г. Барнаул 16 января 2012 года Судья Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края Соболева С.Л., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении совместного белорусско-австрийского предприятия ООО «Вестинтертранс» (<адрес>), УСТАНОВИЛ: Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному старшим уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований Алтайской таможни Глотовым А.Н., ДД.ММ.ГГГГ на таможенную территорию таможенного союза из Нидерландов в адрес ОАО «Сибэнергомаш» (Россия, г. Барнаул) таможенным перевозчиком СП «Вестинтертранс» ООО в зоне деятельности таможенного поста «Берестовица» Гродненской региональной таможни Республики Беларусь был ввезен товар – кровельная система «BossCover EPDM» в ассортименте и количестве согласно книжки МДП № от ДД.ММ.ГГГГ, международной товарно-транспортной накладной (CMR) № от ДД.ММ.ГГГГ, инвойсу № от ДД.ММ.ГГГГ, упаковочному листу № от ДД.ММ.ГГГГ. Товар перемещался автомобильным транспортом в соответствии с процедурой международной перевозки грузов дорожными транспортными средствами, установленной Таможенной конвенцией международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, заключена в Женеве 14 ноября 1975 года). Держателем книжки МДП № от ДД.ММ.ГГГГ и перевозчиком являлось СП «Вестинтертранс» ООО. ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом ПТО «Берестовица» Гродненской региональной таможни Республики Беларусь представителю перевозчика – водителю-экспедитору СП «Вестинтертранс» ООО Липневичу А.В. была открыта таможенная процедура таможенного транзита. Книжка МДП № от ДД.ММ.ГГГГ была использована в качестве транзитной декларации, которой был присвоен №. СП «Вестинтертранс» ООО был установлен срок доставки на Барнаульский таможенный пост Алтайской таможни до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ водителем-экспедитором СП «Вестинтертранс» ООО Липневичем А.В. с целью завершения таможенной процедуры таможенного транзита в соответствии со ст. 225 Таможенного кодекса таможенного союза, должностному лицу Барнаульского таможенного поста Алтайской таможни были представлены следующие документы: книжка МДП № от ДД.ММ.ГГГГ, CMR № от ДД.ММ.ГГГГ, инвойс № от ДД.ММ.ГГГГ, упаковочный лист № от ДД.ММ.ГГГГ, информационное письмо б/н. Согласно представленным документам в автотранспортном средстве (регистрационные номера №) находился следующий товар, общим весом брутто 16149 кг (с учетом веса паллет), количество грузовых мест - 21. Представителю перевозчика было выдано подтверждение о прибытии №. В тот же день должностным лицом Барнаульского таможенного поста таможенная процедура таможенного транзита товара была завершена путем проставления даты и штампа «товар поступил» в CMR № от ДД.ММ.ГГГГ, а также внесена запись № в журнал учета завершения таможенной процедуры таможенного транзита по книжкам МДП Барнаульского таможенного поста. При помещении товара на склад временного хранения ОАО «АлтайПресс», было выявлено, что фактически вес товара составляет 17915 кг, а не 16149 кг, как указано в товаросопроводительных документах, о чем работниками СВХ был составлен акт несоответствия № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом отдела таможенного досмотра Барнаульского таможенного поста Алтайской таможни на основании поручения на досмотр № был проведен таможенный досмотр товара, поступившего по книжке МДП № от ДД.ММ.ГГГГ, CMR № от ДД.ММ.ГГГГ, в результате которого установлено, что фактический вес брутто товара составил 17914 кг (с учетом веса паллет), количество грузовых мест – 21. Таким образом, в ходе таможенного досмотра установлено, что общий вес брутто товара, указанный в МДП № от ДД.ММ.ГГГГ, CMR № от ДД.ММ.ГГГГ, меньше общего веса брутто товара, установленного в ходе таможенного досмотра на 1765 кг. Действия ООО «Вестинтертранс» квалифицированы по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при завершении таможенного транзита. Представитель ООО «Вестинтертранс» в судебное заседание не явился, в представленном ходатайстве указывается на то, что ООО «Вестинтертранс» извещено о месте и времени судебного разбирательства, однако в связи территориальной удаленностью не может направить своего представителя, в связи с чем просит рассмотреть дело без их участия. При этом в ходатайстве заявитель выражает несогласие с вменяемым правонарушением, полагая, что в действиях ООО «Вестинтертранс» отсутствует соответствующий состав, поскольку действующее законодательство не возлагает на перевозчика обязанность по проверке веса груза и внесению соответствующих оговорок; протокол об административном правонарушении составлен с существенными нарушениями; не представлено доказательств того, что ООО «Вестинтертранс» знало и могло знать о недостоверности сведений о весе груза, указанном в представленных таможенному органу документах, что свидетельствует об отсутствии вины юридического лица. Старший уполномоченный по особо важным делам отдела административных расследований Алтайской таможни Глотов А.Н. в судебном заседании настаивал на наличии правовых оснований для привлечения ООО «Вестинтертранс» к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагая позицию правонарушителя основанной на неверном толковании закона. При таких обстоятельствах судья полагает возможным рассмотреть дело при данной явке. Изучив материалы дела, выслушав представителя Алтайской таможни, судья приходит к следующим выводам. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет сообщение таможенному органу недостоверных сведений о товарах при прибытии на таможенную территорию, при убытии с таможенной территории, для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, а также при помещении товаров на склад временного хранения. Диспозиция указанной нормы содержит исчерпывающий перечень недостоверных сведений о товарах, за сообщение которых наступает административная ответственность, а именно количество грузовых мест, маркировка и наименование, вес и (или) объем товаров. Под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы (примечание к ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). В соответствии с подп. 21 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза перевозчиком признается лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, и являющееся ответственным за использование транспортных средств. Перевозчик при международной перевозке автомобильным транспортом при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза обязан сообщать таможенному органу достоверные сведения, перечень которых установлен ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного союза. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного союза при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу в частности, сведения о наименовании товаров, количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковки товаров, а также вес брутто товаров (в килограммах). Согласно ст. 182 Таможенного кодекса Таможенного союза при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляется транзитная декларация, которая должна содержать сведения, в том числе, о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров и о количестве грузовых мест. Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы (ст. 225 Таможенного кодекса Таможенного союза). В силу требований ст. 169 Таможенного кодекса Таможенного союза для помещения товаров на временное хранение перевозчик, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители представляют в таможенный орган транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения). При принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров, внешнее состояние груза и его упаковки. На основании п. 2 ст. 11 (КДПГ) перевозчик вправе потребовать от отправителя приобщить к накладной или предоставить в его распоряжение документы и сообщить все требуемые сведения, необходимые для выполнения таможенных и иных формальностей. Для перевозок всеми видами транспорта существует единый подход к установлению порядка действий перевозчика при приемке груза к перевозке. Он характеризуется тем, что если перевозчик фактически не может реализовать свое право проверить достоверность сведений о грузе, он должен внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки (пункт 2 статьи 8 КДПГ, статья 39 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г., пункт 1 статьи 16 Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 г., пункт 1 статьи 145 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и др.). При отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок действует презумпция, что в момент принятия груза перевозчиком число грузовых мест, а также их маркировка и номера соответствовали указаниям накладной, следовательно, законодательство, регулирующее отношения в сфере международной перевозки грузов, предусматривает обязанность перевозчика проверить фактическое соответствие перевозимого груза товаросопроводительным документам. Отсутствие таких оговорок в документах, в случае выявления недостоверности заявленных в них сведений, может свидетельствовать о недостаточной степени заботливости перевозчика о соблюдении требований таможенного законодательства, а, следовательно, и о наличии вины в его действиях. Факт совершения ООО «Вестинтертранс» вменяемого административного правонарушения (а именно, сообщение таможенному органу недостоверных сведений о весе груза) подтвержден собранными по делу об административном правонарушении доказательствами (протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 176-186), определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 1-5), книжкой МДП № от ДД.ММ.ГГГГ (Т<адрес>) (л.д. 11), международной товарно-транспортной накладной (CMR) № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14), инвойсом № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15), упаковочным листом № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 95-96), подтверждением о прибытии № (л.д. 16-17), записью № в журнале регистрации подтверждений о прибытии транспортных средств Барнаульского таможенного поста (л.д. 18-19), записью № в журнале учета завершения таможенной процедуры таможенного транзита по книжкам МДП Барнаульского таможенного поста (л.д. 20), актом несоответствия № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21), № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22), актом таможенного досмотра № (л.д. 25-53), декларацией на товары № (л.д. 107-111), № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 114), показаниями свидетелей Свидетель1 (л.д. 59-61), Свидетель2 (л.д. 62-64), Свидетель3 (л.д. 65-67), Свидетель4 (л.д. 73-75), Свидетель5 (л.д. 151-152)), оцененными судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Каких-либо оговорок в товаросопроводительные документы перевозчиком внесено не было. Таким образом, перевозчиком не была соблюдена та степень осмотрительности, которая необходима для предотвращения нарушений требований таможенного законодательства. Позиция ООО «Вестинтертранс» о том, что у последнего как перевозчика отсутствовала обязанность по проверке веса груза, основана на ошибочном толковании закона. Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при определении вины перевозчика, сообщившего таможенному органу недостоверные сведения о грузах, количество которых определяется весовыми параметрами, необходимо выяснять, значительна ли разница между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, а также насколько такое несоответствие могло быть очевидным для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе, исходя из осадки транспортных средств, его технических возможностей и других подобных показателей. Вопрос о том, значительно ли несоответствие между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств данного правонарушения. Учитывая, что в данном случае несоответствие фактического веса брутто заявленному составило 1 765 кг при общем фактическом весе 17 915 кг (а не 16149 кг), указанное, по мнению судьи, является значительным несоответствием и, соответственно, не может повлечь освобождение правонарушителя от административной ответственности в связи с малозначительностью. Доводы ООО «Вестинтертранс» о том, что протокол об административном правонарушении составлен с существенными нарушениями, безосновательны и своего подтверждения не нашли. При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (статья 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, по делу не установлено. При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что достижение цели административного наказания может обеспечить наказание в виде административного штрафа, предусмотренном санкцией части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях без конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3.1, 3.2, 3.12, 4.1, 23.1, 26.11, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ: Признать ООО «Вестинтертранс» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей без конфискации предметов административного правонарушения. Разъяснить ООО «Вестинтертранс», что штраф необходимо оплатить не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу в отделение 1 Московского ГТУ Банка России Москва 705 по следующим реквизитам: УФК по г. Москве (ФТС России), ИНН 7730176610, БИК 044583001, р/с 40101810400000010153, ОКАТО 45268595000, КПП 773001001, КБК 15311604000010000140, код Алтайской таможни 10605000, назначение платежа – штраф для Алтайской таможни. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, после уплаты таможенных платежей подлежит возврату получателю груза - ОАО «Сибэнергомаш». Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней через Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края со дня получения копии постановления. Судья С.Л. Соболева