2-3429/2011



Дело №2-3429/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 ноября 2011г. г. Барнаул

Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Гладышевой Э.А.,

при секретаре Аладиковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ананьиной Ю.С. об оспаривании решения органа государственной власти,

У С Т А Н О В И Л:

Ананьина Ю.С. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа государственной власти. Заявление обосновывает тем, что 05.08.2011г. Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле вынесено решение об отказе в удовлетворении заявления о направлении средств материнского капитала на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства. Полагает, что вынесенное решение незаконно по следующим основаниям. Согласно ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на улучшение жилищных условий, в соответствии заявлением о распоряжении, на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат. Часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 % размере средств материнского капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении, может быть выдана в соответствии с п. 2 ч.1 настоящей статьи лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства при представлении документов, которые истец предоставил в УПФР. Однако ей было отказано в связи с тем, что часть жилого дома не является объектом индивидуального жилищного строительства. Однако, по мнению заявителя, это не соответствует действующему законодательству: постановлению от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении градостроительного плана земельного участка для реконструкции индивидуального жилого дома по <адрес> а в г. Барнауле», разрешению на строительство № RU22630000-004, выданное администрацией Октябрьского района г. Барнаула на реконструкцию объекта капитального строительства индивидуального жилого дома, постановлению администрации Октябрьского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома», постановлению администрации Октябрьского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ «О даче предварительного согласия на использование материнского (семейного) капитала», градостроительным планом земельного участка. Просит признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле АК от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления о направлении средств материнского капитала на реконструкцию жилого дома.

С учетом характера спорных правоотношений к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Октябрьского района г. Барнаула и Ананьин С.В., действующий за себя и за своих несовершеннолетних детей - Ананьину А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Ананьина А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В судебном заседании заявитель Ананьина Ю.С., ее представитель Гренева М.С., заинтересованное лицо Ананьин С.В. заявленные требования поддержали в полном объеме по тем же основаниям, указанным в письменном виде.

Заинтересованное лицо – представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края Курносова Т.В. требования не признала в полном объеме, указав, что, согласно ФЗ – ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на улучшение жилищных условий, а именно на осуществление гражданами без привлечения строительной организации реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. При этом, правила не содержат положений о направлении средств на реконструкцию части (доли) объекта индивидуального жилищного строительства. Согласно ст.ст.15-16 Жилищного кодекса РФ жилое помещение – изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), а также виды жилых помещений: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. Жилым домом признается индивидуально – определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Из представленных заявителем документов, усматривается, что заявитель владеет 1/22 долей, супруг – 1/22 долей, сын – 3/11 долей, дочь – 4/11 доли в праве собственности на указанный жилой дом. Помимо семьи заявителя, собственником жилого дома является Корякина А.С., которая не является членом семьи, т.е. жилой дом не предназначен для проживания одной семьи. В соответствии с п. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ к объектам индивидуального жилищного строительства относится отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи. В соответствии с приложением Б к СНиП 31-02-2001 дом жилой одноквартирный (индивидуальный жилой дом)- дом, предназначенный для постоянного совместного проживания одной семьи и связанных с ней родственными узами и иными близкими отношениями людей. В соответствии с письмом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ – СК/08 следует, что объекты капитального строительства, предназначенные для проживания более чем одной семьи, не могут быть отнесены к объектам индивидуального жилищного строительства.

Представитель заинтересованного лица Администрации Октябрьского района г. Барнаула в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом.

С учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения заявителя Ананьиной Ю.С., ее представителя Греневой М.С., представителя заинтересованного лица Курносовой Т.В., заинтересованного лица Ананьина С.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Таким образом, для принятия решения об удовлетворении требований следует установить совокупность условий: незаконность действий и нарушение прав заявителя, после чего восстановить нарушенное право, на что указано в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела ДД.ММ.ГГГГ Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края вынесено решение об отказе Ананьиной Ю.С. в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ о направлении средств материнского капитала на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства.

Отказ пенсионного органа мотивирован тем, что часть жилого дома, которая принадлежит заявителю Ананьиной Ю.С. и членам ее семьи, не является объектом индивидуального жилищного строительства.

С указанным выводом суд не может согласиться, поскольку он сделан на неправильном толковании материального закона.

Согласно п. 3 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах дополнительной государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 2 ст. 10 вышеприведенного Закона установлено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства РФ N 862 были утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, которые устанавливают виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств.

В соответствии с п. 2 Правил лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат), вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, выполняющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда (далее - строительная организация), а также на компенсацию затрат, понесенных на строительство или реконструкцию таким способом объекта индивидуального жилищного строительства, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

В соответствии с п. 10(1) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 862 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий», средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на осуществляемые гражданами без привлечения строительной организации строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства в следующем порядке:

а) первоначально в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления;

б) по истечении 6 месяцев со дня первоначального направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий при соблюдении требования о выполнении основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведении работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Для направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "а" пункта 10(1) настоящих Правил лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил, представляет засвидетельствованные в установленном порядке:

копию документа, подтверждающего право собственности лица, получившего сертификат, или супруга лица, получившего сертификат, на земельный участок, на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства, или право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, или право пожизненного наследуемого владения таким земельным участком, или право аренды такого земельного участка, или право безвозмездного срочного пользования земельным участком, который предназначен для жилищного строительства и на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства;

копию разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат;

копию свидетельства о государственной регистрации права собственности лица, получившего сертификат, или супруга лица, получившего сертификат, на объект индивидуального жилищного строительства - в случае если средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на его реконструкцию;

письменное обязательство лица (лиц), на которое оформлено разрешение на строительство, в течение 6 месяцев после получения кадастрового паспорта объекта индивидуального жилищного строительства оформить жилое помещение, построенное (реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

Таким образом, положения вышеприведенных нормативных актов свидетельствуют о том, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства. При этом, указанные нормативные акты не содержат запрета направления средств материнского капитала на реконструкцию индивидуального жилого дома в случае, если семья, имеющая сертификат, владеет долей в праве собственности на объект индивидуального жилищного строительства.

Кроме того, представленными заявителем документами, а именно, постановлением Администрации Октябрьского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении градостроительного плана земельного участка для реконструкции индивидуального жилого дома по адресу: г. Барнаул,
<адрес>а»; разрешением на реконструкцию объекта капитального строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Энгельса, д. 24а; постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома по <адрес>»; постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ «О даче предварительного согласия на использование материнского (семейного) капитала семьей Ананьиных»; градостроительным планом земельного участка, подготовленного управлением по строительству и архитектуре администрации Октябрьского района г. Барнаула, подтверждается, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является объектом индивидуального жилищного строительства.

При этом, по мнению суда, установление статуса домовладения, отнесение его к объекту индивидуального жилищного строительства не является компетенцией Управления Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пункт 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на которую ссылается представитель заинтересованного лица относится к осуществлению подготовки проектной документации и не определяет объекты индивидуального жилищного строительства как отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи. Пункт 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ относится к проведению государственной экспертизы проектной документации и также не определяет объекты ИЖС как отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в данном случае отказ ответчика, не соответствует целям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ и смыслу ст. 38 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В силу чего, действия пенсионного органа об отказе в удовлетворении заявления о направлении средств материнского капитала на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства являются незаконными и нарушают права Ананьиной Ю.С. на распоряжение средствами материнского капитала, предусмотренными федеральным законом, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Ананьиной Ю.С. удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Ананьиной Ю.С. в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в кассационном порядке, через Октябрьский районный суд г. Барнаула в течение 10 дней, со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Э.А. Гладышева