Дело №2-2636/11г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3 августа 2011г. Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайский края в составе: Председательствующего: Моховой Л.А. При секретаре: Петровой О.Н. С участием прокурора Овсянниковой О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Барнаула в интересах Носыревой Е.Ю. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Октябрьского района г.Барнаула о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района г.Барнаула обратился в суд с иском в интересах Носыревой Е.Ю. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Октябрьского района г.Барнаула о предоставлении жилого помещения. Исковые требования обосновывает тем, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Шелаболихинского районного суда Алтайского края от 12 ноября 1998г. отец истца - Носырев Ю.В. лишен родительских прав в отношении Носыревой Е.Ю. Мать Носырева Н.П. умерла ДД.ММ.ГГГГ Решением Зеленорощинского сельского Совета Ребрихинского района Алтайского края от 17.01.1997г. над Носыревой Е.Ю. установлена опека. Согласно справке Зеленорощинского сельского Совета Ребрихинского района Алтайского края жилье за Носыревой Е.Ю. не закреплялось. Постановлением администрации Октябрьского района г.Барнаула от 29 декабря 2010г. Носырева Е.Ю. поставлена на учет нуждающихся в получении жилья, среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено. Истец полагает, что Носырева Е.Ю. имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Истец просит суд обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству и администрацию Октябрьского района г.Барнаула предоставить Носыревой Е.Ю. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в размере не менее 42 кв.м. общей площади на состав семьи из двух человек. В судебном заседании прокурор и истец Носырева Е.Ю. на исковых требованиях настаивали по изложенным в исковом заявлении основаниям. Представитель ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству в судебном заседании исковые требования не признала, полагая, что требования заявлены преждевременно, поскольку истец не включена в сводный реестр указанных лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья по договору социального найма. Представитель администрации Октябрьского района г.Барнаула в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражение по иску, полагая, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя. Представитель третьего лица администрации г.Барнаула и администрации Алтайского края в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещена надлежащим образом Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям. Решением Шелаболихинского районного суда Алтайского края от 12 ноября 1998г. отец истца - Носырев Ю.В. лишен родительских прав в отношении двоих детей, в том числе и Носыревой Е.Ю. Мать Носырева Н.П. умерла ДД.ММ.ГГГГ Решением Зеленорощинского сельского Совета Ребрихинского района Алтайского края от 17.01.1997г. Б. назначена опекуном над несовершеннолетней Носыревой Е.Ю. Согласно справке Зеленорощинского сельского Совета Ребрихинского района Алтайского края от 2 ноября 2010г. жилье за Носыревой Е.Ю. не закреплялось. Постановлением администрации Октябрьского района г.Барнаула от 29.12.2010г. Носырева Е.Ю. признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготную очередь среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно справке администрации Октябрьского района г.Барнаула льготная очередь Носыревой Е.Ю. среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №. В соответствии со ст. 2 №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), согласно действующему законодательству, имеют, в том числе, дополнительные гарантии прав на образование, медицинское обслуживание, имущество и жилое помещение, на труд и иные. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социально поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 внесены изменения в ст. 5 указанного закона, касающегося финансового обеспечения дополнительных гарантий по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств бюджетов субъектов РФ. В силу ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу ст.72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится, в том числе, и защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, тем самым, закон предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (ст.26.3) предусматривает, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Из этого следует, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Тем самым, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей является государственным полномочием субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В силу ст.49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма могут предоставляться отдельным категориям граждан органами местного самоуправления, в случае наделения данных органов в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечения указанных категорий граждан жилыми помещениями. Законом Алтайского края от 31.12.2004г. №72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» предусмотрено, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением обучающихся и воспитанников федеральных государственных образовательных учреждений, являются расходными обязательствами Алтайского края. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления) наделяются следующими государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях (далее - государственные полномочия): 1) по выплате денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя), приемной семье; 2) по выплате вознаграждения приемным родителям; 3) по обеспечению бесплатного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в санаторно-курортные учреждения и обратно. В силу ст.4 указанного Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края. Такими полномочиями, как обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями, органы местного самоуправления не наделены. Вышеназванным законом прямо предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жильем органами исполнительной власти. Закон Алтайского края № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», предусматривает, что органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края. Органы местного самоуправления принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими. Органы местного самоуправления ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган Алтайского края). Согласно ст. 5 указанного Закона жилые помещения жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые признаны в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют следующие категории граждан: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу ст.6 Закона Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма. На основании сводного реестра уполномоченный орган Алтайского края формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год. Жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края. Как следует из материалов дела, Уполномоченным органом в Алтайском крае является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству. В соответствии со ст.7 Закона жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются в порядке очередности гражданам, состоящим на учете нуждающихся граждан, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением категорий граждан, указанных в пунктах 3, 4 части 2 статьи 5 настоящего Закона, которым жилые помещения предоставляются вне очереди. Статья 8 Закона предусматривает, что норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма (далее - норма предоставления) устанавливается в размере: 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина. Суд соглашается с доводами представителя ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о том, что истец Носырева Е.Ю. не включена на момент разрешения спора в сводный реестр граждан, имеющих право на предоставления жилых помещений жилищного фонда Алтайского края, тем самым, в текущем году предоставления жилья истцу невозможно, исходя их чего, суд полагает необходимым указать в решении суда об исполнении данного решения о предоставлении истцу жилого помещения в 2012г. На основании изложенного суд полагает необходимым обязать ответчика Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Носыревой Е.Ю. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в размере 33 кв.м. общей площади для одиноко проживающего гражданина. Суд полагает, что требования истца о предоставлении жилого помещения Носыревой Е.Ю. на состав семьи два человека не основан на законе. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Барнаула в интересах Носыревой Е.Ю. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Октябрьского района г.Барнаула о предоставлении жилого помещения удовлетворить частично. Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Носыревой Е.Ю. жилое помещение не менее 33 кв.м. по договору социального найма вне очереди. Исполнение решение суда определить в 2012г. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула. Председательствующий Л.А.Мохова