2-3931/2011



Дело №2-3931/11г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2011 года

Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайский края в составе:

Председательствующего: Моховой Л.А.

При секретаре: Петровой О.Н.

С участием прокурора Кисельман Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Барнаула в интересах Дудиной И.Б. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, Администрации Октябрьского района г. Барнаула о возложении обязанности по предоставлению вне очереди благоустроенного жилого помещения в черте города по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Прокурор Октябрьского района г. Барнаула в интересах Дудиной И.Б. обратился в Октябрьский районный суд г. Барнаула с исковым заявлением к соответчикам Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, Администрации Октябрьского района г. Барнаула о возложении обязанности по предоставлению вне очереди благоустроенного жилого помещения в черте города по договору социального найма 33 кв. м общей площади для одиноко проживающего гражданина.

Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой Октябрьского района г. Барнаула проведена проверка о нарушении жилищных прав Дудиной И.Б. Установлено, что решением Октябрьского районного суда от 01.11.1993г. ее мать Бришко Н.Н., являвшаяся матерью-одиночкой, лишена родительских прав. Постановлением администрации Ленинского района г. Барнаула от 09.04.1992г. Дудина И.Н. передана под опеку Максимовой М.П. Постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула от 01.02.1993г., в связи со смертью опекуна Максимовой М.П., Дудина И.Б. передана под опеку Анисимовой С.М. Согласно сведениям Комитета по образованию Администрации Октябрьского района г. Барнаула на период передачи Дудиной И.Б. под опеку жилье за ней не закреплялось. Согласно выписки из домовой книги Дудина И.Б. зарегистрирована по адресу: ул. <адрес> г. Барнаул. На основании постановления администрации Октябрьского района г. Барнаула от 07.04.2000г. Дудина И.Б. поставлена на учет нуждающихся в получении жилья среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, номер очереди . Согласно данным администрации Октябрьского района г. Барнаула на 01.01.2011г. Дудина И.Б. состоит на очереди среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, номер очереди .

В судебном заседании процессуальный истец на исковых требованиях настаивал по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Материальный истец Дудина И.Б. в судебном заседании исковые требования поддержала, указав, что жилье за ней не закреплено. На очереди состоит с 2000г. В настоящий период времени проживает с двумя несовершеннолетними детьми в комнате площадью 12м2, расположенной в доме, находящемся в аварийном состоянии, являвшимся ранее общежитием. Обращалась в Администрацию Октябрьского района г. Барнаула с требованиями о предоставлении жилья. Настаивала на удовлетворении иска о предоставлении жилья. Также указала, что решением Центрального районного суда г. Барнаула от 01.10.2010г. требования были удовлетворены, а определением кассационной инстанции данное решение отменено и принято новое, которым ей было отказано в удовлетворении исковых требований о предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья.

Представители соответчиков Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству и администрации Октябрьского района г.Барнаула в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

Представитель соответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству представил отзыв на иск, в котором указано, что Дудина И.Б. включена в сводный реестр граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма государственного жилищного фонда Алтайского края, 28.02.2011г., реестровая запись . Представить жилое помещение по договору социального найма истцу в настоящее время невозможно, так как краевой жилищный фонд социального использования не создан, за управлением жилые помещения не закреплены. Приобретение жилых помещений для дальнейшей передачи их по договорам социального найма возможно только в соответствии с требованиями Федерального Закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», но для этого необходимо, чтобы главный распорядитель краевого бюджета (комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике) выделил управлению денежные средства на приобретение квартир согласно средней рыночной цены, сложившейся в муниципальном образовании. Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.7 Закона Алтайского края от 03.09.2007г. № 75-ЗС «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае» бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Алтайского края, включенные в адресную инвестиционную программу, отражаются в законе о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период приоритетным направлениям и включаются в состав сводной бюджетной росписи краевого бюджета. На основании Сводного реестра управление сформирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования (с учетом Д..) и направит их в Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края для включения в краевую адресную инвестиционную программу на 2012год. Доводы истца о том, что ей должно быть предоставлено не менее 18м2 общей площади на одного члена ее семьи, основаны на ином толковании норм материального права. Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам исходит ЖК РФ (ст.57) и Закон Алтайского края №136-ЗС (ст.5). В этой связи полагает, что оснований для распространения общих норм ЖК РФ и регионального законодательства о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, урегулированные специальным законом, не имеется. Норма общей площади предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан составляет не менее 33м2. Наличие у истца на иждивении детей не исключает возможности постановки вопроса об улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации и Алтайского края. Просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.

В представленном на иск представителем администрации Октябрьского района г.Барнаула отзыве указано, что Администрация Октябрьского района г. Барнаула не является надлежащим ответчиком по данному иску. Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социально поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст.5 указанного Закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся и в Законе Алтайского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае», а также в Законе Алтайского края от 12.12.2006г. №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края». В соответствии с Законом Алтайского края от 12.12.2006г. №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края. Органы местного самоуправления принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены ст.5 указанного закона независимо от признания их малоимущими (ч.2 ст.4 Закона). Согласно п.3 ст.15 Положения об Октябрьском районе в г. Барнауле и Администрации Октябрьского района г. Барнаула, администрация района ведет в установленном порядке учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Администрацией Октябрьского района г. Барнаула было рассмотрено заявление Дудиной И.Б. с приложенными документами и принято решение о признании ее нуждающейся в жилом помещении и принятии на учет среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (постановление администрации Октябрьского района г. Барнаула от 07.04.2000г. ). Право Дудиной И.Б. на обеспечение жилой площадью по договору социального найма вне очереди администрацией Октябрьского района г. Барнауле не оспаривается.

Представитель третьего лица администрации г.Барнаула в судебное заседание не явился, о его месте и времени извещен надлежащим образом. В представленном на иск отзыве указал, что в соответствии с Конституций РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Законодательство РФ о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции РФ, Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Обязательства органов местного самоуправления не установлены. Полномочия органов местного самоуправления городского округа, закреплены в Уставе городского округа - города Барнаула Алтайского края. Полномочия по предоставления помещений такой категории, как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, согласно действующего законодательства, отсутствуют. В соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Законом Алтайского края от 31.12.2004 №72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях (далее -государственные полномочия): по выплате денежных средств опекуну (попечителю), приемному родителю на содержание ребенка; по выплате заработной платы приемным родителям; по обеспечению бесплатного проезда обучающихся в краевых и муниципальных образовательных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы; по обеспечению бесплатного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в санаторно-курортные учреждения и обратно. Таких полномочий, как предоставление жилья указанным категориям граждан и соответственно средств на эти полномочия, органам местного самоуправления от Администрации Алтайского края не передавалось. Законом Алтайского края от 09.12.2005 №115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» определен только лишь порядок ведения учета и списков граждан, который не может являться основанием для обязания органов местного самоуправления предоставлять жилье. Жилищный кодекс РФ прямо указывает на полномочия органов местного самоуправления на предоставление муниципального жилья только малоимущим (п.5 ст. 14, п.2 ст.49) и также прямо указывает на полномочия органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений таких, как определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации (п.4 ст. 13, п.3 ст.49). Согласно ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В силу ст.49 ЖК РФ, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются только малоимущим гражданам (п.2), иным категориям граждан, определенным федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или законами субъекта Российской Федерации, по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации (п.3). Таким образом, требование к администрации Октябрьского района не основано на законе. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, а ст. 8 четко оговаривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Ст.5 Закона Алтайского края от 12.12.2006 №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» установлено, что право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют такие категории граждан, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Как следует из ст.11, жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края (Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству - п. 1 Положения об Управлении, утвержденное постановлением Администрации Алтайского края от 10.04.2006 ). Органы местного самоуправления ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан названной категории с учетом даты поданных заявлений список и направляют в Управление Алтайского края. Кроме того, в определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 № 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Наряду с изложенным и постановлением Пленума Верховного Суда РФ от октября 2008г., содержащего толкование норм материального и процессуального права, в последнем абзаце на стр.20 указано, что «в случае, если субъектом РФ приняты нормативные акты, устанавливающие порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органами исполнительной власти субъекта РФ, суды должны руководствоваться этими нормативными актами». Полагает, что требования к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству подлежат удовлетворению, а к администрации Октябрьского района г. Барнаула требования необходимо оставить без удовлетворения.

Представитель третьего лица администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв на иск, в котором указано, что в соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ и ч.2 ст.5 Закона Алтайского края от 12.12.2006г. №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», право на предоставление жилого помещения имеет только лицо из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, но не члены его семьи. Наличие у истца на иждивении малолетних детей не исключает возможности постановки вопроса об улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации. Право на предоставление жилого помещения имеет непосредственно лицо из категории детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, которому жилое помещение предоставляется исходя из нормы предоставления 33м2, предусмотренной п.3 ч.1 ст.8 Закона Алтайского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края». В связи с чем, требование прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах Дудиной И.Б. о предоставлении ей жилого помещения не менее 18м2 общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Суд, выслушав объяснения истцов, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Дудина И.Б., ДД.ММ.ГГГГгода рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Октябрьского районного народного суда г. Барнаула от 01.11.1993г., вступившим в законную силу, Бришко Н.Н. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Дудиной И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением администрации Ленинского района г. Барнаула от 09.04.1992г. Максимова М.П. назначена опекуном над несовершеннолетней Дудиной И.Н.

Постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула от 01.02.1993г., в связи со смертью опекуна Максимовой М.П., Дудина И.Б., у которой отца нет, передана под опеку Анисимовой С.М.

28.03.2000г. Дудина И.Б. обратилась в администрацию Октябрьского района г. Барнаула с заявлением о принятии на учет по обеспечению жилой площадью, указывая, что проживает в общежитии, в комнате площадью 10м2, другого жилья не имеет.

Согласно постановлению Администрации Октябрьского района г. Барнаула от 07.04.2000г. «О постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий», Дудина И.Б. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно справке Комитета по образованию Администрации Октябрьского района г. Барнаула от 17.05.2007г., за Дудиной И.Б., ДД.ММ.ГГГГгода рождения, оставшейся без попечения родителей в 1993г., жилье не закреплялось.

Дудина И.Б. зарегистрирована по адресу: ул. <адрес> г. Барнаул, что подтверждается выпиской из домовой книги от 21.06.2010г.

Согласно ответу Администрации Октябрьского района г. Барнаула от 08.11.2011г., на основании постановления администрации Октябрьского района г. Барнаула от 07.04.2000г. Дудина И.Б. поставлена на учет нуждающихся в получении жилья, в общей очереди , среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, номер очереди . В настоящее время Дудина И.Б. состоит на очереди общей - , среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - .

Дудина И.Б. является матерью двоих несовершеннолетних детей: С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и О.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые проживают вместе с Дудиной И.Б. по <адрес>, что подтверждается копиями выписки из домовой книги и свидетельств о рождении детей.

Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 01.10.2010г., исковые требования Дудиной И.Б. удовлетворены: признано за Дудиной И.Б. право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, как за лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; возложена обязанность на Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи включить Дудину И.Б. в сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22.12.2010г. решение Центрального районного суда г. Барнаула от 01.10.2010г. отменено и принято новое решение, которым отказано Дудиной И.Б. в удовлетворении исковых требований к Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края о признании права на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, возложении обязанности включить в сводный список.

В соответствии со ст. 2 №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), согласно действующему законодательству, имеют, в том числе, дополнительные гарантии прав на образование, медицинское обслуживание, имущество и жилое помещение, на труд и иные.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социально поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004г. внесены изменения в ст. 5 указанного закона, касающегося финансового обеспечения дополнительных гарантий по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств бюджетов субъектов РФ.

В силу ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст.72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится, в том числе, и защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, тем самым, закон предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (ст.26.3) предусматривает, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Из этого следует, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Тем самым, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей является государственным полномочием субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В силу ст.49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма могут предоставляться отдельным категориям граждан органами местного самоуправления, в случае наделения данных органов в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечения указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Законом Алтайского края от 31.12.2004г. №72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» предусмотрено, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением обучающихся и воспитанников федеральных государственных образовательных учреждений, являются расходными обязательствами Алтайского края.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления) наделяются следующими государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях (далее - государственные полномочия):

1) по выплате денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя), приемной семье;

2) по выплате вознаграждения приемным родителям;

3) по обеспечению бесплатного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в санаторно-курортные учреждения и обратно.

В силу ст.4 указанного Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.

Такими полномочиями, как обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями, органы местного самоуправления не наделены.

Вышеназванным законом прямо предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жильем органами исполнительной власти.

Закон Алтайского края № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», предусматривает, что органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края.

Органы местного самоуправления принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими.

Органы местного самоуправления ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган Алтайского края).

Согласно ст. 5 указанного Закона жилые помещения жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые признаны в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.

Право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют следующие категории граждан:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст.6 Закона Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.

На основании сводного реестра уполномоченный орган Алтайского края формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год.

Жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края.

Как следует из материалов дела, Уполномоченным органом в Алтайском крае является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.

В соответствии со ст.7 Закона жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются в порядке очередности гражданам, состоящим на учете нуждающихся граждан, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением категорий граждан, указанных в пунктах 3, 4 части 2 статьи 5 настоящего Закона, которым жилые помещения предоставляются вне очереди.

Статья 8 Закона предусматривает, что норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма (далее - норма предоставления) устанавливается в размере: 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина.

Суд полагает, что у Дудиной И.Б. возникло право на обеспечения ее жилым помещением в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социально поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Следовательно, у Дудиной И.Б., как нуждающейся в жилом помещении, после достижения совершеннолетнего возраста, возникло в соответствии со ст.57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Однако, полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма истцу до настоящего времени не представлено.

Как установлено материалами дела, жилое помещение за истцом закреплено не было.

Оснований для удовлетворения иска в части предоставления Дудиной И.Б. жилого помещения по площади с учетом членов семьи истца не имеется, поскольку право на предоставление жилья по указанным основаниям имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения.

Суд соглашается с доводами представителей соответчика и третьего лица о том, что истец вправе разрешить вопрос об улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного суд полагает необходимым обязать ответчика Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Дудиной И.Б. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в размере 33 кв.м. общей площади.

В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Барнаула в интересах Дудиной И.Б. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, Администрации Октябрьского района г. Барнаула о возложении обязанности по предоставлению вне очереди благоустроенного жилого помещения в черте города по договору социального найма удовлетворить частично.

Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Дудиной И.Б. благоустроенное жилое помещение не менее 33 кв.м. по договору социального найма вне очереди.

В удовлетворении иска к Администрации Октябрьского района г. Барнаула отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула.

Председательствующий Л.А.Мохова