Дело № 2-1872/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 июля 2011 года г. Барнаул Октябрьский районный суд г.Барнаула в составе: Председательствующего САВИНКОВА А.А., при секретаре Казаковой Е.Б., прокуроре Камневой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Кобзарев» о признании бездеятельности по предоставлении отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов незаконным и возложении обязанности предоставить в управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республики Алтай отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2009 и 2010 года У С Т А Н О В И Л Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Кобзарев» о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия. В обоснование своих требований указывает, что по результатам проверки прокурора было установлено, что ООО «Кобзарев», численность работников которого составляет 12 человек, средняя выручка от реализации товаров за предшествующий 2009 год составила 19.080.000 рублей, тем самым являясь микропредприятием, обязано предоставлять в уполномоченный орган отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов, образующихся в результате хозяйственной и иной деятельности. Как указывает процессуальный истец, за 2009 года ООО «Кобзарев» такую отчетность в предусмотренный законом срок (до 01 июля 2010 года) в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай не предоставил. Несоблюдение данных требований природоохранного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В судебном заседании прокурор настаивала на удовлетворении исковых требований по указанным в иске основаниям. Представитель ответчика ООО «Кобзарев» в суде и Кобзарев В.П. в предыдущем судебном заседании иск не признали, пояснив, что в силу закона не обязаны предоставлять отчетность, т.к. отходы не вырабатывают и микропредприятием не являются. При обращении в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай им было сказано, что такой отчетности вообще не существует. Представитель 3-его лица Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в предыдущих судебных заседаниях поддержал требования прокурора в полном объеме. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. В соответствии со статьей 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Федеральным законом от 24.06.1998 года N 89-ФЗ (ред. от 30.12.2008 года) "Об отходах производства и потребления" определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Абзац 2 статьи 1 данного закона определено, что отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). К субъектам малого и среднего предпринимательства, в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: 1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования); (в ред. Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ) 2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий; б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек; 3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 года N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 60 млн. рублей; малые предприятия - 400 млн. рублей; средние предприятия - 1000 млн. рублей. В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению прокуратуры Алтайского края проведена проверка о соблюдении законодательства об отходах производства и потребления ООО «Кобзарев», результате которой было установлено, что численность работников ООО «Кобзарев» составляет 12 человек, средняя выручка от реализации товаров за предшествующий 2009 года составила 19080000 руб., соответственно, ООО «Кобзарев» является микропредприятием. По договору на оказание возмездных услуг по вывозу твердых бытовых отходов, заключенному 03.04.2006 года между ООО «Чистый город» (Исполнитель) и ООО «Кобзарев» (Заказчик), исполнитель обязуется оказать услуги заказчику по вывозу твердых бытовых отходов. Согласно п. 3.1 данного договора, норма накопления твердых бытовых отходов в год установлена в размере 39 м?, вывоз твердых бытовых отходов осуществляется с периодичностью 1 раз в неделю. Соответственно, в деятельности ООО «Кобзарев» образуются отходы. В исполнение определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27.04.2011 года, судом были запрошены данные о пролонгации данного договора и суду были представлены квитанции за оплату за вывоз мусора, что говорит о том, что данный договор действует и на момент рассмотрения дела в суде, мусор ответчиком вырабатывается и специализированным предприятием утилизируется. Данный факт не отрицался и стороной ответчика, что от их деятельности образуются отходы от упаковки продуктов, просроченных товаров и т.п.. Однако они считают данный мусор бытовым и не подпадающим под отчетность. Под бытовыми отходами понимаются отходы от жизнедеятельности граждан, поэтому отходы, вырабатываемые ответчиком, к таковым отнесены быть не могут. Согласно Уставу ООО «Кобзарев», глава 3 предусматривает большую хозяйственную деятельность, в том числе и деятельность подразумевающая под собой производство промышленных отходов. Соответственно, в соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ООО «Кобзарев» обязано представлять в уполномоченный орган отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 года N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), в соответствии с которым субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Ростехнадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетный период составляет один календарный год. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией Отчетности на магнитном носителе, - представляется в соответствующий территориальный орган Ростехнадзора. Отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов. Отчетность включает: 1) общие сведения об отчитывающемся субъекте малого и среднего предпринимательства; 2) баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период; 3) сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы; 4) приложения. Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2010 года N 780, в целях повышения эффективности государственного управления в сфере экологического, технологического и атомного надзора, функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы, переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору). Согласно письму Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от 26.10.2010 года № 2601, Управление в настоящее время осуществляет полномочия по принятию и контролю отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства. Соответственно, указанную отчетность ООО «Кобзарев» должно было предоставлять в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай. Однако, за 2009 год такой отчетности представлено не было. Ответчиком ООО «Кобзарев», в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств обратного суду не представлено. В силу ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; Несоблюдение указанных требований природоохранного законодательства нарушает конституционное право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 4 Конституции Российской Федерации, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15). Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Российская Федерация является правовым государством и, следовательно, обязана обеспечить безопасность гражданам охрану их прав и интересов, а также гарантировать эффективные способы восстановления этого права, в том числе путем судебной защиты. Конституция Российской Федерации (ч. 1 и 2 ст. 46) каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Любой опасности прав граждан должно противопоставляться право на судебное обжалование, которое гарантирует проверку деятельности лиц, нарушивших это право или ставящих его под угрозу, и защиту от произвольного ограничения этого права. В соответствии со ст. 76 ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает защиту прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. В силу вышеуказанных норм закона и представленных суду доказательств, оцененных в их совокупности, суд полагает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. Суд не принимает и довод ответчика о том, что таковой отчетности не существует. Это полностью отвергается позицией управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республики Алтай в предыдущем судебном заседании, письма Южно-Сибирского управления Ростехнадзора (л.д.15), письма управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республики Алтай (л.д. 18) об осуществлении ими такой деятельности. В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета городского округа – город Барнаул Алтайского края государственная пошлина в размере 200 рублей 00 копеек. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л Признать бездеятельность ООО «Кобзарев» по предоставлению в управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республики Алтай отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов незаконной. Возложить на ООО «Кобзарев» обязанность предоставить в управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республики Алтай отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2009 и 2010 года в соответствии с установленными законодательством требованиями. Взыскать с ООО «Кобзарев» в доход бюджета городского округа – г.Барнаул АК государственную пошлину в размере 200 рублей 00 копеек. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Октябрьский районный суд г. Барнаула в течение 10 дней. Мотивированное решение суда составлено – 01.08.2011 года. СУДЬЯ :