2-3454/2011



Дело №2-3454/11г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 декабря 2011г.

Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайский края в составе:

Председательствующего: Моховой Л.А.

При секретаре: Петровой О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ткаченко Е.В. к администрации Октябрьского района г.Барнаула, администрации Заринского района Алтайского края о признании незаконным отказа в постановке на учет и возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилья,

УСТАНОВИЛ:

Истец Ткаченко Е.В. обратился в суд с иском к администрации Октябрьского района г.Барнаула и администрации Заринского района Алтайского края о признании незаконным отказа в постановке на учет и возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилья.

Исковые требования обосновывает тем, что истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец истца- Ткаченко В.А. умер 25 апреля 1994г. Решением Заринского городского суда от 02.08.1994г. мать истца Кожевникова Н.Н. лишена родительских прав. Постановлением администрации Заринского района Алтайского края от 30.12.1996г. несовершеннолетний Ткаченко Е.В. был помещен в учреждение общественного воспитания. В период с 10.02.1997г. по 01.09.2005г. истец являлся воспитанником КГОУ «Горняцкий специальный(коррекционный)детский дом №2 для детей с ограниченными возможностями здоровья». В период с 01.09.2005г. по 30.08.2008г. истец обучался в КГОУ НПО «Профессиональное училище №45» и проживал в общежитии училища по <адрес>. В ноябре 2008г. истец был призван на военную службу и уволен с военной службы 03.12.2009г. После прохождения военной службы и прибытии в г.Барнаул, зарегистрировался по месту постоянного проживания только 16.02.2010г. 18 июня 2010г. истец обратился с заявлением в администрацию Октябрьского района г.Барнаула о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации Октябрьского района г.Барнаула от 25 июня 2010г. Ткаченко Е.В. отказано в принятии на учет в связи с тем, что на момент обращения с заявлением его возраст превышал установленный законом возраст лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истец полагает, что он имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением.

В судебном заседании истец Ткаченко Е.В. на исковых требованиях настаивал по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель администрации Октябрьского района г.Барнаула в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражение по иску, полагая, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Представитель администрации Заринского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Суд, выслушав пояснения истца, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу, что исковые требования истца Ткаченко Е.В. подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Ткаченко Е.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец истца- Ткаченко В.А. умер 25 апреля 1994г. Решением Заринского городского суда от 02.08.1994г. мать истца Кожевникова Н.Н. лишена родительских прав. Постановлением администрации Заринского района Алтайского края от 30.12.1996г. несовершеннолетний Ткаченко Е.В. был помещен в учреждение общественного воспитания.

В период с 10.02.1997г. по 01.09.2005г. истец являлся воспитанником КГОУ «Горняцкий специальный(коррекционный)детский дом №2 для детей с ограниченными возможностями здоровья», что подтверждается материалами дела.

Постановлением администрации Тягунского сельского Совета Заринского района Алтайского края от 15.05.2000г. Ткаченко Е.В. поставлен на регистрационный учет не внеочередное получение жилья.

Согласно справке КГОУ НПО «Профессиональный лицей №45» от 18.03.2010г. Ткаченко Е.В. в период с 1.09.2005г. по 30.06.2008г. обучался в КГОУ НПО «Профессиональный лицей №45». В период обучения находился в лицее на полном государственном обеспечении как гражданин из числа детей-сирот, проживал в общежитии лицея по адресу г.Барнаул <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги.

Согласно представленной копии военного билета истец Ткаченко Е.В. был призван на военную службу 18.11.2008г. и уволен с военной службы 03.12.2009г.

Согласно выписке из домовой книги истец Ткаченко Е.В. зарегистрирован с 16.02.2010г. по адресу: г.Барнаул, <адрес>.

18 июня 2010г. истец Ткаченко Е.В. обратился с заявлением в администрацию Октябрьского района г.Барнаула о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации Октябрьского района г.Барнаула от 25 июня 2010г. Ткаченко Е.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что представленными документами не подтверждается право Ткаченко Е.В. состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как возраст его более 23 лет.

В соответствии со ст. 2 №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), согласно действующему законодательству, имеют, в том числе, дополнительные гарантии прав на образование, медицинское обслуживание, имущество и жилое помещение, на труд и иные.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социально поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004г. внесены изменения в ст. 5 указанного закона, касающегося финансового обеспечения дополнительных гарантий по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,, за счет средств бюджетов субъектов РФ.

В силу ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст.72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится, в том числе, и защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, тем самым, закон предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (ст.26.3) предусматривает, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Из этого следует, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Тем самым, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей является государственным полномочием субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В силу ст.49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма могут предоставляться отдельным категориям граждан органами местного самоуправления, в случае наделения данных органов в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечения указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Законом Алтайского края от 31.12.2004г. №72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» предусмотрено, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением обучающихся и воспитанников федеральных государственных образовательных учреждений, являются расходными обязательствами Алтайского края.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления) наделяются следующими государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях (далее - государственные полномочия):

1) по выплате денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя), приемной семье;

2) по выплате вознаграждения приемным родителям;

3) по обеспечению бесплатного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в санаторно-курортные учреждения и обратно.

В силу ст.4 указанного Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.

Такими полномочиями, как обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями, органы местного самоуправления не наделены.

Вышеназванным законом прямо предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жильем органами исполнительной власти.

Закон Алтайского края № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», предусматривает, что органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края.

Органы местного самоуправления принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими.

Органы местного самоуправления ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган Алтайского края).

Согласно ст. 5 указанного Закона жилые помещения жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые признаны в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.

Право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют следующие категории граждан:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст.6 Закона Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.

На основании сводного реестра уполномоченный орган Алтайского края формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год.

Жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края.

В соответствии со ст.7 Закона жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются в порядке очередности гражданам, состоящим на учете нуждающихся граждан, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением категорий граждан, указанных в пунктах 3, 4 части 2 статьи 5 настоящего Закона, которым жилые помещения предоставляются вне очереди.

Как следует из пояснения истца, что после увольнения с военной службы, он в декабре 2009г. прибыл в г.Барнаул, не имея жилья, не имел возможности сразу зарегистрироваться и лишь в феврале 2010г. зарегистрировался по месту жительства.

Суд полагает, что после окончания службы у истца возникло право на обеспечения его жилым помещением в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социально поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Следовательно, у Ткаченко Е.В., как нуждающегося в жилом помещении, после окончания военной службы возникло в соответствии со ст.57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Однако, полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма истцу до настоящего времени не представлено.

Суд полагает, что в период с декабря 2009г. по февраль 2010г. истец не имел реальной возможности обратится с заявлением о постановке его на учет, как нуждающегося в предоставлении жилья, поскольку на момент исполнения ему 23 лет (19 января 2010г.) не имел постоянного места жительства.

Суд считает, что факт обращения истца с заявлением о постановке его на учет после исполнения ему 23-летнего возраста, не лишает истца права на внеочередное предоставление жилья, поскольку жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - право на получения жилого помещения вне очереди.

Исходя из изложенного, суд полагает, что отказ администрации Октябрьского района г.Барнаула в принятии истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является неправомерным, поскольку представленными документами истец подтвердил, что относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является нуждающимся в улучшении жилищных условий и ранее другое жилое помещением за ним не закреплялось.

На основании изложенного суд полагает необходимым обязать ответчика администрацию Октябрьского района г.Барнаула поставить Ткаченко Евгения Владимировича на учет нуждающихся в улучшении жилищных условия, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ткаченко Е.В. к администрации Октябрьского района г.Барнаула, администрации Заринского района Алтайского края о признании незаконным отказа в постановке на учет и возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилья удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации Октябрьского района г.Барнаула в принятии Ткаченко Е.В. на учет в качестве нуждающегося в жилье среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать администрацию Октябрьского района г.Барнаула поставить Ткаченко Е.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условия, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула.

Председательствующий Л.А.Мохова