2-3306/2011



Дело № 2-3306/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2011 г. г. Барнаул

Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе

председательствующего судьи Гладышевой Э.А.,

при секретаре Челпановской Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономаренко П.М. к Администрации Октябрьского района города Барнаула о признании незаконными постановления, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Пономаренко П.М. обратился в суд с иском к Администрации Октябрьского района г. Барнаула о признании незаконным постановления, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, ссылаясь в обоснование своих требований на следующие доводы и обстоятельства.

Заявитель является инвалидом и ветераном Великой Отечественной войны и нуждается в улучшении жилищных условий.

В августе 2011 г. Пономаренко П.М. обратился в администрацию Октябрьского района г. Барнаула с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, однако администрация Октябрьского района г. Барнаула отказала ему в постановке на учет, в связи с тем, что не истек пятилетний срок со дня совершения действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Пономаренко П.М. просил признать незаконным постановление Администрации Октябрьского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязать администрацию Октябрьского района г. Барнаула поставить заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В судебном заседании истец Пономаренко П.М. на своем заявлении настаивал в полном объеме по тем же основаниям, изложенным в письменном виде, ссылался на то, что действительно приобрел квартиру в с. Налобиха, так как у него испортились отношения с его супругой Вороновой В.Н., однако, он вынужден был продать данную квартиру, так как та была непригодна для проживания.

Представитель Администрации Октябрьского района города Барнаула Балахнина Т.И. в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве на иск возражала против удовлетворения требований заявителя, ссылаясь на то, что администрация Октябрьского района г. Барнаула при рассмотрении заявления Пономарено П.М. о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях среди ветеранов Великой Отечественной войны, действовала в пределах своих полномочий, в соответствии с жилищным законодательством.

С учетом мнения истца, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав истца Пономаренко П.М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Таким образом, для принятия решения об удовлетворении требований следует установить совокупность условий: незаконность действий и нарушение прав заявителя, после чего восстановить нарушенное право, на что указано в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя, поскольку полагает, что вышеназванные условия отсутствуют.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Пономаренко П.М. обратился в администрацию Октябрьского района г. Барнаула с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях гражданина, имеющего право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в соответствии с изменениями, внесенными ДД.ММ.ГГГГ в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах» с указанием состава семьи два человека, в том числе, супруги Вороновой В.Н.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула истцу было отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что не истек пятилетний срок со дня совершения действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях и представлены документы, которые не подтверждают право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то есть по п.2 и 3 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ «О ветеранах», инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу ст. 31 Жилищного Кодекса Российской Федерации, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Из материалов дела также следует, что Пономаренко П.М. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>3 в доме, общей площадью 113,9 кв.м, где его супруге Вороновой В.Н. принадлежит 31/102 доля, что составляет 37.9 кв.м.

Таким образом, на долю истца приходится 18,95 кв.м площади.

Согласно ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, либо собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Частями 1, 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ЗС (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма» предусмотрено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Пунктом 1.1 Решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Барнауле» установлена учетная норма площади жилого помещения в муниципальном жилищном фонде в размере не более 12 кв. метров общей площади на одного члена семьи.

Таким образом, основания для признания Пономаренко П.М. нуждающимся в жилых помещениях у администрации Октябрьского района г. Барнаула отсутствовали.

Кроме того, статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит меру юридической ответственности граждан за намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Граждане, которые намеренно предприняли действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий, с целью приобретения права постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принимаются на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Жилищный кодекс Российской Федерации не приводит перечня таких действий.

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались действия с целью создания ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

По мнению суда, к числу таких действий, безусловно, относится отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения либо его доли.

В соответствии со ст. 6 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ЗС (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма», граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из материалов дела следует, что Пономаренко П.М. с ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником <адрес> в <адрес>, общей площадью 61,10 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ право собственности истца было прекращено в связи с отчуждением указанного жилого помещения.

Таким образом, на момент продажи указанного жилого помещения Пономаренко П.М. не нуждался в жилом помещении. Отчуждение принадлежащей истцу квартиры повлекло отсутствие у него жилого помещения в собственности.

Доводы истца о том, что Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» направлен на обеспечение жилья всех ветеранов Великой Отечественной войны, основан на неправильном толковании закона, поскольку данный нормативный акт применяется в неразрывной связи с Жилищным Кодексом РФ.

Таким образом, администрация Октябрьского района г. Барнаула обоснованно отказала Пономаренко П.М.. в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в соответствии с изменениями, внесенными ДД.ММ.ГГГГ в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах».

В силу чего, действия и постановление от ДД.ММ.ГГГГ администрации Октябрьского района г. Барнаула об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях Пономаренко П.М. являются законными.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Пономаренко П.М. оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Э.А. Гладышева