Дело №2-2118/11г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 августа 2011г. Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайский края в составе: Председательствующего: Моховой Л.А. При секретаре: Петровой О.Н. С участием прокурора Фарафоновой Т.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Барнаула в интересах Меркухова Д.С. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Октябрьского района г.Барнаула, администрации г.Бийска о признании бездействия незаконным, признании права на внеочередное получение жилого помещения и обязании предоставить вне очереди жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района г.Барнаула обратился в суд с иском в интересах Меркухова Д.С. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Октябрьского района г.Барнаула, администрации г.Бийска о признании бездействия незаконным, признании права на внеочередное получение жилого помещения и обязании предоставить вне очереди жилое помещение. Первоначально исковые требования были заявлены следующим образом: обязать администрацию Октябрьского района г.Барнаула поставить Меркухова Д.С. на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить вне очереди Меркухову Д.С. благоустроенное жилое помещение. Впоследствии требования были уточнены, кроме ранее заявленных требований прокурор Октябрьского района г.Барнаула просил признать незаконными бездействия администрации г.Бийска по не обеспечению Меркухова Д.С. жильем. Решением Октябрьского районного суда г.Барнаула от 17 февраля 2011г. исковые требования удовлетворены частично, суд признал незаконным бездействия администрации г.Бийска по не обеспечению Меркухова Д.С. жильем, как лица, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, за истцом Меркуховым Д.С. признано право на внеочередное обеспечение жильем, как лица относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, суд обязал Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить вне очереди Меркухову Д.С. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м. Определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 11 мая 2011г. решение суда отменено. При повторном рассмотрении прокурор Октябрьского района г.Барнаула вновь уточнил исковые требования и в окончательной редакции требования изложены следующим образом: признать бездействия администрации г.Бийска и администрации Октябрьского района г.Барнаула незаконным, признать за Меркуховым Д.С. право на внеочередное получение жилого помещения, обязать администрацию Октябрьского района г.Барнаула поставить Меркухова Д.С. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить вне очереди Меркухову Д.С. благоустроенное жилое помещение. Исковые требования обосновывает тем, что истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации Приобского района г.Бийска Меркухов Д.С. помещен в учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение, поскольку остался без попечения родителей. Постановлением администрации Кулундинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ Меркухов Д.С. усыновлен Пономаревыми, впоследствии усыновление было отменено решением Кулундинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и Меркухов Д.С. вновь передан в учреждение общественного воспитания. Решением Новоалтайского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ мать истца Меркухова Т.П. признана безвестно отсутствующей. Согласно информации комитета по социальной защите населения администрации г.Бийска в период, когда Меркухов Д.С. был усыновлен Пономаревыми, квартира, закрепленная за ним, была приватизирована и продана. В связи с этим, приказом Комитета по социальной защите населения администрации г.Бийска от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Меркухов Д.С. поставлен на учет как не имеющий закрепленного за ним жилого помещения. Меркухов Д.С. являлся воспитанником КГОУ «Тальменский санаторный детский дом с 3.09.1998г. по 09.01.2000г., затем находился в Первомайском детском доме с 09.01.2001г. по 30.08.2002г. В период с 1.09.2002г. по 30.06.2005г. обучался в КГОУ НПО «Профессиональный лицей №60». 19 марта 2010г. истец Меркухов Д.С. обратился с заявлением в администрацию Октябрьского района г.Барнаула о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации Октябрьского района г.Барнаула от 20 апреля 2010г. Меркухову Д.С. отказано в принятии на учет в связи с тем, что на момент обращения с заявлением его возраст превышал установленный законом возраст лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истец полагает, что Меркухов Д.С. имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением. В судебном заседании прокурор и истец Меркухов Д.С. на исковых требованиях настаивали по изложенным в исковом заявлении основаниям. Представитель ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству в судебном заседании исковые требования не признала, полагая, что отсутствуют основания для удовлетворения данных требований, поскольку Меркухов Д.С. своевременно не обратился с заявлением о постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий среди лиц данной категории граждан, обратился уже после исполнения ему 23-летнего возраста, уважительных причин невозможности обращения с таким заявлением ранее не представлено. Представитель администрации Октябрьского района г.Барнаула в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражение по иску, полагая, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя. Представитель администрации г.Бийска в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражение по иску, в которых указывает, что администрацией г.Бийска права Меркухова Д.С. не были нарушены, после окончания пребывания в учреждении общественного воспитания Меркухов Д.С. с заявлением о постановке его на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, не обращался. Представитель третьего лица администрации г.Барнаула и администрации Алтайского края в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Меркухов Д.С., 1987г. рождения относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации Приобского района г.Бийска № от 14 февраля 1994г. Меркухов Д.С. помещён в учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение, поскольку остался без попечения родителей. П.2 указанного постановления предусматривал закрепление за несовершеннолетним Меркуховым Д.С. жилой площади квартиры <адрес> дома <адрес> по ул.<адрес> в г.Бийске. Впоследствии распоряжением администрации г.Бийска №-р от 26.06.2008г. данный пункт постановления был исключен Постановлением администрации Кулундинского района Алтайского края от 10.11.1995г. разрешено супругам Пономаревым усыновить Меркухова Д.С. Решением Кулундинского районного суда от 4.12.1997г. отменено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Кулундинского района Алтайского края об усыновлении Меркухова Д.С. и Меркухов Д.С. вновь передан в учреждение общественного воспитания. Решением Новоалтайского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ мать истца Меркухова Т.П. признана безвестно отсутствующей. Приказом Комитета по социальной защите населения администрации г.Бийска от 28.06.2002г. несовершеннолетний Меркухов Д.С. поставлен на учет как не имеющий закрепленного за ним жилого помещения, произведена запись в отношении Меркухова Д.С. в журнале учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных за ними жилых помещений в установленном порядке. Согласно справке КГОУ «Тальменский санаторный детский дом» от 17.02.2011г. Меркухов Д.С. являлся воспитанником КГОУ «Тальменский санаторный детский дом» с 3.09.1998г. по 09.01.2000г. Согласно справке КГОУ «Первомайский детский дом» от 16.02.2011г. Меркухов Д.С. воспитывался в Первомайском детском доме с 09.01.2001г. по 30.08.2002г. Согласно справке КГОУ НПО «Профессиональный лицей №60» от 17.02.2011г. Меркухов Д.С. в период с 1.09.2002г. по 30.06.2005г. обучался в КГОУ НПО «Профессиональный лицей №60». В период обучения находился в лицее на полном государственном обеспечении как гражданин из числа детей-сирот, проживал в общежитии лицея по адресу <адрес>. Согласно выписке из домовой книги Меркухов Д.С. был зарегистрирован в период с 20.09.2008г. по 19.10.2009г. в Первомайском детском доме по адресу: <адрес>. Согласно выписке из домовой книги истец Меркухов Д.С. зарегистрирован с 19.102009г. по адресу: <адрес>. 19 марта 2010г. истец Меркухов Д.С. обратился с заявлением в администрацию Октябрьского района г.Барнаула о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации Октябрьского района г.Барнаула от 20 апреля 2010г. Меркухову Д.С. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что представленными документами не подтверждается право Меркухова Д.С. состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и, кроме того, при определении его в учреждение общественного воспитания за Меркуховым Д.С. закреплено жилое помещение квартиры <адрес> дома <адрес> по ул.<адрес> в г.Бийске. В соответствии со ст. 2 №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), согласно действующему законодательству, имеют, в том числе, дополнительные гарантии прав на образование, медицинское обслуживание, имущество и жилое помещение, на труд и иные. Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социально поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004г. внесены изменения в ст. 5 указанного закона, касающегося финансового обеспечения дополнительных гарантий по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,, за счет средств бюджетов субъектов РФ. В силу ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу ст.72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится, в том числе, и защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, тем самым, закон предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (ст.26.3) предусматривает, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Из этого следует, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Тем самым, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей является государственным полномочием субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В силу ст.49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма могут предоставляться отдельным категориям граждан органами местного самоуправления, в случае наделения данных органов в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечения указанных категорий граждан жилыми помещениями. Законом Алтайского края от 31.12.2004г. №72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» предусмотрено, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением обучающихся и воспитанников федеральных государственных образовательных учреждений, являются расходными обязательствами Алтайского края. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления) наделяются следующими государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях (далее - государственные полномочия): 1) по выплате денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя), приемной семье; 2) по выплате вознаграждения приемным родителям; 3) по обеспечению бесплатного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в санаторно-курортные учреждения и обратно. В силу ст.4 указанного Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края. Такими полномочиями, как обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями, органы местного самоуправления не наделены. Вышеназванным законом прямо предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жильем органами исполнительной власти. Закон Алтайского края № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», предусматривает, что органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края. Органы местного самоуправления принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими. Органы местного самоуправления ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган Алтайского края). Согласно ст. 5 указанного Закона жилые помещения жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые признаны в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют следующие категории граждан: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу ст.6 Закона Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма. На основании сводного реестра уполномоченный орган Алтайского края формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год. Жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края. Как следует из материалов дела, Уполномоченным органом в Алтайском крае является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству. В соответствии со ст.7 Закона жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются в порядке очередности гражданам, состоящим на учете нуждающихся граждан, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением категорий граждан, указанных в пунктах 3, 4 части 2 статьи 5 настоящего Закона, которым жилые помещения предоставляются вне очереди. Статья 8 Закона предусматривает, что норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма (далее - норма предоставления) устанавливается в размере: 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина. Суд полагает, что после окончания истцом КГОУ НПО «Профессиональный лицей №60» с 30.06.2005г., т.е. после окончания его пребывания в учреждении профессионального образования, у него возникло право на обеспечения его жилым помещением в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социально поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Следовательно, у Меркухова Д.С., как нуждающегося в жилом помещении, после окончания обучения в профессиональном лицее, то есть еще в 2005г., возникло в соответствии со ст.57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Однако, полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма истцу до настоящего времени не представлено. Суд считает, что факт обращения истца с заявлением о постановке его на учет после исполнения ему 23-летнего возраста, не лишает истца права на внеочередное предоставление жилья, поскольку жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - право на получения жилого помещения вне очереди. Исходя из изложенного, суд полагает, что отказ администрации Октябрьского района г.Барнаула в принятии истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является неправомерным, поскольку представленными документами истец подтвердил, что относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является нуждающимся в улучшении жилищных условий и ранее другое жилое помещением за ним не закреплялось. Доводы представителей ответчиков о том, что за истцом ранее имело место закрепление жилого помещения, являются несостоятельными, поскольку, как установлено материалами дела, фактически жилое помещение за истцом закреплено не было. Суд соглашается с доводами представителя ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о том, что истец Меркухов Д.С. не включен на момент разрешения спора в сводный реестр граждан, имеющих право на предоставления жилых помещений жилищного фонда Алтайского края, тем самым, в текущем году предоставления жилья истцу невозможно, исходя их чего, суд полагает необходимым указать в решении суда срок предоставления истцу жилого помещения в 2012г. На основании изложенного суд полагает необходимым обязать ответчика Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Меркухову Д.С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в размере 33 кв.м. общей площади для одиноко проживающего гражданина. Не подлежат удовлетворению требования истца о признании незаконными бездействия администрации г.Бийска по не обеспечению Меркухова Д.С. жилым помещением, поскольку, как установлено, на момент возникновения права на внеочередное предоставление жилья, истец не проживал и не был зарегистрирован в г.Бийске, с заявлением о предоставлении жилого помещения в установленном законом порядке в администрацию г.Бийска не обращался. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Барнаула в интересах Меркухова Д.С. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Октябрьского района г.Барнаула, администрации г.Бийска о признании бездействия незаконным, признании права на внеочередное получение жилого помещения и обязании предоставить вне очереди жилое помещение удовлетворить частично. Признать незаконным бездействия администрации Октябрьского района г.Барнаула по не обеспечению жилым помещением Меркухова Д.С., как лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Признать за Меркуховым Д.С. право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма среди категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать администрацию Октябрьского района г.Барнаула поставить Меркухова Д.С. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условия, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Меркухову Д.С. благоустроенное жилое помещение не менее 33 кв.м. по договору социального найма вне очереди. Срок предоставления жилого помещения Меркухову Д.С. определить в 2012г. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула. Председательствующий Л.А.Мохова