<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> Дело №2-3372/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Барнаул 26 октября 2011года Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе председательствующего судьи Фроловой Н.Е., при секретаре Грибуцкой Т.А., с участием прокурора Овсянниковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чичкова М.Ю. к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, Отделу министерства внутренних дел Российской Федерации по Первомайскому району о признании приказа незаконным и восстановлении в должности, УСТАНОВИЛ: Истец Чичков М.Ю. обратился в суд с иском о признании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и восстановлении его на службе в качестве участкового уполномоченного милиции отдела участковых уполномоченных милиции МОВД «Первомайский» с ДД.ММ.ГГГГ. В качестве оснований исковых требований указывает, что приказом ГУВД по Алтайскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен со службы ДД.ММ.ГГГГ по п. «Н» (в связи с призывом на военную службу) ст. 58 Положения Приказ издан на основании повестки военного комиссариата Алтайского края по г. Новоалтайску и Первомайскому району, о чем свидетельствует выписка из приказа Главного управления внутренних дел по Алтайскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ С увольнением он не согласен и считает его незаконным в связи с нарушением его прав, в части порядка увольнения. Основанием для увольнения по ст. 58 п. «Н» Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации служит не повестка военного комиссариата, а решение призывной комиссии о призыве на военную службу, о чем свидетельствует также ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». До момента увольнения и в настоящее время никакого решения призывной комиссии в отношении него не было. Кроме того, в соответствии ст. 60 Положения сотрудники органов внутренних дел ставятся в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальниками не позднее, чем за 2 месяца до увольнения, за исключением сотрудников органов внутренних дел, уволенных за нарушении условий контракта, а также в соответствии с пунктами «К», «Л» и «М» ст. 58 Положения к таковым не относится его увольнение. По этой причине, считает, что до принятия решения призывной комиссии его увольнение было преждевременным. Преждевременное увольнение лишило его денежного довольствия, а его семью стабильного дохода, поскольку на его иждивении находится супруга и двухгодовалый ребенок, которым ежедневно необходимы средства к существованию. Кроме того, в соответствии ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» от 28.03.1998 г. №53 -ФЗ лицам, поступившим на службу в органы внутренних дел, государственную пожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно оконченных образовательные учреждения высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего профессионального образования и специальных званий- на время службы в этих органах и учреждениях имеют право на отсрочку от призыва на военную службу. На основании вышеназванных документов, он, помимо всего прочего, имеет право на отсрочку от призыва на военную службу. В ходе судебного разбирательства истцом было представлено уточненное исковое заявление, в котором он просит восстановить его на службе в должности участкового уполномоченного милиции отдела участковых уполномоченных милиции и по делам несовершеннолетних в отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Первомайскому району (л.д.37). Решением Октябрьского районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в удовлетворении заявленных требований. Определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение было отменено, дело направлено на новое рассмотрение. В настоящем судебном заседании истец настаивал на заявленных требованиях по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представители ответчиков - ГУ МВД России по Алтайскому краю и Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Первомайскому району (ОМВД России по Первомайскому району) иск не признали по основаниям, указанным ими в письменных возражениях, а, кроме того, заявили ходатайство об отказе истцу в удовлетворении исковых требований, в связи с пропуском им срока на обращение с иском в суд. Представитель 3-го лица Военного комиссариата Алтайского края в судебном заседании полагал заявленные истцом требования подлежащими удовлетворению. Выслушав пояснения истца, представителей ответчиков, представителя 3-го лица, заключение прокурора, полагавшего исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Чичков М.Ю. с сентября ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел РФ с января ДД.ММ.ГГГГ – в должности участкового уполномоченного милиции отдела участковых уполномоченных милиции и по делам несовершеннолетних Межмуниципального отдела внутренних дел «Первомайский». Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Чичков М.Ю. был уволен со службы ДД.ММ.ГГГГ по п. «Н» (в связи с призывом на военную службу) ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел. Основанием к увольнению явилась повестка военного комиссариата Алтайского края по г.Новоалтайску. Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с Федеральным законом. В соответствии со ст. 22 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации N 378 от 31 марта 2011 года было постановлено: осуществить с 1 апреля по 15 июля 2011 года призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным Законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу в количестве 218 720 человек. Постановлением Правительства РФ N 663 от 11 ноября 2006 года было утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обороны, воинской обязанности и военной службы, и определяющее порядок призыва на военную службу граждан Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе, а также окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера. В силу п. п. 2, 3 указанного Положения, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат соответствующей территории при содействии местной администрации. Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации. Согласно п. "н" п. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, сотрудники милиции могут быть уволены со службы в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу. В соответствии со ст. 60 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, сотрудники органов внутренних дел ставятся в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальниками не позднее чем за два месяца до увольнения, за исключением сотрудников органов внутренних дел, увольняемых за нарушение условий контракта, а также в соответствии с пунктами "к", "л", "м" статьи 58 настоящего Положения. Согласно ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом. В силу п. п. 8, 9 Постановления Пленума ВС РФ N 2 от 17 марта 2004 года, Трудовой кодекс РФ не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, других лиц, если это установлено федеральным законом, кроме случаев, когда вышеуказанные лица в установленном Кодексом порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей (часть восьмая статьи 11 ТК РФ). При рассмотрении трудовых дел суду следует учитывать, что в силу частей 1 и 4 статьи 15, статьи 120 Конституции РФ, статьи 5 ТК РФ, части 1 статьи 11 ГПК РФ суд обязан разрешать дела на основании Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы. Из изложенного следует, что в отношении сотрудников органов внутренних дел применяются нормы трудового законодательства, с учетом особенностей правового регулирования труда указанных лиц. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 83 ТК РФ, трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу. Призыв граждан на военную службу регулируется разделом IV. «ПРИЗЫВ ГРАЖДАН НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ» Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Согласно ч.3 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации. Статья 26 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" регулирует организацию призыва граждан на военную службу. В части 1 ст. 26 указанного закона предусмотрено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Согласно этой статье, призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. Исходя из смысла вышеуказанных норм закона суд полагает, что неоднократное направление истцу повесток о контрольной явке в военный комиссариат является одной из составляющих призыва на военную службу, в связи с чем доводы истца о том, что на момент оформления повестки о необходимости явиться в военный комиссариат г.Новоалтайска и издания приказа о его увольнении отсутствовало решение Призывной комиссии о призыве его на военную службу, суд полагает неправомерными, так как исходя из положений ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", истец относился к категории лиц, подлежащих призыву на военную службу и на основании Указа Президента Российской Федерации N 378 от 31 марта 2011 года был призван на военную службу. Истец не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что он относится к категории лиц, которые не подлежат призыву. Таким образом, суд полагает, что у ответчика имелись основания для увольнения истца в связи с призывом на военную службу, так как в силу приведенных выше положений закона, основанием для увольнения работника, в том числе являющегося сотрудником органов внутренних дел, в связи с призывом на военную службу и издания соответствующего приказа является повестка военкомата о явке на призывной пункт для прохождения военной службы. При этом порядок призыва на военную службу и освобождения от нее определяется федеральным законодательством. Доводы истца о том, что ответчиком был нарушен порядок увольнения, предусмотренный п. 60 Положения о службе в органах внутренних дел, обязывающий руководителей ставить в известность сотрудников органов внутренних дел о предстоящем увольнении не позднее чем за два месяца, суд не принимает во внимание, так как увольнение работника в связи с призывом на военную службу отнесено законом к обстоятельству, не зависящему от воли сторон, вследствие чего ответчик не имел возможности уведомить истца в указанные сроки о предстоящем увольнении, поскольку о призыве истца на военную службу ему стало известно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ об увольнении истца по указанному основанию. В связи с изложенным, доводы истца о нарушении порядка увольнения его из органов внутренних дел несостоятельны. При этом заслуживают внимания доводы ответчика об отсутствии возможности восстановления на службе в силу следующего. В соответствии с п.3, 4 ст.54 Федерального Закона «О полиции» Сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной аттестации в порядке и сроки, которые определяются Президентом Российской Федерации. Сотрудники органов внутренних дел, прошедшие внеочередную аттестацию, считаются сотрудниками полиции, которым присваиваются специальные звания, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона, либо сотрудниками иных подразделений органов внутренних дел, которым присваиваются специальные звания юстиции или специальные звания внутренней службы, предусмотренные Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. По результатам аттестации сотрудникам органов внутренних дел может быть предложено продолжить службу на иных, в том числе нижестоящих, должностях. За указанными сотрудниками сохраняются имеющиеся у них сроки выслуги в специальных званиях, которые учитываются при присвоении им очередных специальных званий. Указом Президента РФ от 01.03.2011 года №251 О ВНЕОЧЕРЕДНОЙ АТТЕСТАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ срок прохождения аттестации установлен до ДД.ММ.ГГГГ. В силу п. 5 ст.54 Закона сотрудники органов внутренних дел, не прошедшие внеочередной аттестации и (или) отказавшиеся продолжить службу в органах внутренних дел на иных, в том числе нижестоящих, должностях, подлежат увольнению в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Истец уволен из органов внутренних дел ДД.ММ.ГГГГ и аттестацию не прошел, в связи с чем отсутствуют основания для восстановления истца на службу в полиции. Кроме того, подлежит удовлетворению ходатайство представителей ответчиков о пропуске истцом срока на обращения с иском в суд. В соответствии со ст.62 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 года №4202-1 сотрудник органов внутренних дел имеет право в месячный срок со дня вручения приказа об увольнении обжаловать его в суд. Выписка из приказа об увольнении и трудовая книжка вручены истцу ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается распиской истца в получении указанных документов и не оспаривается истцом в судебном заседании. Исковое заявление подано истцом в суд ДД.ММ.ГГГГ согласно штампу входящей корреспонденции. В соответствии со ст.199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ). Истец в судебном заседании настаивал на соблюдении им срока при обращении с иском в суд, указав, что первоначально он обратился с иском в Новоалтайский городской суд ДД.ММ.ГГГГ, определением которого от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление было возвращено истцу в связи с неподсудностью. Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 г. N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 г. N 18 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОРМ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ предусмотрено, что в соответствии со статьей 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается, в частности, предъявлением иска в установленном порядке, то есть с соблюдением правил о подведомственности и подсудности дела, о форме и содержании искового заявления, об оплате его государственной пошлиной, а также других предусмотренных ГПК РСФСР или АПК РФ требований, нарушение которых влечет отказ в принятии искового заявления или его возврат истцу. Таким образом, учитывая, что истец обратился в Октябрьский районный суд г.Барнаула ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют основания для применения положений ст.203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Ходатайства о восстановлении срока в связи с уважительностью причин его пропуска истцом не заявлено. В силу вышеуказанных норм закона и оценив в совокупности представленные доказательства суд полагает требования истца не подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Чичкова М.Ю. к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, Отделу министерства внутренних дел Российской Федерации по Первомайскому району о признании приказа незаконным и восстановлении в должности оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула. Судья: Н.Е.Фролова