Дело № 2-4044/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 29 декабря 2011 г. г. Барнаул Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Гладышевой Э.А., при секретаре Григорян Л.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Паутова А.М. о признании недействительным постановления Администрации города Барнаула об изъятии земельного участка, УСТАНОВИЛ: Паутов А.М. обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления Администрации города Барнаула об изъятии земельного участка, ссылаясь на следующие обстоятельства и доводы. Заявитель является собственником <адрес> по п<адрес> в г. Барнауле, а также собственником общей долевой собственности на земельный участок площадью 1470 кв. метров по тому же адресу. В соответствии с Постановлением администрации г. Барнаула от 17 июня 2011 г. №1825 об изъятии у собственников жилых помещений для муниципальных нужд земельного участка из земель населенных пунктов, у него была изъята его доля собственности земельного участка по адресу: <адрес>, п<адрес> 4. Данное постановление заявитель считает не законным, нарушающим статью 35 Конституции Российской Федерации, а также вынесенным с существенными нарушениями норм действующего законодательства. Так, из текста постановления следует, что изъятие земельного участка произведено в связи с неосуществлением собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, его сноса в установленный срок. Однако, снос аварийного жилья невозможен пока не решен вопрос о предоставлении собственнику жилого помещения в аварийном доме равноценного жилого помещения, иначе будет нарушено его конституционное право на жилище, охраняемое законом. В постановлении не указано, что земельный участок изымается не только у собственников жилых помещений, но и у собственников изымаемого земельного участка, что является существенным. Была нарушена предусмотренная действующим законодательством процедура изъятия земельного участка: заявитель не был информирован о предстоящем изъятии земельного участка; в оспариваемом постановлении не указана цель изъятия и его срок; отсутствуют данные о лицах, у которых производится изъятие участка и правовые основания, по которым земельный участок принадлежит этим лицам; не указаны права лица в связи с предстоящим изъятием; не указаны поручения о подготовке проекта соглашения с лицом, у которого изымается земельный участок. Органом местного самоуправления нарушена процедура изъятия земельного участка в части несвоевременного извещения заявителя о возможном изъятии имущества не позднее, чем за год до этого. Администрацией г. Барнаула были существенно нарушены нормы, содержащиеся в п.3 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения собственнику стоимости его жилья и стоимости его земельного участка. Государственная регистрация оспариваемого постановления в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю произведена незаконно, поскольку регистрации подлежало соглашение с собственником на земельный участок об условиях его выкупа (изъятия) и вступившее в законную силу решение по иску о принудительном выкупе земельного участка или прекращении прав на него. С учетом характера спорных правоотношений к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, Овчар О.Л. и Беспятова Н.И. Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 14 октября 2011 г. заявление Паутова А.М. оставлено без удовлетворения. Определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 ноября 2011 г. решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Овчар В.О., Беспятов С.А., Беспятова А.Н., Беспятов Р.С., Беспятова А.Р. В судебном заседании заявитель Паутов А.М., его представитель Кульпанов А.Г., действующий также как представитель заинтересованных лиц Овчар О.Л. и Беспятовой Н.И., на заявлении настаивали в полном объеме по тем же основаниям, изложенным в письменном виде. Заинтересованные лица Овчар О.Л., Беспятова Н.И. доводы заявителя и своего представителя поддержали. Представитель заинтересованного лица Администрации г. Барнаула Гончикова Н.В. возражала против удовлетворения заявления в полном объеме. Представитель заинтересованного лица Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула Медведев А.Ю. Заинтересованные лица Овчар В.О., Беспятов С.А., Беспятова А.Н., Беспятов Р.С., Беспятова А.Р. в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом. С учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке. Выслушав заявителя Паутова А.Н., его представителя Кульпанова А.Г., действующего также как представителя заинтересованных лиц Овчар О.Л., Беспятовой Н.И., представителя Администрации г. Барнаула Гончикову Н.В., представителя КЖКХ Медведева А.Ю., заинтересованных лиц Овчар О.Л., Беспятову Н.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.ст. 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, Паутов А.М. является собственником <адрес> по проезду Рыночному в г.Барнауле, а также на праве общей долевой собственности ему принадлежит общее имущество собственников нежилого помещения общей площадью 53 кв.м. в указанном доме и земельный участок из земель населенных пунктов – под многоквартирный дом, площадью 1470 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГ администрацией города собственникам дома предъявлено требование о сносе аварийного дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Указанное требование получено заявителем ДД.ММ.ГГГГг, Беспятовой Н.И. - ДД.ММ.ГГГГ, Овчар О.Л. - ДД.ММ.ГГГГ и в срок, установленный администрацией, не выполнено. Постановлением Администрации города от 17 июня 2011 года №1825 в связи с неосуществлением собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, его сноса в установленный срок, земельный участок площадью 1470 кв.м., кадастровый номер 22:63:020616:56 по адресу <адрес>. 4, изъят у собственников жилых помещений для муниципальных нужд. Постановление администрации города 19 июля 2011 года зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с: 1) выполнением международных обязательств Российской Федерации; 2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ) (пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ) 3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации. В силу п.10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи. Согласно ч. 1, 2, 3 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с частями 5-9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи. В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ. Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд предусмотрен ст. 55 Земельного кодекса Российской Федерации. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством. Согласно статье 239 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса. В силу ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. В соответствии со ст. 280 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (статья 281) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период. Таким образом, решение органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд является основанием для рассмотрения вопроса о выкупной стоимости земельного участка. На данные обстоятельства указывают и ст.ст. 281-282 Гражданского кодекса Российской Федерации Кроме того, в соответствии с п.2 ст. 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяется с учетом положений статьи 239 Гражданского кодекса Российской Федерации. Учитывая изложенное, суд считает, что постановление об изъятии земельного участка по адресу <адрес>,4 принято Администрацией <адрес> с соблюдением порядка, предусмотренного ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации в пределах предоставленных ей полномочий. Доводы заявителя и его представителя о незаконности постановления, так как в нем не указана цель изъятия и его срок; отсутствуют данные о лицах, у которых производится изъятие участка и правовые основания, по которым земельный участок принадлежит этим лицам; не указаны права лица в связи с предстоящим изъятием; не указаны поручения о подготовке проекта соглашения с лицом, у которого изымается земельный участок, не являются основанием для отмены оспариваемого документа, поскольку порядок и права лиц, в связи с изъятием земельного участка установлены жилищным и гражданским законодательством. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Таким образом, для принятия решения об удовлетворении требований следует установить совокупность условий: незаконность действий и нарушение прав заявителя, после чего восстановить нарушенное право, на что указано в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих». Между тем, нарушений прав заявителя также не установлено. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю оспариваемое постановление администрации города зарегистрировано как ограничение, право собственности на земельный участок по адресу: <адрес>,4 у Паутова A.M. не прекращены. Что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок по адресу: <адрес>,4 С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено администрацией города Барнаула с соблюдением требований пункта 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, не нарушает прав заявителя, в связи с чем, не находит правовых оснований для удовлетворения требований Паутова А.М. в полном объеме. В связи с этим, не подлежат удовлетворению и требования заявителя о возмещении ему расходов на представителя. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Заявление Паутова А.М. о признании недействительным постановления Администрации города Барнаула об изъятии земельного участка оставить без удовлетворения в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: Э.А. Гладышева