2-3827/2011



Дело №2-3827/11г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 декабря 2011 года

Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайский края в составе:

Председательствующего: Моховой Л.А.

При секретаре: Бобровой А.В.

С участием прокурора Кисельман Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Барнаула в интересах Рябченко Н.В. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, Администрации Октябрьского района г. Барнаула о возложении обязанности по предоставлению вне очереди благоустроенного жилого помещения в черте города по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Прокурор Октябрьского района г. Барнаула в интересах Рябченко Н.В. обратился в Октябрьский районный суд г. Барнаула с исковым заявлением к соответчикам Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, Администрации Октябрьского района г. Барнаула о возложении обязанности по предоставлению вне очереди благоустроенного жилого помещения в черте города по договору социального найма 33 кв. м общей площади для одиноко проживающего гражданина.

Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой Октябрьского района г. Барнаула проведена проверка о нарушении жилищных прав Рябченко Н.В. Установлено, что решением Топчихинского районного суда Алтайского края от 27.12.1978г. ее родители, Рябченко О.Г. и Рябченко В.А. лишены родительских прав. Постановлением исполнительного комитета Топчихинского районного совета народных депутатов от 12.01.1979г. Рябченко Н.В. направлена на воспитание в государственное учреждение. Согласно справке краевого архива комитета администрации Алтайского края по образованию от 13.09.1999г., Рябченко Н.В. поступила по путевке крайоно от 11.08.1981г. из Бийского детского дома в Змеиногорский детский дом. Согласно справке Локтевского комитета по народному образованию Рябченко Н.В. воспитывалась с 28.08.1985г. по 25.08.1995г. в Горняцком детском доме, находилась на государственном обеспечении. Согласно справке КГОУ «ПУ №81», Рябченко Н.В. в период с 01.09.1995г. по 20.06.1996г. обучалась в ПУ №81 и проживала по адресу: <адрес>, г. Барнаул, в общежитии училища. Согласно выписки из домовой книги Рябченко Н.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>, г. Барнаул. На основании постановления администрации Октябрьского района г. Барнаула от 07.04.2000г. Рябченко Н.В. поставлена на учет нуждающихся в получении жилья среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, номер очереди . Согласно данным администрации Октябрьского района г. Барнаула на 01.01.2011г. Рябченко Н.В. состоит на очереди среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, номер очереди .

В судебном заседании процессуальный истец на исковых требованиях настаивал по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Материальный истец Рябченко Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, указав, что жилье за ней нигде не закреплено. На очереди состоит с 2000г. В настоящий период времени проживает в общежитии, в котором выделено койка-место. В данной комнате проживает вместе с девушкой. После постановки на учет на предоставление жилья в 2000г. обращалась в Администрацию Октябрьского района г. Барнаула с требованиями о предоставлении жилья, обновляла документы по мере необходимости. Очередь на предоставление жилья до 2005г. не двигалась никаким образом. Настаивала на удовлетворении иска о предоставлении жилья.

Представители соответчиков Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству и администрации Октябрьского района г.Барнаула в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица администрации г.Барнаула – Новикова О.В. в судебном заседании возражала в части требований, указав, что требования к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству подлежат удовлетворению, а в удовлетворении иска к администрации Октябрьского района просила отказать в силу отсутствия правовых оснований. Также указала, что в соответствии с Конституций РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Законодательство РФ о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции РФ, Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Обязательства органов местного самоуправления не установлены. Полномочия органов местного самоуправления городского округа, закреплены в Уставе городского округа - города Барнаула Алтайского края. Полномочия по предоставления помещений такой категории, как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, согласно действующего законодательства, отсутствуют. В соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Законом Алтайского края от 31.12.2004 №72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях (далее -государственные полномочия): по выплате денежных средств опекуну (попечителю), приемному родителю на содержание ребенка; по выплате заработной платы приемным родителям; по обеспечению бесплатного проезда обучающихся в краевых и муниципальных образовательных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы; по обеспечению бесплатного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в санаторно-курортные учреждения и обратно. Таких полномочий, как предоставление жилья указанным категориям граждан и соответственно средств на эти полномочия, органам местного самоуправления от Администрации Алтайского края не передавалось. Законом Алтайского края от 09.12.2005 №115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» определен только лишь порядок ведения учета и списков граждан, который не может являться основанием для обязания органов местного самоуправления предоставлять жилье. Жилищный кодекс РФ прямо указывает на полномочия органов местного самоуправления на предоставление муниципального жилья только малоимущим (п.5 ст. 14, п.2 ст.49) и также прямо указывает на полномочия органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений таких, как определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации (п.4 ст. 13, п.3 ст.49). Согласно ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В силу ст.49 ЖК РФ, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются только малоимущим гражданам (п.2), иным категориям граждан, определенным федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или законами субъекта Российской Федерации, по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации (п.3). Таким образом, требование к администрации Октябрьского района не основано на законе. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, а ст. 8 четко оговаривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Ст.5 Закона Алтайского края от 12.12.2006 №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» установлено, что право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют такие категории граждан, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Как следует из ст.11, жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края (Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству - п. 1 Положения об Управлении, утвержденное постановлением Администрации Алтайского края от 10.04.2006 ). Органы местного самоуправления ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан названной категории с учетом даты поданных заявлений список и направляют в Управление Алтайского края. Кроме того, в определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 № 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Представитель третьего лица администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв на иск, в котором указано, что в соответствии с абз.2 ч.1 ст.8 Федерального Закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичные гарантии закреплены в законе Алтайского края от 31.12.2004г. №72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» (ч.2 ст.4). В силу п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч.3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Указанные выше нормативные правовые акты, устанавливая соответствующее право детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа на предоставление жилых помещений, не определяют порядка реализации данного права и порядка предоставления жилого помещения. Такой порядок в Алтайском крае предусмотрен законом Алтайского края от 12.12.1996г. №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края». Первым этапом данного порядка, согласно ч.1 и ч.2 ст.4 закона Алтайского края от 12.12.1996г. №136-ЗС, является учет указанных категорий граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, который осуществляется органами местного самоуправления независимо от признания их малоимущими. После чего, органы местного самоуправления, согласно ч.4 ст.4 закона Алтайского края от 12.12.1996г. №136-ЗС, ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в ст.5 закона, с учетом даты поданных заявлений, список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Данный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которым является управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству. В свою очередь управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, на основании которого формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год (ст.6 закона Алтайского края №136-ЗС). И только после этого управлением Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству принимается решение о предоставлении жилого помещения или об отказе в его предоставлении и заключается договор социального найма жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования (ст.11 закона Алтайского края №136-ЗС). Исходя из текста искового заявления и приложенных документов, постановлением Администрации Октябрьского района г. Барнаула от 07.04.2000г. № 1060 Рябченко Н.В. была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении, а 28.02.2011г. включена в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма. Вместе с тем, в соответствии с ч.3 ст.7 закона Алтайского края от 03.09.2007г. №75-ЗС «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае», бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Алтайского края, включенные в адресную инвестиционную программу, отражаются в законе о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период по приоритетным направлениям и включаются в состав сводной бюджетной росписи краевого бюджета. Согласно п.2.3 Порядка формирования и реализации краевой адресной инвестиционной программы, оценки социальной и бюджетной эффективности инвестиционных проектов, планируемых к реализации с учетом средств бюджета Алтайского края, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 05.08.2009г. , государственные заказчики, координаторы разрабатывают проект адресной инвестиционной программы по курируемому приоритетному направлению по объектам краевой и муниципальной собственности и не позднее 1 августа отчетного периода направляют его в Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края. Раздел IV названного Порядка предусматривает, что формирование и утверждение краевой адресной инвестиционной программы происходит одновременно с формированием и принятием закона Алтайского края о краевом бюджете и включается в проект закона. Законом Алтайского края от 26.11.2010г. №100-ЗС «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» уже распределены бюджетные ассигнования на 2011г. Таким образом, так как Рябченко Н.В. была включена в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений только 28.02.2011г., следовательно, проект краевой адресной инвестиционной программы на 2011г. формировался и утверждался без расчета необходимости предоставления жилого помещения Рябченко Н.В. Что касается требования о внеочередном предоставлении Рябченко Н.В. жилого помещения, то данный вопрос также решается из анализа порядка предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования, предусмотренного законом Алтайского края №136-ЗС. Предоставление жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется во внеочередном порядке относительно других категорий граждан, но в порядке очередности, установленной указанным сводным реестром относительно лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных него и имеющих равные права. Предоставление истцу жилого помещения вне очереди будет нарушать права иных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в названный сводный реестр ранее истца Рябченко Н.В. Полагает, что на момент обращения в суд право Рябченко Н.В. не нарушено, поэтому в удовлетворении иска просит отказать. Также просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, выслушав объяснения истцов, представителя третьего лица, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Рябченко Н.В., ДД.ММ.ГГГГгода рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Родителями истца Рябченко Н.В. является Рябченко В.А. и Рябченко О.Г..

Решением Топчихинского районного народного суда Алтайского края от 27.12.1978г., вступившим в законную силу, Рябченко О.Г. и Рябченко В.А. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Рябченко Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних Топчихинского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О направлении несовершеннолетней Рябченко Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на воспитание в государственное учреждение», несовершеннолетняя Рябченко Н.В. направлена на воспитание в государственное учреждение.

11.02.2000г. Рябченко Н.В. обратилась в администрацию Октябрьского района г. Барнаула с заявлением о принятии на учет по обеспечению жилой площадью, указывая, что проживает в общежитии по <адрес> в г. Барнауле и занимает койка-место.

Согласно постановлению Администрации Октябрьского района г. Барнаула от 07.04.2000г. «О постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий», Рябченко Н.В. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно справке Горняцкого детского дома от 20.01.2000г., Рябченко Н.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, действительно являлась воспитанником Горняцкого детского дома г. Горняк с 28.08.1985г. по 25.08.1995г., находилась на полном государственном обеспечении, являлась сиротой.

Согласно справке ПУ №81, Рябченко Н.В. действительно была зарегистрирована по месту жительства и проживала по адресу: г. Барнаул, <адрес>, общежитие ПУ №81, в период с 01.09.1995г. по 20.06.1996г. Рябченко Н.В. обучалась в ПУ №81 и находилась на полном государственном обеспечении.

Рябченко Н.В. зарегистрирована по месту жительства и проживает по адресу: <адрес>, г. Барнаул, что подтверждается выпиской из домовой книги от 27.09.2011г.

Согласно архивной справки от 13.09.1999г., Рябченко Н.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, поступила из Бийского дома ребенка в Змеиногорский детский дом по путевке КрайОНО от 11.08.1981г.

Согласно справке ФФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Алтайскому краю от 08.07.2010г., Рябченко Н.В. не имеет жилых строений, помещений.

Согласно сообщению Управления Федеральной службы регистрационной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от 13.07.2010г., в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав Рябченко Н.В. отсутствуют.

Согласно письму Администрации Октябрьского района г. Барнаула от 04.10.2011г., Рябченко Н.В. 11.02.2000г. с письменным заявлением обратилась в Администрацию Октябрьского района г. Барнаула по вопросу постановки на учет по обеспечению жилой площадью. Постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула от 07.04.2000г. Рябченко Н.В. поставлена на общую очередь и льготную очередь среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - . В настоящее время общая очередь Рябченко Н.В. , льготная очередь . Рябченко Н.В. включена в единый реестр лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Управлении Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.

В соответствии со ст. 2 №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), согласно действующему законодательству, имеют, в том числе, дополнительные гарантии прав на образование, медицинское обслуживание, имущество и жилое помещение, на труд и иные.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социально поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004г. внесены изменения в ст. 5 указанного закона, касающегося финансового обеспечения дополнительных гарантий по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств бюджетов субъектов РФ.

В силу ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст.72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится, в том числе, и защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, тем самым, закон предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (ст.26.3) предусматривает, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Из этого следует, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Тем самым, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей является государственным полномочием субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В силу ст.49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма могут предоставляться отдельным категориям граждан органами местного самоуправления, в случае наделения данных органов в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечения указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Законом Алтайского края от 31.12.2004г. №72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» предусмотрено, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением обучающихся и воспитанников федеральных государственных образовательных учреждений, являются расходными обязательствами Алтайского края.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления) наделяются следующими государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях (далее - государственные полномочия):

1) по выплате денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя), приемной семье;

2) по выплате вознаграждения приемным родителям;

3) по обеспечению бесплатного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в санаторно-курортные учреждения и обратно.

В силу ст.4 указанного Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.

Такими полномочиями, как обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями, органы местного самоуправления не наделены.

Вышеназванным законом прямо предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жильем органами исполнительной власти.

Закон Алтайского края № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», предусматривает, что органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края.

Органы местного самоуправления принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими.

Органы местного самоуправления ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган Алтайского края).

Согласно ст. 5 указанного Закона жилые помещения жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые признаны в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.

Право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют следующие категории граждан:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст.6 Закона Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.

На основании сводного реестра уполномоченный орган Алтайского края формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год.

Жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края.

Как следует из материалов дела, Уполномоченным органом в Алтайском крае является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.

В соответствии со ст.7 Закона жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются в порядке очередности гражданам, состоящим на учете нуждающихся граждан, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением категорий граждан, указанных в пунктах 3, 4 части 2 статьи 5 настоящего Закона, которым жилые помещения предоставляются вне очереди.

Статья 8 Закона предусматривает, что норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма (далее - норма предоставления) устанавливается в размере: 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина.

Суд полагает, что у Рябченко Н.В. возникло право на обеспечения ее жилым помещением в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социально поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Следовательно, у Рябченко Н.В., как нуждающейся в жилом помещении, после достижения совершеннолетнего возраста, возникло в соответствии со ст.57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Однако, полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма истцу до настоящего времени не представлено.

Как установлено материалами дела, жилое помещение за истцом закреплено не было.

На основании изложенного суд полагает необходимым обязать ответчика Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Рябченко Н.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в размере 33 кв.м. общей площади для одиноко проживающего гражданина.

В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Барнаула в интересах Рябченко Н.В. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, Администрации Октябрьского района г. Барнаула о возложении обязанности по предоставлению вне очереди благоустроенного жилого помещения в черте города по договору социального найма удовлетворить.

Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Рябченко Н.В. благоустроенное жилое помещение не менее 33 кв.м. по договору социального найма вне очереди.

В удовлетворении иска к Администрации Октябрьского района г. Барнаула отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула.

Председательствующий Л.А.Мохова