Дело № 2-3012/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 октября 2011 года г.Барнаул Октябрьский районный суд г.Барнаула в составе: председательствующего судьи Подберезко Е.А.. при секретаре Дащенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Паутова А.М. об оспаривании постановления администрации г.Барнаула, УСТАНОВИЛ: Паутов А.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации г.Барнаула. В обоснование заявления указывает, что является участником общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>. Постановлением администрации г.Барнаула № от ДД.ММ.ГГГГ у заявителя была изъята его доля собственности на указанный земельный участок для муниципальных нужд. Заявитель полагает, что постановление является незаконным, нарушающим его конституционное право собственности на долю земельного участка, и вынесено с нарушением норм действующего законодательства. Так, в постановлении не указано, что земельный участок изымается не только у собственников жилых помещений, но и у собственников самого земельного участка из земель населенных пунктов, администрация г.Барнаула не имеет полномочий на принятия такого постановления, поскольку порядок выкупа земельного участка, определения выкупной цены и прекращения прав владения и пользования земельным участком регулируется законодательством федерального уровня, администрацией не была соблюдена процедура изъятия земельного участка, заявитель не был заблаговременно уведомлен о возможном изъятии у него земельного участка не позднее, чем за год до этого, а стало ему известно об этом уже после принятия оспариваемого постановления, само содержание постановления не отвечает требованиям законодательства - не указаны в постановлении права заявителя в связи с предстоящим изъятием, поручения о подготовке проекта с ним соглашения. Кроме того, заявитель ссылается на нарушение администрацией п.3 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривающей возможность принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения ему стоимости его жилья и стоимости его земельного участка, находящегося в центральной части г.Барнаула. А также полагает, что администрация незаконно зарегистрировала оспариваемое постановление в органах регистрационной службы, тогда как должна была зарегистрировать соглашение с собственником земельного участка об условиях его выкупа (изъятия) или вступившее в законную силу решение суда, которым удовлетворен иск о принудительном выкупе земельного участка или прекращении прав на него. Заявитель просит признать постановление администрации г.Барнаула недействительным и не порождающим никаких правовых последствий. Заявитель и его представитель на удовлетворении исковых требований настаивали по указанным основаниям. Представители заинтересованных лиц администрации г.Барнаула и КЖКХ г.Барнаула в судебном заседании просили в удовлетворении заявления отказать. Заинтересованы лица Овчар О.Л., Беспятова Н.И. и их представитель в судебном заседании поддержали доводы заявления. Выслушав заявителя, его представителя, представителей заинтересованных лиц, заинтересованных лиц и их представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании, Паутов А.М. является собственником <адрес>, а также на праве общей долевой собственности ему принадлежит общее имущество собственников нежилого помещения общей площадью 53 кв.м. в указанном доме и земельный участок из земель населенных пунктов – под указанный дом площадью 1470 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ. Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГ администрацией города собственникам дома предъявлено требование о сносе аварийного дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из почтового уведомления указанное требование получено заявителем ДД.ММ.ГГГГ, требование о сносе дома собственниками жилых помещений не выполнено в установленный администрацией срок и до настоящего времени, указанный факт не оспаривается в судебном заседании. Постановлением администрации города от 17 июня 2011 года №1825 в связи с неосуществлением собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, его сноса в установленный срок, земельный участок площадью 1470 кв.м., кадастровый номер № по адресу <адрес> изъят у собственников жилых помещений для муниципальных нужд. Постановление администрации города ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ. Пункт 26 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» относит к вопросам местного значения городского округа изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд. Статьей 18 "Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края" (принят Решением Барнаульской городской Думы от 20.06.2008 N 789) (ред. от 03.06.2011) по вопросам местного значения населением города непосредственно либо органами местного самоуправления и (или) должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, в систему которых входят, в том числе, и постановления администрации города. Согласно подп. 3 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд возможно в связи с иными, чем перечисленные в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, обстоятельствами. Согласно пункту 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат. Согласно ч.1, 2, 3 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд, выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством, решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с частями 5-9 указанной статьи собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи. Решение вопроса о выкупе жилого помещения, либо предоставления, взамен изымаемого жилого помещения, другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры направления органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома, затем в случае невыполнения собственниками требования о сносе дома принятию органом решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом. Таким образом, изъятие земельного участка для муниципальных нужд в данном случае является одним из оснований для сноса жилого дома. После принятия решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в данном случае последует процедура изъятия жилых помещений, установленная ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Судом установлено, что дом, в котором проживает заявитель, признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, требование администрации города о сносе аварийного дома в установленный срок собственниками жилых помещений не выполнено, следовательно, земельный участок, на котором расположен дом, в силу вышеназванных норм закона подлежит изъятию для муниципальных нужд с принятием органом местного самоуправления соответствующего решения. При этом уведомления собственников жилых помещений о возможном принятии такого решения закон не предусматривает и не требует. Учитывая изложенное, суд считает, что постановление об изъятии земельного участка по адресу <адрес> принято администрацией города с соблюдением порядка, предусмотренного ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации и в соответствии с предоставленными ей полномочиями. При этом отсутствие указания в постановлении сведений, на которые ссылается заявитель в обоснование доводов заявления, не влечет отмены постановления, поскольку само содержание решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд не предусмотрено действующим законодательством, к тому же в постановлении указана дата его принятия, номер, земельный участок, который, подлежит изъятию, причина изъятия земельного участка, поэтому суд считает, что требования к содержанию постановления администрацией города соблюдены. Ссылку заявителя на нарушение администрацией города при принятии оспариваемого постановления положений ст.31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации суд находит необоснованной, поскольку указанные нормы регулируют порядок предоставления земельных участков для строительства, и к данным правоотношениям не применяются. Довод заявителя о том, что порядок подготовки и принятия решений об изъятии земельных участков для муниципальных нужд регулируется на федеральном уровне, что предусмотрено п.3 ст.55 Земельного кодекса Российской Федерации суд находит основанным на неправильном толковании норм материального права. Учитывая изложенное, суд полагает, что оснований для удовлетворения заявления не имеется,, следовательно не подлежат возмещению и судебные расходы заявителя. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Паутова А.М. об оспаривании постановления администрации г.Барнаула - отказать. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула. Судья: Подберезко Е.А.