2-3828/2011



Дело №2-3828/11г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 декабря 2011г.

Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайский края в составе:

Председательствующего: Моховой Л.А.

При секретаре: Бобровой А.В.

С участием прокурора Кисельман Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Барнаула в интересах Полтавских А.Г. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Октябрьского района г.Барнаула, о возложении обязанности по предоставлению вне очереди благоустроенного жилого помещения в черте города по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г.Барнаула обратился в суд с иском в интересах Полтавских А.Г. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Октябрьского района г.Барнаула, о возложении обязанности по предоставлению вне очереди благоустроенного жилого помещения в черте города по договору социального найма 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина.

В обоснование требований указывает, что прокуратурой Октябрьского районного суда г. Барнаула проведена проверка о нарушении жилищных прав Полтавских А.Г. Установлено, что Полтавских А.Г. находилась на государственном обеспечении, решением Завьяловского районного суда Алтайского края от 04.05.1982г. ее мать – Полтавских Г.Г. лишена в отношении родительских прав, отец записан со слов матери.

Согласно справки Ребрихинской специальной школы-интерната от 15.03.2000г., Полтавских А.Г. с 01.09.1989г. по 03.09.1994 г. обучалась в данном образовательном учреждении. С 01.09.1994г. по 15.05.1996 г. обучалась в ГОУ «Профессиональное училище № 81» г. Барнаула.

Постановлением администрации Завьяловского района Алтайского края от 11.02.2000 Полтавских А.Г. поставлена на регистрационный учет на внеочередное получение жилья, так как не имела закрепленного жилого помещения.

На основании постановления администрации Октябрьского района г. Барнаула от 07.04.2000г., Полтавских А.Г. поставлена на учет нуждающихся в получении жилья среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, номер очереди .

Согласно сведениям администрации Октябрьского района г. Барнаула на 01.01.2011г. Полтавских А.Г. состоит на очереди среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, номер очереди .

Полтавских А.Г. официально в браке не состоит, детей не имеет.

Процессуальный истец полагает, что Полтавских А.Г. имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением в черте города Барнаула по договору социального найма 33 кв.м общей площади для одиноко проживающего гражданина.

В судебном заседании процессуальный истец на исковых требованиях настаивал по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Материальный истец Полтавских А.Г. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала и пояснила, что после постановки на учет в 2000г. обращалась в Администрацию Октябрьского района г. Барнаула с требованием о предоставлении жилья. Документы обновляла и приводила их в соответствие с предъявляемым к ним требованиям. В 2003г. было предоставлено жилье. Это жилье является служебным, неблагоустроенным, площадью 18 кв.м. Это жилье предоставлено ЖЭУ, в котором истец работает. Субсидию ей не выдавали.

Представитель ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил отзыв на иск, в котором указано, что Полтавских А.Г. включена в сводный реестр граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма государственного жилищного фонда Алтайского края, 28.02.2011г., реестровая запись . Представить жилое помещение по договору социального найма истцу в настоящее время невозможно, так как краевой жилищный фонд социального использования не создан, за управлением жилые помещения не закреплены. Приобретение жилых помещений для дальнейшей передачи их по договорам социального найма возможно только в соответствии с требованиями Федерального Закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», но для этого необходимо, чтобы главный распорядитель краевого бюджета (комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике) выделил управлению денежные средства на приобретение квартир согласно средней рыночной цены, сложившейся в муниципальном образовании. Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.7 Закона Алтайского края от 03.09.2007г. № 75-ЗС «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае» бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Алтайского края, включенные в адресную инвестиционную программу, отражаются в законе о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период приоритетным направлениям и включаются в состав сводной бюджетной росписи краевого бюджета. На основании Сводного реестра управление сформирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования (с учетом Полтавских А.Г.) и направит их в Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края для включения в краевую адресную инвестиционную программу на 2012год. Просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Представитель ответчика администрации Октябрьского района г. Барнаула в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв на иск, в котором указано, что порядок предоставления жилых помещений краевого жилищного фонда регулируется законом Алтайского края от 12.12.1996г. №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края». В соответствии с ч.1 ст.5 указанного выше закона, жилые помещения жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые признаны в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Согласно ч.2 ст.5 данного закона право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст.4 данного закона, органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края. Органы местного самоуправления ежегодно до 01 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в ст.5 настоящего закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Таким уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству. В силу полномочий управление обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма; формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год (ст.6 закона); принимает решения о предоставлении гражданам жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования (ст.11 закона); заключает с гражданами договор социального найма жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования (ст.13 закона). Полагает, что при рассмотрении дела необходимо учитывать соблюдение досудебного порядка урегулирования спора о предоставлении жилых помещений краевого жилищного фонда, который предусмотрен законом Алтайского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края». По информации управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству истец Полтавских А.Г. включена в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений краевого жилищного фонда по договору социального найма, 28.02.2011г., после получения от администрации Октябрьского района г. Барнаула соответствующих документов.

Поскольку вопрос об обеспечении Полтавских А.Г. должен решаться только в 2012г., полагает, что обращение прокурора в суд с иском является преждевременным. Считает, что права и законные интересы Полтавских А.Г. не нарушены, она не имеет права на обращение в суд с иском об обязывании предоставить жилое помещение. Просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица администрации г.Барнаула – Новикова О.В. в судебном заседании возражала в части требований, указав, что требования к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству подлежат удовлетворению, а в удовлетворении иска к администрации Октябрьского района просила отказать в силу отсутствия правовых оснований. Также указала, что в соответствии с Конституций РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Законодательство РФ о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции РФ, Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Обязательства органов местного самоуправления не установлены. Полномочия органов местного самоуправления городского округа, закреплены в Уставе городского округа - города Барнаула Алтайского края. Полномочия по предоставления помещений такой категории, как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, согласно действующего законодательства, отсутствуют. В соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Законом Алтайского края от 31.12.2004 №72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях (далее -государственные полномочия): по выплате денежных средств опекуну (попечителю), приемному родителю на содержание ребенка; по выплате заработной платы приемным родителям; по обеспечению бесплатного проезда обучающихся в краевых и муниципальных образовательных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы; по обеспечению бесплатного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в санаторно-курортные учреждения и обратно. Таких полномочий, как предоставление жилья указанным категориям граждан и соответственно средств на эти полномочия, органам местного самоуправления от Администрации Алтайского края не передавалось. Законом Алтайского края от 09.12.2005 №115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» определен только лишь порядок ведения учета и списков граждан, который не может являться основанием для обязания органов местного самоуправления предоставлять жилье. Жилищный кодекс РФ прямо указывает на полномочия органов местного самоуправления на предоставление муниципального жилья только малоимущим (п.5 ст. 14, п.2 ст.49) и также прямо указывает на полномочия органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений таких, как определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации (п.4 ст. 13, п.3 ст.49). Согласно ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В силу ст.49 ЖК РФ, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются только малоимущим гражданам (п.2), иным категориям граждан, определенным федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или законами субъекта Российской Федерации, по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации (п.3).

Таким образом, требование к администрации Октябрьского района не основано на законе. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, а ст. 8 четко оговаривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Ст.5 Закона Алтайского края от 12.12.2006 №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» установлено, что право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют такие категории граждан, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Как следует из ст.11, жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края (Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству - п. 1 Положения об Управлении, утвержденное постановлением Администрации Алтайского края от 10.04.2006 №145). Органы местного самоуправления ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан названной категории с учетом даты поданных заявлений список и направляют в Управление Алтайского края. Кроме того, в определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 № 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Суд, с учетом мнения участников процесса, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав объяснения истцов, представителя третьего лица, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что матерью истца Полтавских А.Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является Полтавских Г.Г..

Полтавских А.Г. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Завьяловского районного народного суда Алтайского края от 04.05.1982г. Полтавских Г.Г. лишена родительских прав в отношении сыновей Евгения, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Геннадия, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также дочери Полтавских А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Дети переданы органам опеки и попечительства при Завьяловском райисполкоме для помещения в соответствующее детское учреждение.

Согласно справки Ребрихинской специальной школы-интерната, Полтавских А.Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в период с 01.09.1989г. по 03.09.1994 г. обучалась в данном образовательном учреждении. В период с 01.09.1994г. по 15.05.1996 г. Полтавских А.Г. обучалась в ГОУ «Профессиональное училище № 81» г. Барнаула.

Постановлением администрации Завьяловского района Алтайского края от 11.02.2000 , Полтавских А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Полтавских К., ДД.ММ.ГГГГгода рождения, относящиеся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлены на регистрационный учет на внеочередное получение жилья, как не имеющие закрепленного жилого помещения.

Полтавских А.Г. в 1996г. окончила Профессиональное училище №81 г. Барнаула, что подтверждается дипломом от 14.05.1996г.

20.03.2000г. Полтавских А.Г. обратилась в администрацию Октябрьского района г. Барнаула с заявлением о постановке ее на учет, как не имеющей жилой площади и воспитывавшееся в детском доме, по обеспечению жилой площадью на семью из одного человека.

Согласно ответу администрации Октябрьского района г. Барнаула за от 12.04.2000г., постановлением администрации района от 07.04.2000г. Полтавских А.Г. составом семьи один человек поставлена на учет по обеспечению жилой площадью на на общую очередь, льготную среди детей-сирот -. Квартира будет предоставлена в порядке очередности.

Согласно ордеру на служебное жилое помещение серии Ж от 04.03.2003г., Полтавских А.Г. предоставлено служебное жилое помещение, площадью 18 кв.м, расположенное в доме коридорного типа по <адрес> в г. Барнауле.

Согласно справки администрации Завьяловского сельсовета Завьяловского района Алтайского края от 30.08.2007г., Полтавских А.Г., ДД.ММ.ГГГГгода рождения, на территории Завьяловского сельсовета собственного жилья не имеет, в приватизации не участвовала, в очереди на получение жилья не состоит.

В соответствии со ст. 2 №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), согласно действующему законодательству, имеют, в том числе, дополнительные гарантии прав на образование, медицинское обслуживание, имущество и жилое помещение, на труд и иные.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социально поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 внесены изменения в ст. 5 указанного закона, касающегося финансового обеспечения дополнительных гарантий по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств бюджетов субъектов РФ.

В силу ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст.72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится, в том числе, и защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, тем самым, закон предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (ст.26.3) предусматривает, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Из этого следует, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Тем самым, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей является государственным полномочием субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В силу ст.49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма могут предоставляться отдельным категориям граждан органами местного самоуправления, в случае наделения данных органов в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечения указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Законом Алтайского края от 31.12.2004г. №72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» предусмотрено, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением обучающихся и воспитанников федеральных государственных образовательных учреждений, являются расходными обязательствами Алтайского края.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления) наделяются следующими государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях (далее - государственные полномочия):

1) по выплате денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя), приемной семье;

2) по выплате вознаграждения приемным родителям;

3) по обеспечению бесплатного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в санаторно-курортные учреждения и обратно.

В силу ст.4 указанного Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.

Такими полномочиями, как обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями, органы местного самоуправления не наделены.

Вышеназванным законом прямо предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жильем органами исполнительной власти.

Закон Алтайского края № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», предусматривает, что органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края.

Органы местного самоуправления принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими.

Органы местного самоуправления ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган Алтайского края).

Согласно ст. 5 указанного Закона жилые помещения жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые признаны в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.

Право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют следующие категории граждан:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст.6 Закона Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.

На основании сводного реестра уполномоченный орган Алтайского края формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год.

Жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края.

Как следует из материалов дела, Уполномоченным органом в Алтайском крае является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.

В соответствии со ст.7 Закона жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются в порядке очередности гражданам, состоящим на учете нуждающихся граждан, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением категорий граждан, указанных в пунктах 3, 4 части 2 статьи 5 настоящего Закона, которым жилые помещения предоставляются вне очереди.

Статья 8 Закона предусматривает, что норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма (далее - норма предоставления) устанавливается в размере: 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина.

Суд полагает, что у Полтавских А.Г. возникло право на обеспечения ее жилым помещением в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социально поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Следовательно, у Полтавских А.Г., как нуждающейся в жилом помещении, после достижения совершеннолетнего возраста, возникло в соответствии со ст.57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Однако, полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма истцу до настоящего времени не представлено.

Как установлено материалами дела, жилое помещение за истцом закреплено не было.

Как видно из отзыва на иск представителя ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, истец Полтавских А.Г. включена на момент разрешения спора в сводный реестр граждан, имеющих право на предоставления жилых помещений жилищного фонда Алтайского края, для включения в краевую адресную инвестиционную программу на 2012г.

Суд не соглашается с доводами представителя третьего лица администрации Алтайского края о том, что права и законные интересы Полтавских А.Г. не нарушены и она не имеет права на обращение в суд с иском об обязывании предоставить жилое помещение, поскольку с заявлением о предоставлении жилья истец Полтавских А.Г. обращалась в 2000г., предоставив в администрацию Октябрьского района г. Барнаула необходимые документы, право на получение жилья возникло при достижении ею совершеннолетия, однако до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.

На основании изложенного суд полагает необходимым обязать ответчика Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Полтавских А.Г. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в размере 33 кв.м. общей площади для одиноко проживающего гражданина.

В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Барнаула в интересах Полтавских А.Г. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Октябрьского района г.Барнаула, о возложении обязанности по предоставлению вне очереди благоустроенного жилого помещения в черте города по договору социального найма удовлетворить.

Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Полтавских А.Г. благоустроенное жилое помещение не менее 33 кв.м. по договору социального найма вне очереди.

В удовлетворении иска к Администрации Октябрьского района г. Барнаула отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула.

Председательствующий Л.А.Мохова