Дело № 2-57/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 апреля 2012 года г. Барнаул Суд Октябрьского района г. Барнаула Алтайского края в составе: Председательствующего судьи САВИНКОВА А.А., при секретаре Казаковой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева В.А. к Открытому Акционерному Обществу «Барнаульская горэлетросеть» о возложении обязанности произвести перерасчет за электроэнергию У С Т А Н О В И Л: Истец обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику ОАО «Барнаульская горэлектросеть» о возложении обязанности произвести перерасчет за электроэнергию. В обоснование заявленного указал, что зарегистрирован и проживает по адресу <адрес>. С 1983 года в квартире была установлена стационарная электроплита, о чем имеется запись в техническом паспорте на многоквартирный дом, расположенный по адресу <адрес> Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 года № 1444 установлено, что для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами применяется понижающий коэффициент 0,7. Истцу стало известно в 2010 году, что с ноября 2005 года ОАО «Барнаульская горэлектросеть» применяет тарифы по оплате электроэнергии без учета понижающего коэффициента. Ответчик отказался в добровольном порядке произвести перерасчет оплаты за потребленную электроэнергию с учетом понижающего коэффициента. На основании изложенного, в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» истец Васильев В.А. просит обязать ответчика ОАО «Барнаульская горэлектросеть» произвести перерасчет начисленной суммы за потребленную электрическую энергию с применением понижающего коэффициента 0,7 за весь период. В судебном заседании истец полностью поддержал свой иск по основаниям, изложенным нем. Привлеченная судом Васильева В.И. в суд не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие. Представители ОАО «Барнаульская горэлектросеть» в суде иск не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве. В судебном заседании представитель ООО «Управляющая компания «Горожане» оставила рассмотрение иска на усмотрение суда. В судебное заседание не явился представитель 3-го лица ООО «Барнаульская сетевая компания», о времени и месте судебного заседания извещены, предоставив письменный отзыв в котором указали, что исковые требования считают необоснованными и незаконными. Абонентом по адресу <адрес> является не истец, а Васильева В.И.. Техническая документация на установку электроплит в доме, где проживает истец, отсутствует. Осмотр и приемка электрических плит по вышеуказанному адресу не осуществлялась из-за отсутствия обращения по данному вопросу. При проведении контрольных проверок 21.01.2009 года и 26.02.2011 года потребителей в квартире не оказалось, в связи с чем токоприемники и прибор учета в указанной квартире не осматривались. В судебном заседании истец Васильев В.А. обратился с устным ходатайством об уточнении окончательной формулировки исковых требований. Истец Васильев В.А. просит обязать ответчика ОАО «Барнаульская горэлетросеть» произвести перерасчет начисленной суммы за потребленную электрическую энергию с применением понижающего коэффициента 0,7 за период с 01.2009 года по 12.2010 года. Определением судебного заседания от 12.05.2011 года, в соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, уточненное исковое требование истца Васильева В.А. принято судом к совместному рассмотрению с первоначальным исковым заявлением. Суд, выслушав стороны, эксперта Т.., полностью подтвердившую своё заключение, изучив протоколы предыдущих судебных заседаний, где были допрошены свидетели П.., С.., письменные отзывы по иску 3-х лиц ООО «Барнаульская сетевая компания», ООО «Управляющая компания «Горожане», исследовав представленные доказательства, материалы гражданского дела, считает, что требования истца Васильева подлежит удовлетворению по следующим основаниям: В судебном заседании установлено, что собственником квартиры, расположенной по адресу <адрес> является Васильева В.И. Истец Васильев В.А. зарегистрирован и проживает по адресу <адрес> с 28.07.1992 года. Статьей 31 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Исходя из этого, суд считает, что Васильев В.А., как член семьи собственника жилого помещения Васильевой В.И., имеет права как и собственник жилого помещения на обращение в суд с исковыми требованиями, вытекающими из отношений по пользованию жилым помещением. Истцом Васильевым В.А. заявлено уточненное исковое требование к ответчику ОАО «Барнаульская горэлектросеть» о возложении обязанности произвести перерасчет начисленной суммы за потребленную электрическую энергию с применением понижающего коэффициента 0,7 за период с 01.2009 года по 12.2010 года. Данный факт не оспаривается ответчиком, который считает, что расчет правильный. Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского Кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 07.07.2003 года N 125-ФЗ), статьей 5 которого предусмотрено, что Правительство Российской Федерации устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, в том числе порядок определения цены на электрическую энергию, продаваемую на оптовом рынке электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам, с учетом региональных особенностей формирования тарифов на оптовом рынке. Правительство Российской Федерации приняло во исполнение возложенного на него законом полномочия Постановление от 7 декабря 1998 года N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением", которым непосредственно осуществило правовое регулирование в сфере отношений, связанных с установлением тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации. Абзацем 1 пункта 2 настоящего Постановления предусмотрено применение понижающего коэффициента 0,7 для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками. Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" определяет экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность). Согласно статье 5 настоящего Федерального закона в области государственного регулирования тарифов Правительство Российской Федерации устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации. В соответствии со статьей 2 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ своим ОПРЕДЕЛЕНИЕМ от 21 октября 2008 года N 649-О-О «ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ИВАНОВА СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 2 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 ДЕКАБРЯ 1998 ГОДА N 1444 "ОБ ОСНОВАХ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ПОТРЕБЛЯЕМОЙ НАСЕЛЕНИЕМ" установил, что во исполнение Конституции Российской Федерации и в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации. Таким образом, издавая Постановление от 7 декабря 1998 года N 1444, Правительство Российской Федерации действовало в пределах своих полномочий. Как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления различных правовых условий для разных категорий, если такая дифференциация не является произвольной и основывается на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов права. Положение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1998 года N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением", предусматривающее применение понижающего коэффициента 0,7 к тарифам на электрическую энергию на основании такого критерия, как наличие у абонента стационарной электроплиты или электроотопительной установки, не является произвольным и направлено на снижение размера тарифов на электрическую энергию, а потому не нарушает ни статью 19 Конституции Российской Федерации, закрепляющую принцип равенства, ни другие ее статьи, на которые ссылается заявитель в обоснование своей позиции. Постановлением Правительства РФ N 1231 от 26.09.1997 года установлено, что региональным энергетическим комиссиям при установлении тарифов на электроэнергию для населения также предписано обязательное применение понижающего коэффициента 0,7. В силу ст. 115 Конституции РФ постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. Ни данными нормативными актами, ни какими-либо другими законами не установлены ограничения или возложении обязанности на установку стационарных электрических плит с обязательными определенными техническими условиями. Суд отвергает доводы ответчика о том, что электроплита в данной квартире установлена с нарушениями и поэтому нельзя применить понижающий коэффициент. Эта же плита не мешает ответчику брать плату за электричество без понижающего коэффициента на данный момент. Как установлено в судебном заседании квартира Васильевых по адресу <адрес> оборудована стационарной электроплитой. В исполнение определения гражданской коллегии Алтайского краевого суда г. Барнаула от 29.06.2011 года судом были затребованы необходимые документы на установку электроплит у ответчика и третьих лиц. Данные стороны ответили, что не располагают такой документацией и судом была назначена и проведена судебная строительная экспертиза, из заключения которой следует, что с 12.11.1998 года данная квартира оборудована стационарной электроплитой, и её замена или перепланировка с данного времени не производилась. Наличие электрической плиты улучшает условия проживания жильцов данной квартиры. Другого источника для приготовления пищи (газовое или др.) в данной квартире нет, и с 1998 года не было. Из показаний истца, не опровергнутых другими доказательствами по делу, данная электроплита была установлена в 1983 году. Суд не принимает довод ответчика, что разделом № 4 РД 34.26.103 Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Министерством топлива и энергетики Российской Федерации от 24.11.1992 года, зарегистрированной в Министерстве юстиции Российской Федерации 26.01.1993 года № 127, пунктом № 7 и № 14 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 года № 168, от 14.02.2009 года № 118, от 21.04.2009 года № 334) установлена процедура технологического присоединения для юридических и физических лиц, которые имеют намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение объема присоединенной мощности, в том числе на установку стационарных электроплит для пищеприготовления. Вышеуказанной Инструкцией и вышеуказанными Правилами для разрешения данных вопросов для физических лиц установлен обязательный заявительный характер, обязательное предоставление предусмотренных сведений и обязательное выполнение сетевой организацией действий, определенных вышеуказанной Инструкцией и вышеуказанными Правилами. Только выполнение установленной процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств указывает на то, что энергопринимающее устройство установлено в установленном порядке. Применение установленных тарифов по оплате потребленной электроэнергии, установленных понижающих коэффициентов по ее оплате, возможно лишь при условии, что стационарные электроплиты и электроотопительные установки оборудованы и установлены в определенном порядке. Данный вывод основан на неправильном толковании действующего законодательства и его расширительном применении по данным правоотношениям. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ своим ПОСТАНОВЛЕНИЕМ от 27 декабря 2004 года N 861 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ НЕДИСКРИМИНАЦИОННОГО ДОСТУПА К УСЛУГАМ ПО ПЕРЕДАЧЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И ОКАЗАНИЯ ЭТИХ УСЛУГ, ПРАВИЛ НЕДИСКРИМИНАЦИОННОГО ДОСТУПА К УСЛУГАМ ПО ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ И ОКАЗАНИЯ ЭТИХ УСЛУГ, ПРАВИЛ НЕДИСКРИМИНАЦИОННОГО ДОСТУПА К УСЛУГАМ АДМИНИСТРАТОРА ТОРГОВОЙ СИСТЕМЫ ОПТОВОГО РЫНКА И ОКАЗАНИЯ ЭТИХ УСЛУГ И ПРАВИЛ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ ЭНЕРГОПРИНИМАЮЩИХ УСТРОЙСТВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ОБЪЕКТОВ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, А ТАКЖЕ ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ СЕТЕВЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ И ИНЫМ ЛИЦАМ, К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ» (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 года N 530, от 21.03.2007 года N 168, от 26.07.2007 года N 484, от 14.02.2009 года N 114, от 14.02.2009 года N 118, от 21.04.2009 года N 334, от 15.06.2009 года N 492, от 02.10.2009 года N 785, от 03.03.2010 года N 117, от 15.05.2010 года N 341, от 09.06.2010 года N 416, от 24.09.2010 года N 759, от 01.03.2011 года N 129, от 29.12.2011 года N 1178), утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 168) «ПРАВИЛА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ ЭНЕРГОПРИНИМАЮЩИХ УСТРОЙСТВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ОБЪЕКТОВ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, А ТАКЖЕ ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ СЕТЕВЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ И ИНЫМ ЛИЦАМ, К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ» (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 года N 168, от 14.02.2009 года N 118, от 21.04.2009 года N 334, от 24.09.2010 года N 759, от 01.03.2011 года N 129, от 29.12.2011 года N 1178), которые не привязывают применение понижающего коэффициента к установке электроплиты. Кроме того, данные правовые акты были приняты после её установки и не могут применяться к данным правоотношениям. В судебном заседании установлено, что истец Васильев В.А. 29.10.2010 года и 06.12.2010 года обращался с письменными заявлениями к ответчику ОАО «Барнаульская горэлектросеть» по спорному вопросу. 27.12.2010 года за исходящим № Э-2600 ответчик ОАО «Барнаульская горэлектросеть» направил истцу Васильеву В.А. письменное сообщение, в котором указали, что Васильевым В.А. не представлено документов, подтверждающих оборудование дома в установленном порядке стационарными плитами; разъяснили порядок подключения электроплиты, разъяснили, что отсутствуют правовые основания для применения понижающего коэффициента. Руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Обязать Открытое Акционерное Общество «Барнаульская горэлектросеть» произвести перерасчет платы за электроэнергию в жилом помещении по адресу <адрес>, занимаемое Васильевым В.А. и Васильевой В.И. с января 2009 года включительно с применением понижающего коэффициента 0,7 при ценообразовании в отношении электрической энергии. Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда, через Октябрьский районный суд г. Барнаула. Мотивированное решение составлено – 17.04.2012 года. СУДЬЯ: