17 мая 2011 года г. Барнаул, ул.Бульвар 9-го Января, 19
Судья Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края Подберезко Е.А., при секретаре Дащенко Е.Г., рассмотрев жалобу администрации Октябрьского района г.Барнаула на постановление заместителя начальника Алтайского отдела по надзору в электроэнергетике Южно-Сибирского управления Ростехнадзора по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановлением заместителя начальника Алтайского отдела по надзору в электроэнергетике Южно-Сибирского управления Ростехнадзора от 28 марта 2011 года администрация Октябрьского района г.Барнаула признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Администрация Октябрьского района г.Барнаула, не согласившись с данным постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой указывает, что при рассмотрении дела были грубо нарушены процессуальные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, со стороны Ростехнадзора не была проведена предварительная подготовка к разбирательству дела, администрация района не была надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, представитель администрации при наличии доверенности, оформленной в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях порядке, не была допущена Ростехнадзором к участию в составлении протокола об административном правонарушении, что лишило администрацию прав на защиту своих интересов.
Кроме того, в жалобе администрация также ссылалась на отсутствие в ее действиях состава правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.9.16 Кодекса, поскольку не является субъектом указанного правонарушения, т.е. организацией с участием государства или муниципального образования, а равно организации, осуществляющей регулируемые виды дельности, а является территориальным органом местного самоуправления, в ее полномочия входит разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями, а также реализация Программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности городского округа города Барнаула на 2010-2015 годы с перспективой до 2020 года», просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
При рассмотрении жалобы представитель администрации на ее доводах настаивала по указанным основаниям.
Судья, выслушав представителя администрации, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы жалобы, в полном объеме независимо от доводов изложенных в жалобе, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, 25 февраля 2011 года государственным инспектором Алтайского отдела по надзору в электроэнергетике Южно-Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору был составлен протокол об административном правонарушении о том, что 15 февраля 2011 года в 14 часов 00 минут при осуществлении плановой проверки по адресу г.Барнаул, пр.Комсомольский, 108-а в действиях (бездействии) администрации Октябрьского района г.Барнаула было установлено нарушение ст.25 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно, отсутствует утвержденная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для администрации Октябрьского района г.Барнаула, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.10 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя начальника Алтайского отдела по надзору в электроэнергетике Южно-Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 марта 2011 года администрация Октябрьского района г.Барнаула признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Статьей 9.16 Кодекса Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с частью 10 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Субъектом данного административного правонарушения являются организации с участием государства или муниципального образования, а также организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности.
В силу п.9 ст.1 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 11.11.2009) организациями с участием государства или муниципального образования – являются юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям;
В соответствие с решением Барнаульской городской думы от 27 марта 2009 года №75 «Об утверждении положений о районах в городе Барнауле и администрациях города Барнаула» администрация района является территориальным органом местного самоуправления.
Согласно определению, данному в ч.1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статья 24.5 Кодекса Российской Федерации предусматривает то, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.
Таким образом администрация Октябрьского района г.Барнаула не является организацией с участием государства или муниципального образования, а также организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности, следовательно, не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.9.16 Кодекса Российской Федерации, указанный состав административного правонарушения в действиях администрации отсутствует.
Кроме того, в силу ст. 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.28.2 Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Как следует из материалов дела, уведомлением от 22 февраля 2010 администрация извещалась о необходимости явки в управление для составления протокола об административной ответственности 25 февраля 2011 года к 11 час.00 мин..
Представитель администрации ссылается на то, что не был допущен к составлению протокола по мотивам отсутствия надлежащим образом оформленных полномочий, процессуальные права представителю не разъяснялись, протокол был составлен в отсутствии представителя.
Действительно в материалах дела имеется доверенность на имя представителя администрации района М. № 01-21/163 от 24 февраля 2011 года, предоставляющая представителю полномочия на представление интересов администрации в управлении по делу об административном правонарушении с предоставлением всех прав, предусмотренных Кодексом.
Протокол составлен 25 февраля 2011 года государственным инспектором Ростехнадзора в отсутствии представителя администрации.
Учитывая то, что копия протокола направлена должностным лицом в адрес администрации района, получена администрацией, в протоколе указаны процессуальные права, принадлежащие администрации, а также то, что 25 февраля 2011 года администрацией даны пояснения к протоколу, поэтому в данном случае существенных процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении со стороны управления не допущено.
Вместе с тем, согласно ч. 5 ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении лицам, участвующим в рассмотрении дела разъясняются их права и обязанности.
Как видно из материалов дела, представитель администрации принимала участие при рассмотрении дела 28 марта 2011 года, на что указано в постановлении, вместе с тем, права и обязанности представителю администрации управлением не разъяснялись, что подтверждает отсутствие подписи представителя администрации в соответствующей графе постановления.
Таким образом, при рассмотрении дела, управлением допущено нарушение прав администрации Октябрьского района г.Барнаула, являющееся существенным и влекущее само по себе отмену постановления.
Согласно ст. 30.7 ч. 1 п. 4 Кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.5-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу администрации Октябрьского района г.Барнаула – удовлетворить.
Постановление заместителя начальника Алтайского отдела по надзору в электроэнергетике Южно-Сибирского управления Ростехнадзора от 28 марта 2011 года №17/1-07572 в отношении администрации Октябрьского района г.Барнаула, которой назначено административное наказание по ч.10 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50000 рублей – отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Е.А.Подберезко