузового полуприцепа в полуприцеп-цистерну не повлекло за собой создания угрозы безопасности дорожного движения. Следовательно, действия МОГТО и РАМТС ГИБДД по признанию недействительной и аннулированию государственной регистрации полуприцепа-цистерны модели «ОДАЗ 9370» государственный регистрационный знак являются необоснованными и неправомерными и ограничивают права и законные интересы заявителя как собственника. В соответствии с п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании Федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. обеспечения обороны страны и безопасности государства. Очевидно, что переоборудование прицепа из бортового в полуприцеп-цистерну не оказывает негативного влияния на все перечисленные в приведенной выше статье сферы общественной жизни, а, следовательно, ограничение права собственности в отношении указанною прицепа путем аннулирования государственной регистрации является не допустимым в соответствии с гражданским законодательством. В соответствии с п. 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 года № 1001 при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.

Заявитель в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель заявителя в суде полностью поддержала доводы заявления по основаниям, указанным в нем.

Представитель ГУ МВД Российской Федерации по АК в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, прислав письменный отзыв, где просили в заявлении отказать.

Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, считает, что заявление не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, в собственности заявителя находится полуприцеп-цистерна модели «ОДАЗ 9370» государственный регистрационный знак , что подтверждается паспортом транспортного средства (далее ПТС).

17.12.2010 года он получил уведомление об аннулировании регистрации данного транспортного средства в связи с отсутствием номера рамы и полуприцеп-цистерна модели «ОДАЗ 9370» государственный регистрационный знак не является полуприцепом модели «ОДАЗ 9370», т.к. данный прицеп конструктивно бортовой.

Из заключения судебной автотехнической экспертизы следует, что определить, соответствует ли полуприцеп-цистерна модели «ОДАЗ 9370» государственный регистрационный знак требованиям безопасности дорожного движения и эксплуатации не представляется возможным, он не соответствует конструкции полуприцепу модели «ОДАЗ 9370», установить завод изготовитель данного полуприцепа-цистерны невозможно, он не является изменением конструкции полуприцепа модели «ОДАЗ 9370».

Таким образом, спорный полуприцеп-цистерна является неустановленным транспортным средством, не имеющим допуска к эксплуатации по дорогам Российской Федерации, не имеет сертификации транспортного средства или каких-либо иных документов, удостоверяющих соответствие данного транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения.

Суд отвергает доводы представителя заявителя о том, что заявление подлежит удовлетворению, т.к. полуприцеп-цистерна технически исправна, в связи с тем, что это не может явиться безусловным основанием для восстановлении регистрации транспортного средства.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил порядок регистрации транспортных средств.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 указанного Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ, допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Из данной нормы следует, что отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации. Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.

Подпунктом "з" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711 Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, а именно: изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки; владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности.

Из данных норм следует, что приобретение права на транспортное средство, а также нахождение транспортного средства в исправном техническом состоянии, но при отсутствии сертификации транспортного средства на соответствие требованиям безопасности дорожного движения, не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.

Основанием для аннулирования регистрации и отказа в её восстановлении явился Приказ Министра МВД Российской Федерации от 07.12.2000 года N 1240 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ» утвердивший Приложение N 1 «НАСТАВЛЕНИЕ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», где п. 14.3.3. предусматривает, что при выявлении на зарегистрированном транспортном средстве изменений конструкции, подлежащих внесению и не внесенных в регистрационные документы, эксплуатация транспортного средства запрещается.

Приложение N 2 к данному Приказу МВД России «ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ ЗА ВНЕСЕНИЕМ ИЗМЕНЕНИЙ В КОНСТРУКЦИЮ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» устанавливает регламент проведения изменения конструкции.

Приказом МВД РФ от 24.11.2008 года № 1001 «О ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» утверждено Приложение N 1 «ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ПРИЦЕПОВ К НИМ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ».

П. 3 данных Правил гласит, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям действующих в Российской Федерации правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.

Названный нормативный акт принят Министерством внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", и тем самым МВД Российской Федерации действовал в пределах предоставленных ему полномочий.

Суд считает неосновательными доводы заявителя о том, что регистрация транспортного средства порождает право собственности на них.

Правила, закрепленные в ст.ст. 8 п. 2, п. 2, 164, 218, п. 2 223, п. 3 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулируют отношения по возникновению и осуществлению прав собственности на соответствующее имущество, полученное гражданином либо организацией по сделке и по иным основаниям.

Между тем законом не установлено, что сделки, совершенные в отношении транспортных средств (движимое имущество), подлежат обязательной государственной регистрации, и не устанавливается правило о том, что право собственности на это имущество возникает лишь после регистрации в органах внутренних дел.

Право собственности на транспортное средство возникает из сделок, дарения, купли - продажи и т.п. сделок после их заключения и передачи имущества, а не после их регистрации органом внутренних дел. Регистрация транспортных средств не является государственной регистрацией в том смысле, который в силу закона порождает права собственности.

Указанный вывод, в частности, вытекает из содержания указанных Правил, которые предусматривают нормы о возможности совершения регистрационных действий лишь при наличии документов, подтверждающих право собственности на автомобиль.

Правила регистрации не регулируют отношений по возникновению прав собственности и имеют целью упорядочение контроля по пользованию транспортными средствами.

Такого рода контроль необходим, поскольку эксплуатация транспортного средства является источником повышенной опасности, и его регистрация позволяет обеспечить безопасность дорожного движения.

Так, в силу ст. ст. 1, 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" регистрация транспортного средства введена в качестве механизма доступа технически исправного транспортного средства для участия в дорожном движении.

Таким образом, доводы заявителя о том, что регистрация транспортного средства органами внутренних дел порождает право собственности, являются неосновательными.

Регистрация транспортного средства, по своему содержанию, является

административным актом, с которым закон (п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации) связывает возможность пользования приобретенным имуществом.

Такого рода административный акт к числу сделок не может быть отнесен, вследствие чего не подлежат применению правила ст. ст. 450, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении отношений, связанных с регистрацией, лишь по соглашению сторон либо по решению суда.

Закон о том, что регистрация транспортных средств (движимого имущества) может быть аннулирована лишь по решению суда, до настоящего времени не принят. Вследствие чего являются неосновательными доводы заявителя о том, что аннулирование регистрации самим органом внутренних дел противоречит требованиям законодательства.

Действительно, аннулирование регистрации ограничивает права владельца по пользованию транспортным средством. Однако такое ограничение само по себе не прекращает прав собственности на транспортное средство, приобретенное в установленном порядке. Такие ограничения связаны с защитой прав и интересов других граждан и организаций, в том числе участников дорожного движения, и направлены на упорядочение отношений по пользованию автомобильными дорогами.

Такого рода правило соответствует требованиям ст. ст. 1, 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", вследствие чего являются неосновательными доводы заявителя о том, что аннулирование регистрации в данном случае не основано на законе.

При установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии с решением, принятым по результатам проверки, проведенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел, совершенное регистрационное действие с транспортным средством считается недействительным и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение. Поэтому действия сотрудников ГИБДД полностью законны.

Незаконность действий сотрудников ГИБДД при предыдущих регистрационных действиях с данным автомобилем не установлена и не имеет правовых последствий для разрешения данного спора.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л

В заявлении Решетникова В.В. к ГУ МВД Российской Федерации по АК о признании незаконными действий в отказе в восстановлении регистрационного учета полуприцепа и возложении обязанности восстановить регистрационный учет полуприцепа отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Октябрьский районный суд г.Барнаула в течение 10 дней.

Мотивированное решение суда составлено – 19.07.2011 года.

СУДЬЯ :