Дело № 2-2683/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 сентября 2011 года г.Барнаул Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего: Пасынковой О.М., при секретаре: Григорян Л.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белозерских М.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю об обязании включить периоды работы в выслугу лет для назначения пенсии, назначить пенсию по выслугу лет, УСТАНОВИЛ: Белозерских М.В. (до перемены фамилии 08.10.2008г. - Б.) обратилась в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, обязании назначить пенсию за выслугу лет из расчета стажа 27 лет 1 месяц 2 дня с 01.04.2011г. В обоснование требований указала, что с 01.07.2003г. проходила службу в органах внутренних дел в должности <данные изъяты>), была принята на службу приказом от 22.08.2003г. № л/с на основании Указа Президента Российской Федерации от 11.03.2003г. № «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации». 01.09.2010г. она уволена по собственному желанию, ответчиком определена ее выслуга лет для назначения пенсии на дату увольнения как 6 лет 8 месяцев 15 дней. Вместе с тем, на момент ее исключения из списка личного состава сотрудников налоговой полиции ее выслуга для назначения пенсии, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, на 30.06.2003г. составила 20 лет 3 месяца 17 дней, что отражено в приказе УФСНП РФ по Алтайскому краю от 30.06.2003г. №. В соответствии с действующим законодательством данная выслуга подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в органах внутренних дел в полном объеме и перерасчету не подлежит. В этой связи при увольнении со службы в органах внутренних дел у нее возникло право на пенсию за выслугу лет, в назначении которой ответчиком отказано. Впоследствии исковые требования уточнялись, в окончательной редакции заявлены об обязании включить в выслугу лет для назначения пенсии периоды работы с 01.08.1988г. по 08.04.1991г., с 09.04.1991г. по 01.01.1992г., с 11.07.1995г. по 30.11.1995г., с 01.12.1995г. по 07.07.1998г., с 08.07.1998г. по 05.10.2001г., обязании назначить пенсию за выслугу лет с 18.04.2011г. В обоснование требований в уточненной редакции истица дополнительно указала, что на службу в органы внутренних дел она была переведена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.03.2003г. №306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации», в связи с чем, ей было сохранено специальное звание. Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г.Барнаула от 23.05.2003г. на работодателя была возложена обязанность по включению тех же периодов работы по бухгалтерской специальности в выслугу лет для назначения пенсии. В судебное заседание истица, извещенная о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель истицы - Жупиков С.М. на требованиях в их уточненной редакции настаивал, ссылаясь на те же обстоятельства. Представитель ответчика - Гаврилина Т.Г. иск не признала, указывая, что действующим законодательством не предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсии, в том числе бывшим сотрудникам упраздненных органов налоговой полиции, периодов работы в хозяйствующих организациях по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям, к вышеуказанному решению суда необходимо отнестись критически, поскольку оно не преюдициально, а по надзорным жалобам ГУВД в 2004 году по аналогичным делам решения были отменены с вынесение нового решения об отказе в иске. Право на перерасчет выслуги лет, произведенной органами налоговой полиции на момент увольнения истицы, у ответчика сохраняется, поскольку данная выслуга фактически исчислена не в соответствии с Положением о службе в органах налоговой полиции (допущена ошибка в применении норм этого Положения). Поскольку на момент увольнения со службы в органах налоговой полиции выслуга лет истицы, без учета спорных периодов, составила 7 лет 2 месяца 1 день в календарной исчислении, 8 лет 13 дней в льготном исчислении, а на момента увольнения со службы в органах внутренних дел - 14 лет 4 месяца 1 день и 15 лет 2 месяца 13 дней соответственно, оснований к назначению пенсии не имелось. Кроме того, заявила о пропуске предусмотренного ст.256 ГПК РФ срока оспаривания решения органа государственной власти об отказе в назначении пенсии. Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему. Установлено, что истица с 01.09.1984г. по 30.06.1988г. обучалась в Алтайском государственном университете, с 01.08.1988г. по 08.04.1991г. работала бухгалтером в <данные изъяты>», с 09.04.1991г. по 01.01.1992г. - <данные изъяты> в Союзе арендаторов и предпринимателей <данные изъяты>, с 03.01.1992г. по 10.07.1995г. - инспектором и старшим госналогинспектором в <данные изъяты>, с 11.07.1995г. по 07.07.1998г. - главным бухгалтером в ИЧП «<данные изъяты>», с 08.07.1998г. по 05.10.2001г. - бухгалтером в <данные изъяты>». Приказом Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - УФСНП РФ по Алтайскому краю) истица назначена на должность специалиста 2 категории <данные изъяты> с 06.10.2001г., после чего продолжила службу в органах налоговой полиции в УФСНП РФ по Алтайскому краю. Приказом того же органа от 18.06.2003г. № истица уволена со службы из органов налоговой полиции с 30.06.2003г. по п. «е» ст.45 (по сокращению штата). В период службы истицы в органах налоговой полиции возник спор о включении в выслугу лет для исчисления пенсии вышеуказанных периодов ее работы в иных организациях, в связи с чем, истица предъявила иск к УФСНП РФ по Алтайскому краю об обязании произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии с включением в нее, помимо службы в органах налоговой полиции, работы по бухгалтерским специальностям в вышеуказанные периоды общей продолжительностью 14 лет 2 месяца 3 дня. Решением Октябрьского районного суда г.Барнаула от 23.05.2003г., вступившим в законную силу 04.06.2003г., иск удовлетворен, на УФСНП РФ по Алтайскому краю возложена обязанность зачесть в выслугу лет для назначения пенсии в федеральных органах налоговой полиции периоды работы по бухгалтерской специальности - 14 лет 2 месяца 3 дня. Приказом УФСНП РФ по Алтайскому краю от 30.06.2003г. №, истица в звании майора налоговой полиции в должности <данные изъяты> исключена из списков личного состава сотрудников органов, уволенных со службы из органов налоговой полиции вышеуказанным приказом, срок службы (выслуга лет), исчисленный в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, для назначения пенсии на 30.06.2003г. определен: календарный - 5 лет 3 месяца 1 день, льготный - 10 месяцев 13 дней, иная трудовая деятельность - 14 лет 2 месяца 3 дня, а всего - 20 лет 3 месяца 17 дней. Приказом от 02.12.2003г. № был изменен последний приказ, истица признана исключенной из списка личного состава указанных сотрудников в связи с переводом на службу в органы внутренних дел. Приказом ГУВД по Алтайскому краю от 22.08.2003г. № истица как бывший сотрудник федеральных органов налоговой полиции назначена на должность <данные изъяты> при ГУВД по контракту на 5 лет с 01.07.2003г. В качестве основания издания этого приказа указаны рапорт самой истицы от 01.07.2003г. и Федеральный закон от 30.06.2003г. №86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления". Приказом ГУВД по Алтайскому краю от 27.08.2010г. № истица уволена со службы в органах внутренних дел по п. «а» ч.7 ст.19 Закона Российской Федерации «О милиции» (по собственному желанию) с 01.09.2010г. 01.03.2011г. истица обратилась к ответчику с заявлением об изменении основания увольнения на увольнение по выслуге срока службы, дающего право на пенсию и перерасчете соответствующей выслуги лет с включением вышеуказанных спорных периодов. 29.03.2011г. истице дан ответ о включении в данную выслугу периода службы в органах налоговой инспекции и отсутствии оснований к включению в таковую иных заявленных периодов. 18.04.2011г. истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет. 06.05.2011г. в назначении пенсии отказано, о чем направлен ответ. Указанные обстоятельства подтверждаются копиями вышеназванных приказов, заявлений, ответов на них, решения суда, послужного списка и не оспариваются сторонами. Пенсии лицам рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел, исчисляются в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В соответствии с п. «а» ч.1 ст.13 данного Закона, право на пенсию за выслугу лет имеют, в том числе лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более. Из установленных обстоятельств следует, что на момент увольнения истицы возник спор об исчислении выслуги лет для назначении пенсии, ответчик отказался включить в данную выслугу периоды работы по бухгалтерским специальностям до службы в органах налоговой полиции (кроем периода работы в органах налоговой инспекции). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.03.2003г. №306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" (в редакции Указа Президента РФ от 09.03.2004) упразднена Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, ее функции по пресечению налоговых преступлений и правонарушений переданы МВД РФ. В соответствии со ст.7 Закона Российской Федерации от 24.06.1993г. №5238-1"О федеральных органах налоговой полиции", утратившего силу с 01.07.2003г., пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей". Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.1995г. №155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям" - распространено действие Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. №941 "O порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания (далее именуются - сотрудники налоговой полиции), и их семьи с учетом особенностей прохождения службы в этих органах. В соответствии со ст.50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20.05.1993г. №4991-1, лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один месяц службы. Таким образом, кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. №4468-1, и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации №941 от 22.09.1993г., действовал и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции, который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для государственной налоговой службы Российской Федерации. Вместе с тем, такой порядок до настоящего времени законодательно не предусмотрен. Согласно ч. 4 ст. 54 Федерального закона №86-ФЗ от 30.06.2003г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» - выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20.05.1993г. №4991-1 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации», в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит. При исключении истицы из списков сотрудников УФСНП РФ по Алтайскому краю в связи с переводом на службу в органы внутренних дел, органами налоговой полиции выслуга лет для назначения пенсии была исчислена и спорные периоды в нее были включены. Более того, данная выслуга была исчислена в порядке исполнения вступившего в законную силу решения суда. В силу ч.2 ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Из вышеуказанного вступившего в законную силу решения суда следует, что на УФСНП РФ по Алтайскому краю возложена обязанность включить в выслугу лет для назначения пенсии истицы следующие периоды до зачисления на службу в органах налоговой полиции: с 01.08.1988г. по 08.04.1991г., с 09.04.1991г. по 01.01.1992г., с 03.01.1992г. по 10.07.1995г. с 11.07.1995г. по 30.11.1995г., с 01.12.1995г. по 07.07.1998г., с 08.07.1998г. по 05.10.2001г. При этом ответчик не был лишен возможности оспаривания данного судебного постановления, как орган, обязанный после упразднения органов налоговой полиции осуществлять пенсионное обеспечение, в том числе уволенных сотрудников и сотрудников, переведенных на службу в органы внутренних дел. Ответчиком данное право не реализовано, в то время как по иным делам аналогичные судебные акты ответчиком оспаривались. Доводы о том, что данное решение не является преюдициальным, не имеют значения, поскольку по настоящему делу отсутствует спор о фактических обстоятельствах, спор между сторонами возник вследствие разного толкования законодательства. Признанное за истицей судом право на включение в выслугу лет для назначения пенсии спорных периодов - повлекло возникновение ее права на назначение пенсии при наличии иных предусмотренных законом условий. Поскольку УФСНП РФ по Алтайскому краю произведен расчет выслуге лет для назначения пенсии с учетом, в том числе спорных периодов, нс основании вступившего в законную силу решения суда, истица была переведена на службу в органы внутренних дел, - данный перерасчет в силу прямого указания в законе перерасчету не подлежит. В этой связи требование об обязании включить вышеуказанные периоды в выслугу лет для исчисления пенсии подлежит удовлетворению. Из справки ответчика от 19.09.2011г. и объяснений представителя ответчика следует, что выслуга лет для назначения пенсии с учетом периода учебы в Алтайском государственном университете, работы в государственной налоговой службе Российской Федерации, Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации и службы в органах внутренних дел по состоянию на 01.09.2010г. составила: в календарном исчислении 14 лет 4 месяца 1 день, в льготном исчислении - 15 лет 02 месяца 13 дней. Фактически суммарная продолжительность спорных периодов составила 9 лет 7 месяцев 26 дней. В этой связи выслуга лет истица с учетом спорных по настоящему делу периодов по состоянию на 01.09.2011г. составила не менее 24 лет 10 месяцев 9 дней (15 лет 2 месяца 13 дней + 9 лет 7 месяцев 26дней). Поскольку на момент увольнения со службы выслуга лет для назначения пенсии составила более 20 лет, требование об обязании назначить пенсию также подлежит удовлетворению. При этом доводы ответчика о пропуске истицей установленного ст.256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения в суд после получения ответа об отказе в назначении пенсии не могут быть приняты во внимание, поскольку дело рассматривается в исковом производстве, а на споры об исчислении выслуги лет для назначения пенсии и о назначении пенсии такой срок не распространяется. Следует отметить, что со дня направления истице ответа об отказе в назначении пенсии (06.05.2011г.) до даты предъявления иска (13.07.2011г.) три месяца не истекло. Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Иск Белозерских М.В. удовлетворить. Обязать Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю включить в выслугу лет для назначения пенсии Белозерских М.В. периоды работы с 01.08.1988г. по 08.04.1991г., с 09.04.1991г. по 01.01.1992г., с 11.07.1995г. по 30.11.1995г., с 01.12.1995г. по 07.07.1998г., с 08.07.1998г. по 05.10.2001г. Обязать Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю назначить Белозерских М.В. пенсию за выслугу лет с 18.04.2011г. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Октябрьский районный суд г.Барнаула в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: О.М.Пасынкова