2-2576/2012



Дело №2-2576/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 сентября 2012 г. г.Барнаул

Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе

председательствующего судьи Севостьяновой И.Б.

при секретаре Бобылевой А.С.,

с участием помощника прокурора Фарафоновой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах Варламовой Н.А. к Управлению социальной защиты населения по Октябрьскому району г. Барнаула, МУП «<адрес> <адрес>» о возложении обязанности произвести перерасчет денежного эквивалента и выплату компенсации 50% расходов на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения,

установил:

Прокурор Октябрьского района г. Барнаула обратился в суд в интересах Варламовой Н.А. с иском к Управлению социальной защиты населения по Октябрьскому району г. Барнаула, МУП «<адрес>» о возложении обязанности производить расчет денежного эквивалента и выплату компенсации 50% расходов на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения.

В обоснование иска указал, что истец является ветераном труда и обеспечивается мерами социальной поддержки, в том числе является получателем компенсации расходов на оплату отопления.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 3 закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (принят Постановлением АКСНД от ДД.ММ.ГГГГ N 463) ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 4) компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).

Исходя из смысла названной нормы компенсация расходов на оплату коммунальных услуг, предоставляемая ветеранам, производится в пределах нормативов потребления указанных услуг.

Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ :

P=S х N х Т, где Р - размер оплаты за отопление (руб.);

S - общая площадь отапливаемого помещения;

N - норматив потребления тепловой энергии на отопление;

Т -тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. С ДД.ММ.ГГГГ, согласно п.З Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ , компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Аналогичная норма предусмотрена ст. 4 Закона



Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае». Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами АК. Пунктом 8 указанной статьи предусмотрен, что денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с п.9 ст.4 вышеуказанного закона, выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом ежемесячно. Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденными постановлением администрации АК от ДД.ММ.ГГГГ , нормы, предусмотренные ст. 4 Закона АК от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС, продублированы. Пунктом 37 названных Правил, установлено, что ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации -поставщики услуг. Проведенной проверкой установлено, что жилой дом, в котором проживает истец, находится на обслуживании ООО « <адрес> <адрес>», которым производится расчет денежного эквивалента компенсации 50% расходов на оплату отопления. Выплата указанной компенсации производится Управлением социальной защиты населения по Октябрьскому району г. Барнаула. При этом, как установлено, расчет денежного эквивалента компенсации производится ООО « <адрес> <адрес>» не из общей площади жилого помещения,, которая составляет 40,9 кв.м, а из социальной нормы площади жилья - 33,00 кв.м., что является незаконным. Соответственно, Управлением социальной защиты населения по Октябрьскому району г.Барнаула производится выплата сумм компенсации исходя из социальной нормы площади жилья, что также является незаконным. В результате действий ответчиков нарушаются социальные права реабилитированного лица на получение компенсации 50% расходов на оплату отопления в размере, предусмотренном законом. Просит обязать МУП «<адрес>» рассчитывать истцу денежный эквивалент компенсации 50% расходов на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения - 40,95 кв.м, обязать Управление социальной защиты населения по Октябрьскому району г. Барнаула производить истцу выплату компенсации 50% расходов на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения - 40, 9 кв.м.

В ходе рассмотрения дела прокурор неоднократно уточнял исковые требования, в
окончательной редакции искового заявления просил: обязать МУП «<адрес> <адрес>» произвести Варламовой Н.А. перерасчет сумм денежного эквивалента компенсации 50 % расходов на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения - 40, 9 кв м за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать Управление социальной защиты населения по Октябрьскому району г.Барнаула произвести Варламовой Н:А. выплату недополученных сумм компенсации 50 % расходов на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения - 40,9 кв. м за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Истец Варламова Н.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.


Помощник прокурора Октябрьского района г.Барнаула Фарафонова Т.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, ссылаясь на обстоятельства указанные в иске.

Представитель ответчика МУП «<адрес>» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежаще.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Октябрьскому району г. Барнаула в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежаще, в письменном отзыве иск не признала и указала, что Управление не является надлежащим ответчиком по делу, так как самостоятельного расчета денежных эквивалентов орган социальной защиты населения не производит, а лишь выплачивает льготополучателю компенсацию в том размере, в котором ее рассчитали организации - поставщики услуг, кроме того, просила обратить внимание на то, что на 8 сессии Алтайского краевого законодательного собрания уточнен порядок предоставления компенсаций по отоплению: компенсация 50 % предоставляется в пределах установленных нормативов потребления услуги и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки, краевые стандарты нормативной площади жилого помещения установлены постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от ДД.ММ.ГГГГ и составляют на одиноко проживающего гражданина 33, 0 кв.м общей площади, фактически организацией-поставщиком услуг расчет компенсации по оплате отопления производится на 33,0 кв.м, в связи с чем права истицы не нарушены.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора ООО «ВЦ ЖКХ» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен его времени и месте.

Суд, с учетом мнения процессуального истца, представителей ответчиков, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно удостоверению серии А от ДД.ММ.ГГГГ Варламова Н.А. является ветераном труда.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит квартира по <адрес> в г. на праве собственности истцу Варламовой Н.А. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ В квартире проживает только истица, что следует из счета-извещения за январь <адрес> и информации, предоставленной Управлением социальной защиты населения Октябрьского района г. Барнаула.

<адрес> по адресу <адрес> находится в управлении МУП «<адрес>», что подтверждается информацией Главного специалиста отдела субсидий ЖКУ о данных занесенных в программный комплекс «Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», счетом -извещением за январь ДД.ММ.ГГГГ

Исходя из представленной Управлением социальной защиты населения по Октябрьскому району г. Барнаула информации и лицевого счета получателя компенсации расходов на оплату ЖКУ, льготная площадь по отоплению истцу определена в размере 33,00 кв. м., исходя из чего произведен расчет денежной компенсации.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 3 закона Алтайского края -ЗС от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (принят Постановлением АКСНД от ДД.ММ.ГГГГ N 463):

ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляется в том числе следующая мера социальной поддержки: компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение,


водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.

Статьей 4 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», который применяется, в том числе, и в отношении лиц, имеющих право получать меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», предусмотрено, что компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган).

Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации.

Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона.

Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации-поставщики услуг).

Выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи.

Положениями пунктов 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила), статьей 6 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» предусмотрено, что финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения по месту жительства согласно представленным заявкам.

В соответствии с пунктом 3 названных выше Правил и частями 1, 9 статьи 4 приведенного Закона Алтайского края -ЗС компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения и выплачивается этим же органом.

Согласно пунктам 14, 15, 16, 37 Правил, частям 7-8 статьи 4 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС размер компенсации определяется уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного


льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.

В соответствии с п. 11,12 Правил решение о назначении компенсации принимается руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя. Орган социальной защиты населения формирует на каждого льготополучателя личное дело, в которое брошюруются необходимые документы, а также решение руководителя органа социальной защиты населения о назначении компенсации.

Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льгот получателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, (п. 14 Правил).

В силу п. 15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации -поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии, (п.27 Правил).

В силу п.28 Правил орган социальной защиты населения ежемесячно на основании реестра формирует для каждой организации - поставщика услуг списки льготополучателей, которые в срок до 5 числа направляет в их адрес. Передача списков в электронном виде осуществляется по акту приема-передачи, составленному по установленной форме на бумажном носителе.

Согласно п.29 Правил организации - поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в орган социальной защиты населения по установленной форме сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном органом социальной защиты населения списке. Передача сведений о денежных эквивалентах в электронном виде осуществляется по акту приема-передачи, составленному по установленной форме на бумажном

Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа. (31 Правил.) Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения, (п.п.37,38 Правил).

В связи с изложенным судом не принимаются во внимание доводы представителя ответчика Управления социальной защиты населения по Октябрьскому району города Барнаула о том, что он является ненадлежащим ответчиком, поскольку в компетенцию Управления входит учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки и выплата вышеуказанной компенсации, предоставление отчетов и заявок на выплату компенсаций, а Управляющая компания, как поставщик коммунальных услуг, несет ответственность за правильность расчета денежного эквивалента меры социальной поддержки! При этом не имеет правого значения то обстоятельство, что фактически такой расчет по договору с Управляющей компанией производит ООО «Вычислительный центр ЖКХ», который организацией поставщиком коммунальных услуг не является и ответственности за правильность расчета перед льготополучателем не несет. Наличие гражданско-правовых договорных отношений между Управляющей компанией и Вычислительным центром ЖКХ по осуществлению начисления оплаты жилищно-коммунальных услуг и расчету денежного эквивалента меры социальной поддержки реабилитированному лицу не освобождает Управляющую компанию от ответственности за правильность таких начислений и расчета, произведенных


Вычислительным центром. Указанные расчеты ВЦ ЖКХ ежемесячно предоставляет Управляющей компании в виде счетов -извещений с указанием начислений и расчетом льгот, в том числе по квартире истца Варламовой Н.А., что не оспаривалось представителем ответчика. Управляющая компания, таким образом, не лишена возможности контролировать правильность таких расчетов, произведенных Вычислительным центром.

В материалах дела имеется Информация Управления социальной защиты населения по Октябрьскому району города Барнаула о данных, занесенных в программный комплекс «Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», в которой имеется строка о размере льготной площади по жилью по отоплению - 33,00 кв.м. Начало выплаты компенсации указана дата ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ вступил в законную силу Закон Алтайского края -ЗС от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края», которым внесены изменения, в том числе в Закон Алтайского края Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов". С учетом изменений компенсация 50 % расходов на оплату отопления предоставляется в пределах установленных нормативов потребления услуги и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки. Краевые стандарты нормативной площади жилого помещения в свою очередь установлены постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от ДД.ММ.ГГГГ .

Исходя из системного толкования приведенных норм, до ДД.ММ.ГГГГ законодательство, регулирующее спорные правоотношения сторон, не предусматривало возможность использования при расчете денежного эквивалента мер социальной поддержки, а также при определении размера компенсации социальной или иной нормы жилой площади кроме общей жилой площади.

Таким образом, действия МУП «<адрес>» по расчету истцу денежного эквивалента компенсации 50 % расходов на оплату отопления и действия Управления социальной защиты населения по Октябрьскому району г.Барнаула по выплате истцу компенсации 50 % расходов на оплату отопления исходя из социальной нормы площади жилья в период с ДД.ММ.ГГГГ (дата возникновения права собственности истицы на жилое помещение, относительно которого начисляется компенсация по услугам отопления) по ДД.ММ.ГГГГ (в пределах исковых требований) являются незаконными.

Норматив потребления коммунальной услуги - месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме при отсутствии приборов учета, (п.2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ). Согласно Приложению к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Управлением социальной защиты населения по Октябрьскому району г.Барнаула необоснованно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для организации-поставщика, производящей исчисление денежного эквивалента мер социальной поддержки, указывалась площадь жилого помещения истца Варламовой Н.А. для расчета льгот по отоплению, отличающаяся от полной общей площади жилого помещения.

Поскольку расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком услуг, в данном случае МУП «<адрес>», то на данного ответчика суд полагает необходимым



возложить обязанность произвести перерасчет сумм денежного эквивалента компенсации 50 % расходов на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения - 40, 9 кв.м за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Также при таких обстоятельствах имеются основания для возложения на Управление социальной защиты населения по Октябрьскому району города Барнаула соответственно произвести выплату Варламовой Н.А. недополученную сумму указанной компенсации исходя также из общей площади квартиры - 40, 9 кв.м за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцом и прокурором не представлено доказательств того, в отношении какого жилого помещения, какой площади производилось начисление и выплата компенсации истице, нарушение прав истицы ответчиками за указанный период судом не установлено, в связи с чем в части требований о производстве перерасчета и выплаты недополученных сумм удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах Варламовой Н.В. удовлетворить частично.

Обязать МУП «<адрес>» произвести перерасчет Варламовой Н.А. сумм денежного эквивалента компенсации 50% расходов на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения 40,9 кв.м за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пределах норматива потребления указанных услуг.

Обязать Управление социальной защиты населения по Октябрьскому району г. Барнаула произвести выплату недополученной суммы компенсации 50% расходов по оплате за отопление Варламовой Н.А. денежный эквивалент компенсации 50% расходов на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения 40,9 кв.м за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пределах норматива потребления указанных услуг.

В остальной части иска отказать.

Судья: И.Б.Севостьянова


Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Октябрьский районный суд г.Барнаула в течение месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме.