2-2096/2011



Дело №2-2096/11г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июля 2011г.

Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайский края в составе:

Председательствующего: Моховой Л.А.

При секретаре: Петровой О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коробковой М.В. к Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи администрации Алтайского края, администрации Октябрьского района г.Барнаула о признании права на получения безвозмездной субсидии на приобретения жилья, возложение обязанности по принятию документов на получения безвозмездной субсидии и включении в сводный список на получения безвозмездной субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Истец Коробкова М.В. обратилась в суд с иском к ответчикам Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи администрации Алтайского края, администрации Октябрьского района г.Барнаула о признании права на получения безвозмездной субсидии на приобретение жилья, возложение обязанности по принятию документов на получение безвозмездной субсидии и включении в сводный список на получения безвозмездной субсидии.

Исковые требования обосновывает тем, что относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Индустриального районного суда г.Барнаула от 23 февраля 2000г. мать истца - Решетняк В.А. лишена родительских прав в отношении дочери Коробковой М.В. Отец Коробков В.Ю. умер 14.03.1997г. Истец в период с 1 сентября 1998г. по 30 июня 2001г. обучалась в «Профессиональном училище » и с 13 марта 2000г. находилась на полном государственном обеспечении. После окончания училища жилье истцу предоставлено не было. Постановлением администрации Октябрьского района г.Барнаула от 15 июня 2000г. Коробкова М.В. поставлена на учет нуждающихся в получении жилья, среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено. В январе 2011г. истец обратилась в администрации Октябрьского района г.Барнаула о включении ее в список на получение субсидии на приобретение жилья. Однако, истцу было отказано, так как на момент обращения ей исполнилось 28 лет, что превышает возраст, установленный для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 18 до 23 лет. Истец полагает, что она имеет право на получение субсидии для приобретения жилья.

В судебном заседании истец Коробкова М.В. и ее представитель на исковых требованиях настаивали по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представители ответчиков Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи администрации Алтайского края и администрации Октябрьского района г.Барнаула в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие, представили письменные возражения по иску, полагая, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец Коробкова М.В. относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Индустриального районного суда г.Барнаула от 23 февраля 2000г. мать истца - Решетняк В.А. лишена родительских прав в отношении дочери Коробковой М.В. Отец Коробков В.Ю. умер 14.03.1997г.

Согласно представленной справки директора КГОУ НПО «ПУ » Коробкова М.В. в период с 1 сентября 1998г. по 30 июня 2001г. обучалась в «Профессиональном училище » и с 13 марта 2000г. находилась на полном государственном обеспечении

Согласно ответа Комитета по образованию администрации Индустриального района г.Барнаула от 28.02.2011г. постановление об определении несовершеннолетней Коробковой М.В. в учреждение общественного воспитания не принималось, право пользования каким-либо жилым помещением за Коробковой М.В. не закреплялось.

Постановлением администрации Октябрьского района г.Барнаула от 15.06.2000г. Коробкова М.В. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготную очередь среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на день разрешения спора жилье истцу не предоставлено, ее очередь за .

26 января 2011г. истец обратилась в администрацию Октябрьского района г.Барнаула с заявлением о включении ее в список на получение субсидии на приобретения жилья.

18 апреля 2011г. Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи отказано истцу во включении ее в банк данных о лицах, из числа детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, поскольку на момент обращения истец достигла возраста 28 лет и не относится к данной категории граждан.

Аналогичный отказ по тем же основаниям истцу был дан администрацией Октябрьского района г.Барнаула 25 апреля 2011г.

В соответствии со ст. 2 №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), согласно действующему законодательству, имеют, в том числе, дополнительные гарантии прав на образование, медицинское обслуживание, имущество и жилое помещение, на труд и иные.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социально поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004г. внесены изменения в ст. 5 указанного закона, касающегося финансового обеспечения дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств бюджетов субъектов РФ.

В силу ст.155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на: сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Закон Алтайского края № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», предусматривающий предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма, был принят 12.12.2006г. и вступил в законную силу со 02.01.2007г.

С момента вступления данного закона в силу органы местного самоуправления формируют из числа граждан и, в том числе детей-сирот, с учетом даты поданных заявлений, список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма (ч. 4 ст. 4 закона).

Согласно ст.1 Закона Алтайского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае», предусмотренные настоящим Законом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением обучающихся и воспитанников федеральных государственных образовательных учреждений, являются расходными обязательствами Алтайского края. Средства на реализацию государственных полномочий предусматриваются в краевом бюджете в виде субвенций.

В соответствии со ст.4 вышеуказанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается администрацией Алтайского края.

Согласно Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретения жилья гражданам РФ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденного Постановлением администрации Алтайского края от 15 января 2008г. №8, финансирование мероприятий по предоставлению безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств краевого бюджета. Безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья предоставляется однократно. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего включения их в список лиц, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

П.4 указанного Положения предусматривает, что учет и контроль распределения и использования безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья вышеназванным лицам возлагается на органы местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Лицо, имеющее право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья и изъявившее желание ее получить, стоящее в очереди на получение жилья, обращается с личным заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления. Структурное подразделение или комиссия органа местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при участии специалиста по охране детства органов, осуществляющих управление в сфере образования, рассматривают заявление, изучают документы, подтверждающие, что лицо имеет статус сироты или лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие жилья, регистрацию (прописку) по месту подачи заявления, факт постановки в органах местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и выносят заключение о возможности или невозможности предоставления субсидии.

Формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, а также подготовка проекта правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями осуществляется управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи.

Заявка органа местного самоуправления на предоставление субсидии, заключение, анкета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для создания банка данных о лицах, не достигших 23-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма.

Суд полагает установленным и этот факт не оспаривается ответчиками, что на момент окончания учебного заведения в 2001г. истец относилась к категории граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была признана нуждающейся в предоставлении жилья и была поставлена на льготную очередь.

Однако до настоящего времени истица не обеспечена жильем.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам (в т.ч. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей), нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Суд полагает, что органы местного самоуправления своевременно после окончания истцом учебного заведения не обеспечили ее жилым помещением, тем самым не выполнили обязательства, предусмотренные Законом по предоставлению истцу жилого помещения, в настоящее время истец имеет возможность реализации своего право на получения жилья путем получения субсидии на приобретения жилья.

Исходя из чего, суд полагает, что требования истца законны и обоснованны.

В соответствии со ст.98 и 100 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчиков понесенные истцом судебные расходы в виде оплаченной государственной пошлины в размере 200руб. и расходы на услуги представителя по 2000руб. с каждого ответчика.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Коробковой М.В. к Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи администрации Алтайского края, администрации Октябрьского района г.Барнаула о признании права на получения безвозмездной субсидии на приобретение жилья, возложение обязанности по принятию документов на получения безвозмездной субсидии и включении в сводный список на получение безвозмездной субсидии удовлетворить.

Признать за Коробковой М.В. право на получения безвозмездной субсидии на приобретение жилья.

Обязать администрацию Октябрьского района г.Барнаула принять от Коробковой М.В. документы на получение безвозмездной субсидии и передать анкету с соответствующими документами в отношении Коробковой М.В. Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи администрации Алтайского края.

Обязать Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи администрации Алтайского края внести Коробкову М.В. в сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.

Взыскать с Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи администрации Алтайского края и администрации Октябрьского района г.Барнаула в пользу Коробковой М.В. судебные расходы в виде государственной пошлины в размере по 100руб. с каждого и расходы на услуги представителя в размере по 2000руб. с каждого.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула.

Председательствующий Л.А.Мохова