Дело № 2-3064/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 ноября 2011 г. г. Барнаул Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Гладышевой Э.А., при секретаре Григорян Л.О., с участием прокурора Фарафоновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Обществу с Ограниченной Ответственностью «Экотехпром» о понуждении к совершению действий, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ленинского района г. Барнаула обратился в интересах Российской федерации, неопределенного круга лиц в суд с исковыми требованиями к ответчику ООО «Альфа» о понуждении к совершению действий. В обоснование заявленного указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению администрации района по вопросу складирования строительного мусора вдоль дороги, ведущей на полигон твердых бытовых отходов по проспекту Космонавтов, 74. Арендатором земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения площадь. 2070749 кв.м., кадастровый номер 22:61:010202:0007, расположенного к северо-западу от черты г. Барнаула, согласно договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ является ООО «Альфа». На основании договора аренды специальных объектов недвижимости муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Экотехпром» является арендатором подъездной автодороги на площадке КОС-2 на Туриной горе, ведущей на полигон твердых бытовых отходов. Проверкой выявлено, что строительный мусор находится на границе дороги, ведущей на полигон твердых бытовых отходов по проспекту Космонавтов, 74, то есть на земельном участке, арендуемым ООО «Альфа». Собственник земельного участка ООО «Альфа» ненадлежащим образом исполняет свои обязанности, а именно допустило загрязнение, захламление земельного участка строительным мусором. Вышеуказанный земельный участок является федеральной собственностью. Поэтому неисполнение обязанностей ООО «Альфа» нарушает интересы Российской Федерации. Захламление земельного участка строительным мусором нарушает и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Прокурор Ленинского района г. Барнаула просил возложить на ООО «Альфа» обязанность убрать строительный мусор с земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 2070749 кв.м., имеющего учетный кадастровый номер 22:61:010202:0007, расположенного к северо-западу от черты города Барнаула, а именно с территории, прилегающей к автомобильной дороге, ведущей на полигон твердых бытовых отходов по проспекту Космонавтов, 74, в соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации установить срок, в течение которого указанные нарушения необходимо устранить ответчику ООО «Альфа». Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора Ленинского района г. Барнаула были удовлетворены. На ООО «Альфа» возложена обязанность ликвидировать мусор с земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 2070749 кв.м., имеющего учетный кадастровый номер 22:61:010202:0007, расположенного к северо-западу от черты города Барнаула, а именно с территории, прилегающей к автомобильной дороге, ведущей на полигон твердых бытовых отходов по проспекту Космонавтов, 74 в г. Барнауле в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу. С ООО «Альфа» в доход бюджета городского округа – города Барнаула Алтайского края была взыскана госпошлина в размере 200 рублей 00 копеек. Определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, гражданское дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела прокурор Ленинского района г. Барнаула уточнил свои исковые требования, указывая в качестве ответчиков ООО «Альфа» и ООО «Экотехпром», просил возложить на ООО «Альфа», ООО «Экотехпром» солидарную обязанность убрать строительный мусор с земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 2070749 кв.м., имеющего учетный кадастровый номер 22:61:010202:0007, расположенного к северо-западу от черты города Барнаула, а именно с территории, прилегающей к автомобильной дороге, ведущей на полигон твердых бытовых отходов по проспекту Космонавтов, 74, в соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации установить срок, в течение которого указанные нарушения необходимо устранить ответчикам ООО «Альфа», ООО «Экотехпром», установив срок для устранения нарушений 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу. Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ11г. уточненные исковые требования прокурора Ленинского района удовлетворены частично. Возложена на ООО «Экотехпром» обязанность убрать строительный мусор с земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 2070749 кв.м., имеющего учетный кадастровый номер 22:61:010202:0007, расположенного к северо-западу от черты города Барнаула, а именно с территории, прилегающей к автомобильной дороге, ведущей на полигон твердых бытовых отходов по проспекту Космонавтов, 74. Обязанность по уборке мусора ООО «Экотехпром» исполнить в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части уточненных исковых требований прокурору Ленинского района г. Барнаул отказано. Взыскано с ООО «Экотехпром» в доход бюджета городского округа - города Барнаула Алтайского края государственную пошлину в размере 4 000 рублей 00 копеек. Определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение. ДД.ММ.ГГГГ прокурор Ленинского района г. Барнаула вновь уточнил свои исковые требования, просил возложить на ООО «Экотехпром» обязанность убрать строительный мусор с земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 2070749 кв.м., имеющего учетный кадастровый номер 22:61:010202:0007, расположенного к северо-западу от черты города Барнаула, а именно с территории, прилегающей слева и справа к автомобильной дороге, ведущей на полигон твердых бытовых отходов по проспекту Космонавтов, 74, установить срок в течении которого указанные нарушения требований пожарной безопасности необходимо устранить ответчику. Прокурор в судебном заседании на требованиях настаивала, по основаниям изложенным в уточненном исковом заявлении. Представитель ответчика ООО «Экотехпром» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Представитель третьего лица ООО «Альфа» Шубин А.Ю. в судебном заседании требования прокурора Ленинского района г. Барнаула считал обоснованными и подлежащими удовлетворению. Представители 3-х лиц – Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом. С учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке. Выслушав прокурора, представителя 3-го лица ООО «Альфа» Шубина А.Ю., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьями 12, 13 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются, в том числе: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в частности, по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель. Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. Согласно ст. ст. 39, 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. В то же время ст.ст. 11, 12, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны также соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Из приведенных норм следует, что лица, во владении которых находятся земельные участки, обязаны отвечать за их состояние, предотвращать захламление, эксплуатировать их, таким образом, чтобы не был причинен вред окружающей среде, здоровью людей и т.п. При этом законодательством установлены определенные требования к выполнению юридическими лицами перечисленных выше обязанностей, исходя из направленности их деятельности. Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ между Организацией научного обслуживания «Опытно-производственное хозяйство им. В.В. Докучаева государственного научного учреждения Алтайского научно-исследовательского института сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук» (арендатор) и ООО «Альфа» (правопреемник арендатора) был заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, на основании которого ООО «Альфа» как правопреемник арендатора принимает на себя права и обязанности и становится стороной по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ части земельного участка, находящегося в федеральной собственности, заключенному между арендатором ОПХ и арендодателем – Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Алтайскому краю. При этом общество приняло право аренды части земельного участка категории «земли сельскохозяйственного назначения» площадью 2070749кв.м, имеющий учетный кадастровый норм 22:61:010202:0007, расположенный к северо-западу от черты г. Барнаула. В договоре, пунктах 2.6, 2.7, указано, что правопреемник арендатора ООО «Альфа» обязуется осуществлять вместо арендатора все права и обязанности по договору аренды части земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе по оплате арендных платежей, уплачиваемых в соответствии с указанным договором; права и обязанности по договору, передаваемые арендатором правопреемнику арендатора по настоящему договору, переходят к правопреемнику арендатора в полном объеме после регистрации настоящего договора в Управлении Федерального регистрационной службы по Алтайскому краю. Госрегистрация договора произведена 29 октября 2007г. Через данный земельный участок пролегает подъездная автодорога к площадке КОС-2 на Туриной горе, предоставленная ООО «Экотехпром» в аренду на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного Муниципальным образованием – городской округ г. Барнаул Алтайского края в лице комитета по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула (арендодатель) и ООО «Экотехпром» (арендатор), для использования в соответствии с условиями настоящего договора для оказания услуг населению по складированию и утилизации твердых бытовых отходов. Пунктами ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ данного Договора предусмотрено, что арендатор обязан нести расходы на содержание арендованного имущества, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией; использовать имущество в соответствии с целевым назначением, санитарно-техническими и противопожарными нормами. Согласно акту приема-передачи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ арендатору ООО «Экотехпром» передана подъездная автодорога (щебеночное основание, асфальтовое покрытие, протяженностью 1500м, шириной 5м) к площадке КОС-2 на Туриной горе. По договору № аренды земельного участка, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Барнаула (арендодатель) и ООО «Экотехпром» (арендатор), в аренду обществу из земель населенных пунктов передан земельный участок с кадастровым номером 22:63:010113:0023, площадью 369227 кв.м, расположенный в г. Барнауле по пр. Космонавтов, 74, для эксплуатации полигона твердых бытовых отходов сроком до ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с пунктом 4.3 данного договора арендатор обязан не допускать действий, противоречащих требованиям действующего законодательства РФ, нормативных актов Алтайского края и органов городского самоуправления, приводящих к ухудшению качественных характеристик, экологической обстановке как участка, так и прилегающей к нему территории, а также выполнять работы по благоустройству территории; содержать в надлежащем санитарном состоянии как участок, так и прилегающую к нему территорию, выполнять законные требования пожарной охраны и санитарной инспекции. Правилами нахождения и разгрузки на полигоне твердых бытовых отходов, приложение № к договору № по оказанию возмездных услуг по утилизации (захоронению) отходов 4-5 класса опасности от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что: - на полигон твердых бытовых отходов принимаются отходы от жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 4-5 класса опасности, - запрещается разгружать твердые бытовые отходы вдоль дороги, ведущей на полигон. В соответствии со ст. 52 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством. Статьей 4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы. В силу ст. 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления следующих видов деятельности: деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности. Согласно ответа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай. ООО «Экотехпром» имеет две действующие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности: - лицензия №ОТ-63-001342 (22) от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (сбор, использование, транспортировка, размещение опасных отходов, перечень которых представлен в приложении к лицензии); - лицензия серии 022 № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности (сбор, транспортировка отходов 4 класса опасности – отходов (осадков) из выгребных ям и хозяйственно-бытовых стоков). В составе материалов, представленных ООО «Экотехпром» для получения лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности, имеются копии следующих санитарно-эпидемиологических заключений: - санитарно-эпидемиологическое заключение №ДД.ММ.ГГГГ.000.М.00005ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ О соответствии здания, строения, сооружения, помещения, оборудования и иного имущества, которое соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления лицензируемого вида деятельности: деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 3-4 класса опасности (сбор, транспортировка, размещение отходов 3-4 класса опасности) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; - санитарно-эпидемиологическое заключение №ДД.ММ.ГГГГ.000.М.00156ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ О соответствии здания, строения, сооружения, помещения, оборудования и иного имущества, которое соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления лицензируемого вида деятельности: деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 3-4 класса опасности (сбор, транспортировка, размещение отходов 3-4 класса опасности) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; - санитарно-эпидемиологическое заключение №ДД.ММ.ГГГГ.000.М.00084ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ О соответствии деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № были введены в действие санитарные правила «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01», которыми государственный санитарно – эпидемиологический контроль за соблюдением требований настоящих правил возложен на органы и учреждения Государственной санитарно – эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. При этом требования названных правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана, в том числе и с эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов. В соответствии с п. 3.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01, размер санитарно - защитной зоны от жилой застройки до границ полигона 500 м. Кроме того, размер санитарно - защитной зоны может уточняться при расчете газообразных выбросов в атмосферу. Пунктом 5.6 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» установлено, что один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства должен производиться осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона. Письменным сообщением Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что санитарно-защитная зона для полигона твердых бытовых отходов, находящегося в ведении ООО «Экотехпром» составляет 500 метров. По мнению суда, требования СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 распространяются в полной мере на ответчика. Действительно, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ N 01/16400-0-32 "О разъяснении изменений N 3 в СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03" указала, что не устанавливаются размеры и границы санитарно-защитной зоны для действующих предприятий, для которых уже была установлена санитарно-защитная зона на основании ранее действующих промышленных объектов и производств; для объектов, которые в течение последних пяти лет работают стабильно, без увеличения количества источников выбросов в атмосферный воздух и объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без изменения технологических процессов, при отсутствии обращений населения на загрязнение атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух; для объектов, расположенных на удалении от нормируемых территорий на расстоянии 10 и более км, при условии, что в радиусе 1000 м от границы территории объекта отсутствуют родовые угодья коренных малочисленных народов, другие нормируемые территории, перспективная жилая застройка, в соответствии с генеральным планом развития городского или сельского поселения, не будет приближаться к границе ориентировочной санитарно-защитной зоны предприятия; для объектов, расположенных в промышленной зоне и не имеющих непосредственных границ с нормируемыми территориями (для группы промышленных объектов и производств устанавливается единая санитарно-защитная зона). В то же время данным письмом разъяснено, что устанавливается санитарно-защитная зона для вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов, находящихся в стадии технического перевооружения, при увеличении мощности, изменении технологических процессов, применении технологий, не имеющих аналогов на территории Российской Федерации, которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека; для действующих промышленных объектов и производств 1, 2, 3 и 4 классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами и повышением уровня шума, вибрации, электромагнитных излучений выше установленных гигиенических нормативов, что вызывает обоснованные жалобы населения; для действующего объекта или производства в случае принятия решения Администрацией городского или сельского поселения, обращения руководителя (заказчика) указанного объекта с просьбой об установлении санитарно-защитной зоны. В силу положений Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны. Кроме того, в соответствии с п. 9.4.2, 9.4.3 Постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ N 431 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Алтайского края», полигоны ТБО размещаются за пределами жилой зоны, на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон. Размер санитарно-защитной зоны полигона составляет 500 м. Размер санитарно-защитной зоны должен быть уточнен расчетом рассеивания в атмосфере вредных выбросов с последующим проведением натурных исследований и измерений. Кроме этого, из акта проверки соблюдения требований законодательства о размещении отходов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что строительный и бытовой мусор расположен справа от дороги, ведущей на полигон твердых бытовых отходов (п<адрес> 74), на расстоянии 5-10 метров от дороги на полигон, а также слева от дороги, ведущей на полигон твердых бытовых отходов на расстоянии 5-10 метров. При обследовании выявлено, что строительный мусор (бетонные блоки, старый бордюрный камень), располагавшийся слева от дороги, частично убран, но не в полном объеме. Кроме того, слева от дороги размещены бытовые отхода (арбузы и т.п.). Поскольку строительный и другой мусор расположен на расстоянии 5-10 метров от дороги, то есть в пределах санитарно-защитной зоны полигона, обязанность по его уборке несет ООО «Экотехпром». В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Судом принято во внимание, что ответчик не доказал в судебном заседании, что им соблюдаются природоохранные и санитарные нормы. Вместе с тем, требования законов и их исполнение обязательны для всех руководителей и граждан РФ, что предусмотрено основным Законом - Конституцией РФ. Свалка строительного мусора вдоль дороги, ведущей на полигон твердых бытовых отходов, не убрана до настоящего времени. Статьей 78 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 2070749 кв.м., имеющий учетный кадастровый номер 22:61:010202:0007, который находится в пользовании ООО «Альфа», используется ООО «Альфа» в целях связанных с сельскохозяйственным производством. Из пояснений представителя 3-го лица ООО «Альфа» Шубина А.Ю. в судебном заседании следует, что. использование участка в вышеуказанных целях в настоящее время невозможно вследствие образования и размещения на данном земельном участке твердых бытовых отходов. Между тем, ООО «Альфа» на земельном участке вдоль дороги, ведущей на полигон твердых бытовых отходов, твердые бытовые отходы не размещало, своего разрешения, согласия, разрешения на размещение твердых бытовых отходов иным лицам, не выдавало. Начиная с 2009 года и по настоящее время ООО «Альфа» неоднократно обращалось в ООО «Экотехпром», а также в компетентные в области природоохранного законодательства органы по вопросу незаконных свалок твердых бытовых отходов, на земельном участке вдоль дороги, ведущей на полигон твердых бытовых отходов. Материалами гражданского дела также установлено, что ООО «Экотехпром» привлекалось в 2009 году к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.6 ч. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе за порчу земли в виде создания земляного вала, загрязнение, замусоривание земельного участка вдоль дороги, ведущей на полигон твердых бытовых отходов. Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Таким образом, захламлением спорного земельного участка строительным и бытовым мусором нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации. ст. 89 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации прокурор Ленинского района г. Барнаула освобожден от уплаты госпошлины при обращении в суд с исковыми заявлениями. Статьей 103 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации установлено, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В связи с этим, с ответчика ООО «Экотехпром» в доход бюджета муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 руб. Руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Ленинского района г. Барнаула удовлетворить. Обязать Общество с Ограниченной Ответственностью «Экотехпром» убрать строительный мусор с земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 2070749 кв.м., имеющего учетный кадастровый номер 22:61:010202:0007, расположенного к северо-западу от черты города Барнаула, а именно с территории, прилегающей слева и справа к автомобильной дороге, ведущей на полигон твердых бытовых отходов по проспекту Космонавтов, 74 в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу. Взыскать с Общества с Ограниченной Ответственностью «Экотехпром» в доход бюджета муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края государственную пошлину в размере 4 000 руб. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Э.А.Гладышева