Дело № 2-2672/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Барнаул «27» сентября 2012 года Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Соболевой С.Л., при секретаре Елисовой В.С., с участием прокурора Кисельмана Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Барнаула Алтайского края в интересах Васьковой О.П. к Управлению социальной защиты населения по Октябрьскому району г.Барнаула, МУП «Управляющая компания ПЖЭТ №2 Октябрьского района г.Барнаула» о возложении обязанности произвести перерасчет и выплату недополученных сумм компенсации расходов по оплате отопления, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района г. Барнаула Алтайского края обратился в суд в интересах Васьковой О.П. с иском, в котором с учетом уточнения требований просит возложить на МУП «Управляющая компания ПЖЭТ №2 Октябрьского района г.Барнаула» обязанность произвести Васьковой О.П. перерасчет сумм денежного эквивалента компенсации 50% расходов на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения в размере <данные изъяты> кв.м. за период с 01 апреля 2008 по 30 июня 2012 года; возложить на Управление социальной защиты населения по Октябрьскому району г.Барнаула обязанность произвести Васьковой О.П. выплату недополученных сумм компенсации в размере 50% расходов на оплату отопления исходя общей площади жилого помещения в размере <данные изъяты>.м. за период с 01 апреля 2008 по 30 июня 2012 года. В обоснование заявленных требований указано, что истец является ветераном труда и обеспечивается мерами социальной поддержки, в том числе является получателем компенсации расходов на оплату отопления. Так, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» (в ред. Закона Алтайского края от 08 мая 2008 года № 37-ЗС) ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг); ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. Исходя из смысла данной нормы, компенсация оплаты коммунальных услуг, предоставляемых ветеранам труда в соответствии с Законом, производится в пределах нормативов потребления указанных услуг. Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307. С 01 апреля 2008 года, согласно п.3 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Аналогичная норма предусмотрена ст. 4 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае». Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края (п. 7 ст. 4 Закона от 27 декабря 2007 года № 156-ЗС). Пунктом 8 указанной статьи предусмотрено, что денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с п. 9 ст. 3 Закона от 27 декабря 2007 года № 156-ЗС выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом ежемесячно. Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утв. постановлением администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года № 126, нормы, предусмотренные статьей 4 Закона от 27 декабря 2007 года № 156-ЗС, продублированы. Пунктом 37 названных Правил установлено, что ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Проведенной проверкой установлено, что МУП «Управляющая компания ПЖЭТ №2 Октябрьского района г.Барнаула» производится расчет денежного эквивалента компенсации 50% расходов на оплату отопления, а выплата соответствующей компенсации осуществляется Управлением социальной защиты населения по Октябрьскому району г.Барнаула. При этом, как установлено, расчет денежного эквивалента компенсации производится не из общей площади жилого помещения в размере <данные изъяты> кв.м., а исходя из социальной нормы площади жилья в размере 33,00кв.м., соответственно, Управлением социальной защиты населения по Октябрьскому району г.Барнаула производится выплата компенсации также исходя из социальной нормы площади жилья, что является незаконным. Таким образом, в результате действий ответчиков нарушаются социальные права материального истца на получение компенсации 50% расходов на оплату отопления в размере, предусмотренном законом, в связи с чем просит восстановить нарушенное право истца в судебном порядке. Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме. Васькова О.П. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Представитель Управления социальной защиты населения по Октябрьскому району г.Барнаула в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в материалах дела имеется письменный отзыв на иск, в котором указано на то, что Управление социальной защиты населения по Октябрьскому району г.Барнаула является ненадлежащим ответчиком, поскольку его действия по выплате компенсации производны от сведений, предоставляемых организациями-поставщиками услуг. Представитель МУП «Управляющая компания ПЖЭТ №2 Октябрьского района г.Барнаула» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представитель третьего лица – Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне – в судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного разбирательства, извещен надлежащим образом. Представил в суд письменное заявление о рассмотрении спора в его отсутствие, а также письменные возражения на исковое заявление, в которых ссылался на то, что Управление социальной защиты населения по Октябрьскому району г.Барнаула является ненадлежащим ответчиком по делу, так как не производит расчет денежного эквивалента предоставляемой истцу меры социальной поддержки. Представитель третьего лица - комитета по финансовой, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в представленном отзыве указывается на необходимость исключения комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края из числа участвующих в деле лиц. Представитель ООО «Вычислительный центр ЖКХ» в судебное заседание также не явился, извещен надлежащим образом. Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Как следует из материалов дела, Васькова О.П. является ветераном труда и проживает по адресу: <адрес> (л.д. 9-11). Согласно ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» (в ред. Закона Алтайского края от 08 мая 2008 года № 37-ЗС) ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг); ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. В силу ст. 5 данного закона расходы по обеспечению мер социальной поддержки тружеников тыла и ветеранов труда являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер. Средства на реализацию настоящего Закона предусматриваются в законе Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Финансирование расходов на ежемесячные денежные выплаты, производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Положениями пунктов 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года №126 (далее - Правила), статьи 6 Закона Алтайского края от 27 декабря 1007 №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» предусмотрено, что финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения по месту жительства согласно представленным заявкам. В частях 3 и 5 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» закреплено, что учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства. Порядок предоставления мер социальной поддержки труженикам тыла и ветеранам труда определяется Администрацией Алтайского края. В п. 19 Постановления Администрации Алтайского края от 01 августа 2006 года №327 «Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов» предусмотрено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с законом Алтайского края от 27 декабря 2007 года №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Порядок определения размера названных компенсаций и их выплаты установлен постановлением Администрации края от 01 апреля 2008 года №126 «Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае». В соответствии с пунктом 3 названных Правил компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения и выплачивается этим же органом. Согласно пунктам 14, 15, 16, 37 Правил размер компенсации определяется уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. 24 июля 2012 года вступил в законную силу Закон Алтайского края № 58-ЗС от 10 июля 2012 года «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края», которым внесены изменения, в том числе, в Закон Алтайского края т 03 декабря 2004 года № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов». С учетом данных изменений компенсация 50% расходов на оплату отопления предоставляется в пределах установленных нормативов потребления услуги и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки. Краевые стандарты нормативной площади жилого помещения в свою очередь установлены постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 04 июня 2012 года № 239. Исходя из системного толкования приведенных норм, следует, что до 24 июля 2012 года законодательство, регулирующее спорные правоотношения сторон, не предусматривало возможность использования при расчете денежного эквивалента мер социальной поддержки и при определении размера компенсации социальной или иной нормы жилой площади кроме общей жилой площади. Таким образом, действия организации-поставщика услуг по расчету Васьковой О.П. денежного эквивалента компенсации 50% расходов на оплату отопления и действия Управления социальной защиты населения по Октябрьскому району г.Барнаула по выплате Васьковой О.П. компенсации 50% расходов на оплату отопления исходя из социальной нормы площади жилья до 24 июля 2012 года являются незаконными. Доводы о том, что Управление социальной защиты населения по Октябрьскому району г.Барнаула является ненадлежащим ответчиком, основаны на ошибочном толковании норм материального права. Взаимодействие между органом социальной защиты населения и организацией – поставщиком услуг осуществляется следующим образом: орган соцзащиты ежемесячно на основании реестра формирует для каждой организации – поставщика услуг списки льготополучателей, которые в срок до 5 числа направляет в их адрес, а организации – поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в орган социальной защиты населения по установленной форме сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в списке (пункты 28, 29 Правил). На основе данного расчета органы социальной защиты населения определяют общий размер компенсации и осуществляют ее выплату непосредственно льготополучателю. В материалах дела имеется Информация Управления социальной защиты населения по Октябрьскому району города Барнаула о данных, занесенных в программный комплекс «Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», в которой имеется строка о размере льготной площади по жилью – 33,00 кв.м. и по отоплению – 33,00 кв.м. (л.д. 13). При таких обстоятельствах, исходя из заявленных требований о перерасчете компенсации, выплата которой осуществляется органом социальной защиты, суд приходит к выводу о том, что Управление социальной защиты населения по Октябрьскому району г.Барнаула является надлежащим ответчиком по делу, поскольку является конечным и ответственным органом за правильность произведенного расчета компенсации мер социальной поддержки истцу. Данный вывод также подтверждается и положениями п.п. 37-38 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года №126, согласно которым ответственность за достоверность представляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения. При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению путем возложения на МУП «Управляющая компания ПЖЭТ №2 Октябрьского района г.Барнаула» обязанности произвести Васьковой О.П. перерасчет сумм денежного эквивалента компенсации 50% расходов на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения в размере <данные изъяты> кв.м. за период с 01 апреля 2008 года по 30 июня 2012 года, а на Управление социальной защиты населения по Октябрьскому району г.Барнаула - обязанности произвести выплату Васьковой О.П. недополученных сумм компенсации 50% расходов на оплату отопления исходя общей площади жилого помещения в размере <данные изъяты> кв.м. за период с 01 апреля 2008 года по 30 июня 2012 года. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Барнаула Алтайского края в интересах Васьковой О.П. к Управлению социальной защиты населения по Октябрьскому району г.Барнаула, МУП «Управляющая компания ПЖЭТ №2 Октябрьского района г.Барнаула» о возложении обязанности произвести перерасчет и выплату недополученных сумм компенсации расходов по оплате отопления удовлетворить. Возложить на МУП «Управляющая компания ПЖЭТ №2 Октябрьского района г.Барнаула» обязанность произвести Васьковой О.П. перерасчет сумм денежного эквивалента компенсации 50% расходов на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения в размере <данные изъяты> кв.м. за период с 01 апреля 2008 года по 30 июня 2012 года в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги. Возложить на Управление социальной защиты населения по Октябрьскому району г.Барнаула обязанность произвести Васьковой О.П. выплату недополученных сумм компенсации 50% расходов на оплату отопления исходя общей площади жилого помещения в размере <данные изъяты>.м. за период с 01 апреля 2008 года по 30 июня 2012 года в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий С.Л. Соболева