2-2187/2012



Дело № 2-2187/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 сентября 2012 г. г. Барнаул

Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе

председательствующего судьи Севостьяновой И.Б.

при секретаре Бобылевой А.С.,

с участием помощника прокурора Киссельмана Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах Сорокин Д.И. к Управлению социальной защиты населения по Октябрьскому району г. Барнаула, ТСЖ «<адрес>» о возложении обязанности производить расчет денежного эквивалента и выплату компенсации 50% расходов на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г. Барнаула обратился в суд в интересах Сорокина Д.И. с иском к Управлению социальной защиты населения по Октябрьскому району г. Барнаула, ТСЖ «<адрес>» МУП о возложении обязанности производить расчет денежного эквивалента и выплату компенсации 50% расходов на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения.

В обоснование иска указал, что истец является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки, в том числе является получателем компенсации расходов на оплату отопления. Согласно п.5 ч.1 ст.2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты тепловой энергии в размере 50% в пределах установленных нормативов потребления. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированным лицами членов их семей. Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ :

Р=S х N х T, где P – размер оплаты за отопление (руб.);

S – общая площадь отапливаемого помещения;

N – норматив потребления тепловой энергии на отопление;

T -тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. С ДД.ММ.ГГГГ, согласно п.3 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ , компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Аналогичная норма предусмотрена ст. 4 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае». Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами АК. Пунктом 8 указанной статьи предусмотрен, что денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с п.9 ст.4 вышеуказанного закона, выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом ежемесячно. Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденными постановлением администрации АК от ДД.ММ.ГГГГ , нормы, предусмотренные ст. 4 Закона АК от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС, продублированы. Пунктом 37 названных Правил, установлено, что ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации –поставщики услуг. Проведенной проверкой установлено, что жилой дом, в котором проживает истец, находится на обслуживании ТСЖ «<адрес>», которым производится расчет денежного эквивалента компенсации 50% расходов на оплату отопления. Выплата указанной компенсации производится Управлением социальной защиты населения по Октябрьскому району г. Барнаула. При этом, как установлено, расчет денежного эквивалента компенсации производится ТСЖ «<адрес>» не из общей площади жилого помещения, которая составляет 59,1 кв.м., а из социальной нормы площади жилья –54,0 кв.м., что является незаконным. Соответственно, Управлением социальной защиты населения по Октябрьскому району г. Барнаула производится выплата сумм компенсации исходя из социальной нормы площади жилья, что также является незаконным. В результате действий ответчиков нарушаются социальные права реабилитированного лица на получение компенсации 50% расходов на оплату отопления в размере, предусмотренном законом. Просит обязать рассчитывать ТСЖ «<адрес>» истцу денежный эквивалент компенсации 50% расходов на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения – 59,1 кв.м., обязать Управление социальной защиты населения по Октябрьскому району г. Барнаула производить истцу выплату компенсации 50% расходов на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения – 59,1 кв.м.

В ходе рассмотрения дела прокурор неоднократно уточнял исковые требования, в окончательной редакции искового заявления просил: обязать ТСЖ «<адрес>» произвести Сорокину Д.И. перерасчет сумм денежного эквивалента компенсации 50 % расходов на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения – 59,1 кв. м за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать Управление социальной защиты населения по Октябрьскому району г. Барнаула произвести Костиной В.Н. выплату недополученных сумм компенсации 50 % расходов на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения – 59,1 кв. м за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Истец Сорокин Д.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещена.

Помощник прокурора Октябрьского района г.Барнаула Кисельман Д.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, ссылаясь на обстоятельства указанные в иске.

Представитель ответчика ТСЖ «<адрес>» в судебное заседание не явился, извещен о его времени и месте надлежащим образом.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Октябрьскому району г. Барнаула в судебное заседание не явился, извещен о его времени и месте надлежащим образом в письменном отзыве иск не признала, указала, что Управление не является надлежащим ответчиком по делу, так как самостоятельного расчета денежных эквивалентов орган социальной защиты населения не производит, а лишь выплачивает льготополучателю компенсацию в том размере, в котором ее рассчитали организации - поставщики услуг. На 8 сессии Алтайского краевого законодательного собрания уточнен порядок предоставления компенсации по отоплению, компенсация 50 % расходов на оплату отопления предоставляется в пределах установленных нормативов потребления услуги и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки. Краевые стандарты нормативной площади жилого помещения установлены Постановлением Алтайского краевого законодательного собрания от ДД.ММ.ГГГГ норматив площади по отоплению установлен в размере 18 кв.м общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, истцу компенсация начисляется на 54, 0 кв.м общей площади ( 18 кв.м х 3) с учетом трех лиц, на которых распространяется меры социальной поддержки включая истца, права которого не нарушены.

Представители привлеченного к участию в деле в качестве третьих лиц: Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствия ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) и ООО «ВЦ ЖКХ» в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены. Представитель Главсоцзащиты представил возражения на иск, согласно которым действия органов социальной защиты населения по выплате гражданам рассматриваемой компенсации производны от сведений, предоставляемых организациями- поставщиками услуг, кроме того ДД.ММ.ГГГГ принят закон Алтайского края о внесении изменений в отдельные законы Алтайского края, в том числе в Закон Алтайского края -ЗС « О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», уточняющие порядок расчета компенсации расходов на оплату отопления, которая должна рассчитываться в пределах нормативов потребления услуги и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки. Краевые стандарты нормативной площади жилого помещения установлены Постановлением Алтайского краевого законодательного собрания от ДД.ММ.ГГГГ, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Главного управления.

Суд, с учетом мнения процессуального истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельству серии Р от ДД.ММ.ГГГГ истец является реабилитированным лицом с правом на льготы, установленные законодательством о реабилитации жертв политических репрессий.

Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ истец проживает и зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ Кроме истца зарегистрированы и проживают в указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, ( дочь) и с ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 ( внучка).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности указанная квартира имеет общую площадь 59,1 кв.м, принадлежала на праве общей долевой собственности истцу, ФИО6, ФИО7, ФИО8 по 1/ 4 доли. ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ее доля перешла по наследству Сорокину Д.И., ФИО9, ФИО6 по 1/3 доли.

<адрес> по адресу <адрес> в <адрес> находится в управлении ТСЖ «<адрес>», что подтверждается информацией Главного специалиста отдела субсидий ЖКУ о данных занесенных в программный комплекс «Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».счета – извещения за декабрь ДД.ММ.ГГГГ

Исходя из представленной Управлением социальной защиты населения по Октябрьскому району г. Барнаула информации и лицевого счета получателя компенсации расходов на оплату ЖКУ, льготная площадь по отоплению истцу определена в размере 54,0 кв.м с учетом проживающих 3 чел., и распространением льготы на 3 лиц, исходя из чего произведен расчет денежной компенсации.

В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ) реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50% расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бутовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.

Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ N 58-ЗС, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ в п.4 ст. 2 названного закона внесены изменения, пункт изложен в редакции: компенсация 50 процентов расходов на оплату жилого помещения в пределах установленных краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки.

В силу частей 1, 3 статьи 4 названного закона расходы по обеспечению мер социальной поддержки жертв политических репрессий являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер. Финансирование расходов на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения.

Положениями пунктов 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила), статьи 6 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» предусмотрено, что финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения по месту жительства согласно представленным заявкам.

Частью 3 статьи 5 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства.

В соответствии с пунктом 3 названных выше Правил и частями 1, 9 статьи 4 приведенного Закона Алтайского края -ЗС компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения и выплачивается этим же органом.

Согласно пунктам 14, 15, 16, 37 Правил, частям 7-8 статьи 4 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС размер компенсации определяется уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.

В соответствии с п.11,12 Правил решение о назначении компенсации принимается руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя. Орган социальной защиты населения формирует на каждого льготополучателя личное дело, в которое брошюруются необходимые документы, а также решение руководителя органа социальной защиты населения о назначении компенсации.

Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льгот получателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг. (п.14 Правил).

В силу п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии. (п.27 Правил).

В силу п.28 Правил орган социальной защиты населения ежемесячно на основании реестра формирует для каждой организации - поставщика услуг списки льготополучателей, которые в срок до 5 числа направляет в их адрес. Передача списков в электронном виде осуществляется по акту приема-передачи, составленному по установленной форме на бумажном носителе.

Согласно п.29 Правил Организации - поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в орган социальной защиты населения по установленной форме сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном органом социальной защиты населения списке. Передача сведений о денежных эквивалентах в электронном виде осуществляется по акту приема-передачи, составленному по установленной форме на бумажном

Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа. (31 Правил.) Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения. (п.п.37,38 Правил).

В связи с изложенным судом не принимаются во внимание доводы представителя ответчика Управления социальной защиты населения по Октябрьскому району города Барнаула о том, что оно являются ненадлежащим ответчиком, поскольку в компетенцию Управления входит учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки и выплата вышеуказанной компенсации, предоставление отчетов и заявок на выплату компенсаций, а ТСЖ как поставщик коммунальных услуг несет ответственность за правильность расчета денежного эквивалента меры социальной поддержки. При этом не имеет правого значения то обстоятельство, что фактически такой расчет по договору с ТСЖ производит ООО «Вычислительный центр ЖКХ», который организацией поставщиком коммунальных услуг не является и ответственности за правильность расчета перед льготополучателем не несет. Наличие гражданско-правовых договорных отношений между Управляющей компанией и Вычислительным центром ЖКХ по осуществлению начисления оплаты жилищно-коммунальных услуг и расчету денежного эквивалента меры социальной поддержки реабилитированному лицу не освобождает ТСЖ от ответственности за правильность таких начислений и расчета, произведенных Вычислительным центром. Указанные расчеты ВЦ ЖКХ ежемесячно предоставляет ТСЖ в виде счетов –извещений с указанием начислений и расчетом льгот, в том числе по квартире истца Сорокина Д.И., что не оспаривалось ответчиками. ТСЖ, таким образом, не лишено возможности контролировать правильность таких расчетов, произведенных Вычислительным центром.

В материалах дела имеется Информация Управления социальной защиты населения по Октябрьскому району города Барнаула о данных, занесенных в программный комплекс «Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», в которой имеется строка о размере льготной площади по жилью по отоплению – 54,0 кв.м, с учетом 3 проживающих в квартире лиц.

ДД.ММ.ГГГГ вступил в законную силу Закон Алтайского края -ЗС от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края», которым внесены изменения, в том числе в Закон Алтайского края Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов". С учетом изменений компенсация 50 % расходов на оплату отопления предоставляется в пределах установленных нормативов потребления услуги и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки. Краевые стандарты нормативной площади жилого помещения в свою очередь установлены постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от ДД.ММ.ГГГГ .

Исходя из системного толкования приведенных норм, до ДД.ММ.ГГГГ законодательство, регулирующее спорные правоотношения сторон, не предусматривало возможность использования при расчете денежного эквивалента мер социальной поддержки, а также при определении размера компенсации социальной или иной нормы жилой площади кроме общей жилой площади.

В силу ст.2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» данной категории граждан производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.

В силу п.14 Правил размер компенсации определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. (п.16 Правил). Данными Правила установлены нормативы потребления только сжиженного газа в баллонах и твердого топлива. (п.17-20 Правил).

Норматив потребления коммунальной услуги – месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме при отсутствии приборов учета. (п.2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ). Согласно Приложению к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения.

Таким образом, действия ТСЖ «<адрес>» по расчету истцу денежного эквивалента компенсации 50 % расходов на оплату отопления и действия Управления социальной защиты населения по Октябрьскому району г.Барнаула по выплате истцу компенсации 50 % расходов на оплату отопления исходя из 54, 0 кв.м льготной площади, а не из полной общей площади жилого помещения 59,1 кв.м с ДД.ММ.ГГГГ ( дата назначения данной выплаты) по ДД.ММ.ГГГГ ( в пределах исковых требований) являются незаконными.

Поскольку расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком услуг, в данном случае ТСЖ «<адрес>», то на данного ответчика суд полагает необходимым возложить обязанность произвести перерасчет сумм денежного эквивалента компенсации 50 % расходов на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения - 59,1 кв.м за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Также при таких обстоятельствах имеются основания для возложения на Управление социальной защиты населения по Октябрьскому району города Барнаула соответственно произвести выплату Сорокину Д.И. недополученную сумму указанной компенсации исходя из общей площади жилого помещения 59,1 кв.м за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах Сорокин Д.И. удовлетворить.

Обязать Товарищество собственников жилья «Дружные соседи» произвести перерасчет Сорокин Д.И. сумм денежного эквивалента компенсации 50% расходов на оплату отопления исходя из общей площади жилого помещения 59,1 кв.м за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Управление социальной защиты населения по Октябрьскому району г. Барнаула произвести выплату недополученной суммы компенсации 50% расходов по оплате за отопление Сорокин Д.И. исходя из общей площади жилого помещения 59, 1 кв.м за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Октябрьский районный суд г.Барнаула в течение месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: И.Б.Севостьянова